Танцующая Эвридика

Рамиль Мухамматдинов
                Рассказ               
                Пролог

    «Деда! Дедушка! Деда! Я поеду на танцевальный конкурс в Борщевск!» - Варюха бежала по двору, размахивая портфелем. «И когда же он будет, этот конкурс?» - поинтересовался Егор Ильич, приставляя лопату к стене. Он как раз закончил расчищать двор от снега. «В весенние каникулы!» - Варюха закружилась на месте, держа портфель перед собой на вытянутых руках.

    Егор Ильич неравнодушен к танцам, в молодости участвовал в конкурсах, а затем старался привить любовь к этому искусству и детям, и внукам. Однако увлечь удалось одну только вот  Варюху. «Времени ещё чуть больше месяца, - прикинул он, - надо будет ежедневно заниматься с ней».

    Они живут в посёлке Заречном в деревянном доме: Егор Ильич с женой Зинаидой; их сын Прохор с невесткой Светланой; Славка – старший внук, а Варюха – младшенькая.
 
    У Варюхи – две россыпи веснушек-конопушек на щеках, длинные волосы удивительно огненно-рыжего цвета. Говорят, что его дед, которого сам Егор не помнит, имел огненно-рыжую бороду. А карие глаза у Варюхи, конечно же, от Светланы.

    Иногда изображая кавказский акцент, Егор говорит внучке: «Па-а-слющий, Варухха, - с гортанным «х», как говорят азиаты и кавказцы, - как пажи-и-ваешь?» «Ха-ра-шо паживаю, однако», - отвечает обычно Варюха, тоже стараясь подражать кавказцам. Ей это плохо удаётся. Но дедушка неизменно заявляет: «Ма - ла - дэц!» Это их пароль, укрепляющий их дружбу! Игра, понятная только им!

    «Па-а-слющий, Варухха, нам надо будет ежедневно репетировать, - сказал он, взяв внучку за плечи, - вот сегодня и начнём до прихода мамы с папой».

    После обеда Варюха быстро сделала уроки и, дождавшись, когда брат закончит с домашними заданиями, поставила музыку, под которую обычно танцевала. Она любит латиноамериканский танец "ча-ча-ча". Обычно они танцуют вместе с Димой из параллельного класса. На конкурсе тоже будут танцевать в паре с ним.

    Егор Ильич подправлял её, показывал, как нужно выполнять движения. «Варюха, не смотри под ноги. Держи голову прямо. И туловище, и голова должны быть прямыми, словно тебя подняли за макушку, - дедушка исправлял те ошибки, которые бросались в глаза, - ты думай, куда пойдёт твой центр тяжести, а нога сама найдёт, куда ступить».

   Они договорились, что завтра Варюха пригласит Диму, и они будут репетировать вместе.

   Ежедневно Егор Ильич занимался с ними по целому часу. Он заметил, что дети стали танцевать легче и радостнее, в их движениях появился задор и что они совершенно не сбиваются с ритма!

    Настала долгожданная дата. Завтра рано утром Варюха с Димой едут на поезде в Борщевск! Не одни, конечно, с мамами. Варюха с мамой легли спать раньше обычного, чтобы успеть выспаться. «Что же произойдёт завтра?»—думала Варюха, засыпая.

                Край Родниковый

    Николай Иванович открыл глаза и сладостно потянулся. Приятно вот так вот понежиться под стук колёс. Через несколько часов будет его остановка – город Борщевск. Он едет в командировку, ему предстоит возглавить жюри танцевального конкурса.

    Николай Иванович – один из лучших танцоров страны, как многие его считают. Сам же Николай считает себя сильнейшим и искуснейшим без никаких оговорок. Объездил с гастролями полмира. Побывал и на западе: и в Европе, и в Америке. Он нигде не встретил равного себе по таланту танцора. Николай Иванович одарён от природы и знает о танце всё! Он потомственный танцор в третьем поколении. Танцевали его родители, бабка и дед со стороны отца. Склонность к танцам у него в генах. Он прекрасно понимает Айседору Дункан, которая могла движением тела передать любое чувство. Ему – тридцать три, «возраст Христа», как принято считать. Непременно наступит день, и он не за горами, когда танцоры, хореографы и балетмейстеры со всего мира будут приезжать, чтобы поучиться у него.

    В его жизни всё по высшему классу! У него умница и красавица жена Эльвира; сын Федя отлично учится и музыкально одарён; подрастает младшая, Маринка, в школу пойдёт на будущий год. Николай Иванович работает в театре под руководством отца. Николай любит свою работу. Танец для него – это всё! Друзья?.. Есть у него и друзья, их немного. Но Николай Иванович – самодостаточный человек, он не нуждается в друзьях. Скорее, это они нуждаются в Николае Ивановиче.

    Вместо сошедшей супружеской пары в купе вошли две дамы «бальзаковского» возраста. К тому времени Николай Иванович и его попутчик Максим уже встали, умылись и успели позавтракать.

    С первых же слов женщины ненавязчиво заговорили на религиозную тему. Максим, явно атеист, затеял с ними спор. Дамы легко парировали его выпады. По тому, как уверенно они говорили, можно было сделать вывод, что они очень хорошо «подкованы» в религиозном отношении, Николай Иванович отметил это про себя. Он не был верующим, но и не отрицал Бога. До сих пор он как-то обходился без Бога, их пути шли параллельно и пока не пересекались, и определять свою позицию в религии не было необходимости. «Если бы я не знал, что в христианстве священником может быть только мужчина, я бы предположил, что вы священнослужители», -  вмешался в их спор Николай Иванович. «Вы не ошиблись, я – пастор православной общины «Божий поток». Меня зовут Людмила», -  представилась высокая женщина. «А меня зовут Тамара, я тоже пастор «Божьего потока», только у себя в деревне», - представилась её спутница. «А что это за «поток», это секта что ли какая-то»? - поинтересовался Николай. «Слово «секта» имеет негативный оттенок и предполагает, что там есть противоречия Библии, – ответила Людмила. - Мы же проповедуем Слово Божие, строго по Евангелию. Когда создавалась наша община, в официальной церкви не изучали Библию, а только проводили службы, а мы на каждом занятии изучаем Слово Божие. Ведь недостаточно молиться Богу – Его необходимо прославлять, говорить о Нём, нести Слово Божие в народ. Кстати, язык дан человеку не только для общения, но в первую очередь, чтобы славить Господа! Кроме того, каждому христианину предписывается, независимо от того, мужчина он или женщина, нести Слово Божие людям, быть проповедником.

    Есть в Борщевске и другие православные общины со своими деревенскими ответвлениями, - продолжала она, - я бы сказала, что таким образом Слово Божие загорается огнями то там, то здесь в народе. И это прекрасно! Духовность возрождается в нашем краю»!

    Они долго говорили о вере. Николай Иванович узнал много интересного. Его поразила мысль, высказанная Тамарой: Иисус Христос пришёл в наш грешный мир в хлев. «А хлев – это не самое чистое, не самое приятное место на селе, поверьте мне, деревенскому человеку, - сказала она. – И это символично, вся земля в то время стараниями дьявола была превращена в «грязное место». Люди погрязли в пороках и нечестивости». И ещё Тамара говорила, что край их, недавно языческий, известен своей магией и колдовством. В глубинке до сих пор есть разные бабки, которые могут и порчу навести, и снять сглаз… В этом, некогда языческом краю, сильный, крепкий дух трудовых людей, «замешанный» на колдовстве и магии предков, создаёт особую, «гремучую смесь» жизни, где люди способны и «рубить с плеча» и, вместе с тем, заглянуть в душу, где люди умеют глядеть в корень, видят глубже и тоньше, где понимают с полуслова, с полувзгляда и где умеют самозабвенно трудиться. И вот сейчас очень важно всю эту необычайно мощную жизненную энергию нашего края направить в Божественное русло. Дьявол же пытается споить и совратить наш талантливый народ», - подытожила Тамара свою мысль.

    «Похоже, ты сама и есть одна из обладательниц этой мощной биоэнергетики, - подумал Николай Иванович, глядя на её коренастое и плотное телосложение и слушая, как гладко и непринуждённо, словно ручей журчит, течёт её речь, - похоже, Сам Бог выбрал тебя в пасторы»!

    Узнав, что Николай Иванович – профессиональный танцор, Тамара оживилась. Она рассказала, как танцует молодёжь в их деревне, да и люди постарше не прочь «тряхнуть стариной»! Особым шармом у них считается исполнить танец «с выходом» - вступительной частью танца, который каждый придумывает сам и старается, чтобы он отличался от других. «С выходом из-за печки», - как в шутку говорят сами сельчане.

    «У Вас очень необычная профессия – танцор», - сказала Тамара в завершение разговора. «Много необычных профессий на свете», — подумал Николай Иванович. Вот его одноклассница Ольга окончила цирковое училище и теперь работает в цирке. А Женька Первухин, с которым они сидели за одной партой, - автомеханик. Для самого Николая профессия автомеханика более необычна, чем артист цирка или танцор.   

    Однажды он зашёл к Женьке, который тогда учился в техникуме. На столе у друга лежал учебник по автомобилям. Николай из любопытства открыл книгу там, где была закладка. В глаза бросился текст: «В обычном, рабочем режиме пламя распространяется от центра к стенкам цилиндра со скоростью порядка нескольких метров в секунду. При детонационном сгорании рабочей смеси фронт пламени движется во много раз быстрее, со скоростью, превышающей скорость звука, и достигающей тысячи метров в секунду». Тогда эти слова поразили его. В память врезался факт измерения скорости пламени. Время от времени он вспоминал об этом.

    Поезд подошёл к Борщевску, городу сталеваров и оружейников. Здесь жил и ковал оборонную мощь страны недавно ушедший знаменитый конструктор стрелкового оружия.

    На вокзале его встретил Анатолий Игнатьевич, работник отдела культуры, солидный мужчина лет на десять старше его, который отвёз его в гостиницу. Там для Николая Ивановича был забронирован номер. Потом они вместе пообедали в кафе.

    Назавтра запланирован конкурс для взрослых, а на послезавтра – для детей и подростков. Сегодня день свободный. Анатолий Игнатьевич предложил «покатать» его по городу и показать достопримечательности. «Пытается угодить столичной «звезде», - подумал Николай Иванович. Ему было приятно такое внимание к его персоне. Посетили музей знаменитого конструктора, побывали в краеведческом музее. Подъехали к монументу Дружбы, который расположен на высоком берегу пруда. "Летом отсюда, наверное, открывается прекрасный вид на широкие водные просторы с яхтами и катерами", - подумал Николай Иванович.

    Оказалось, что недалеко от монумента, внизу, возле самого пруда, есть два родника, красиво оформленные. Анатолий Игнатьевич поведал, что в их местности очень много родников и что сами жители называют свою малую родину Родниковым Краем. Даже в черте города есть более дюжины источников!

    А вечером Анатолий Игнатьевич повёз его на заседание литературного клуба «Прикосновение». Более десяти лет в клубе собираются поэты и прозаики, издаются коллективные сборники. В тот вечер как раз состоялась презентация очередного сборника. Николаю Ивановичу понравилось общение интересных творческих людей в уютном салоне центральной библиотеки города, носящей имя Н.А. Некрасова. Возглавляет литературное объединение поэт и переводчик Васин Алексей Петрович. Николай Иванович обратил внимание на стройную сухощавую вдову известного поэта Семёна Перевощикова, Марию Эваристовну.

    Вечер открыли две сотрудницы библиотеки: Тамара Павловна и Ирина Валентиновна. В каждом коллективе есть «стержневые» личности, во многом определяющие его жизнь. «Это и есть главные специалисты, главные люди библиотеки», - определил Николай Иванович.

   Его познакомили с прозаиком Полиной Трониной. Она подарила ему свою книгу «Самоволка». «Конечно же, это жалкая пародия на песню «Любэ» «Самоволочка», изложенная в прозе, с обильным добавлением «воды», - подумал он, принимая подарок.

    Говорили на этом вечере и о знаменитом конструкторе. Оказывается, он тоже был творческой личностью и любил стихи.

    Среди участников литературного клуба была Татьяна Конева, одна из авторов и организаторов необычного праздника - Рыжего Фестиваля, который ежегодно проводят в Борщевске в начале сентября, в пору золотой осени. Оказывается, рыжие здесь не являются редким исключением. И вполне возможно, что те многие мужчины и женщины с рыжими и даже огненного цвета волосами, которых приходилось ему здесь видеть, имеют свой, естественный цвет волос! Сами жители  называют их не "рыжими", а «солнечными» людьми. Много весёлых конкурсов проводится на этом необычном Фестивале, выбираются самый «солнечный» мужчина и самая «солнечная» женщина!

    На следующий день, наконец, начался танцевальный конкурс, ради которого он приехал в Борщевск. В зале царит праздничное настроение, играет негромкая музыка. Прекрасные женщины в красивых платьях, мужчины с подтянутыми фигурами. Николай Иванович чувствовал себя в родной стихии.

    К состязанию всё готово! На длинном столе жюри стопкой лежат почётные грамоты, в которые нужно только вписать имена победителей. За этим столом разместился и оператор, управляющий компьютером и акустической техникой. На середине стола – огромная ваза с роскошным букетом цветов, аромат которых чувствуется даже на большом расстоянии, словно ты находишься в цветочном магазине. «Молодцы, не поскупились», - подумал Николай Иванович. Выдвинув ящик стола, Анатолий Игнатьевич показал подарки, которые предназначены победителям завтрашних, детских конкурсов. "А вот этот приз будет вручён самой талантливой юной танцовщице", - он протянул Николаю Ивановичу статуэтку. Это была изящная фигурка танцующей женщины, искусно вырезанная из дерева. Танцовщица, казалось, была вся в движении и, словно заметив его взгляд, мгновенно замерла. Николай Иванович был восхищён статуэткой и долго любовался ею, разглядывая со всех сторон. Снизу к подставке фигурки была приклеена этикетка. "Танцующая Эвридика", -значила надпись. "Но богиней танца является не Эвридика!" - вырвалось у него. -
 Богиней танца является Терпсихора!" "Я сказал то же самое автору статуэтки, - живо отозвался Анатолий Игнатьевич. - Её изваял наш местный скульптор и художник Прозоров. Он ответил, что танцевать любят все, в том числе и Эвридика". "Прекрасный подарок", - сказал Николай Иванович, возвращая статуэтку.

   Но он не останется на детский фестиваль. Детский конкурс – не его уровень. Он уедет сегодня вечерним поездом. Уже забронирован билет и даже куплены шампанское, чтобы отпраздновать с Эльвирой своё возвращение из командировки, и плитки шоколада детям. Анатолий Игнатьевич, конечно же, отвезёт его на вокзал.

    Конкурс начался с латиноамериканских танцев. «Недурно для захолустного городка», - отметил он, наблюдая за танцующими парами. Разногласий с Анатолием Игнатьевичем в оценке танцующих не было – тот полностью доверял его профессионализму. Нет, никаких выдающихся талантов он здесь не видит.  Однако приехал он не зря. Он получил множество новых впечатлений, «людей посмотрел, себя показал», удовлетворил своё любопытство, побывав в Борщевске, но в другой раз в этот "овощеград" без особой нужды вряд ли приедет.

    После каждого этапа конкурса Николай Иванович объявлял победителей, вручал грамоты им, а также парам, занявшим вторые и третьи места.

    Конкурс завершался исполнением вальса. Николай Иванович заметил, что появилась новая пара, немолодые мужчина и женщина. Партнёрша была выше ростом даже в туфлях на маленьких каблуках. Она танцевала, максимально откинувшись назад и почти запрокинув голову. «Это даёт партнёру больший обзор», - отметил про себя Николай Иванович. А партнёр, между тем, в такт музыке чуть заметно раскачивался то влево, то вправо, что также позволяло держать под обзором пространство, которое закрывала собой высокая партнёрша. Николай Иванович понимает все действия, которые совершают участники состязания. Он отметил небольшую угловатость в движениях обоих партнёров этой пары. Возраст лишает грациозности, а эта пара явно подходила к шестому десятку, а может быть, уже достигла.

    Обычно все танцующие бросали взгляд в сторону Николая Ивановича, когда находились к нему лицом. А эта женщина танцевала самозабвенно. Она до сих пор ни разу не взглянула на него. Более того, она ни разу не удостоила внимания никого из танцующих вокруг пар. Она вся отдалась танцу, музыке. Возможно, в мыслях и чувствах она была где-то в своей далёкой молодости или, даже, юности… Кажется, её не интересуют результаты состязания – она наслаждается танцем!

    Его задело то, что она игнорирует председателя жюри. Его, самого Николая Ивановича! А может быть, это её способ обратить на себя внимание?

    Николай Иванович не только знает о танце всё. Он понимает каждое движение танцора и чувствует эмоции танцующего. От его взгляда не скроется ничто! То, что человек хотел бы скрыть, стоя на месте, сразу становится видимым, как только он начинает двигаться. Ведь танец - это не только движение тела, танец - это движение души! И в танце человек весь на виду. Как хиромант читает судьбу по линиям ладони, так же Николай Иванович читает человека по его танцу!..

   Среди танцующих была молодая пара. Они были прекрасно подготовлены. В их движениях чувствовалось присутствие серьёзной школы. Их Николай Иванович сразу отметил как будущих победителей. «Они обучались танцу явно не в этом "картофелеграде», - подумал он. Пару, которая займёт второе место, он также определил без усилий. Кому же дать третье место?

    «Старички», как назвал их про себя Николай Иванович, надёжно приковали к себе его внимание. Угловатость в движениях этого пожилого джентльмена определяется не только возрастом. Да, определённо, он недавно начал обучаться танцам. Она, конечно же, танцует давно, это заметно сразу. Им, пожалуй, можно присвоить третье место.
 
    А вот есть ещё одна пара, которая может претендовать на третье место. Но они ещё молоды, успеют побывать в призёрах, у них тоже много погрешностей.

    Как же наши «старички»? В движениях партнёра чувствовалась напряжённость - он сдавал один из сложнейших своих экзаменов, а она кружилась, кружилась, не обращая внимания ни на кого…

    Демонстративное игнорирование всех окружающих и его самого, которое явно выказывала эта особа, стало раздражать его. Интересно, кто она такая? Заглянем в списки танцующих пар… Так… Пара под номером восемь: Мясникова. Ха! С такой фамилией только мясом торговать на базаре! А её муж, наверное, там же на базаре работает мясником. Николай Иванович видел однажды на рынке, в отдельном закуточке, как огромный бородатый детина таким же огромным, под стать ему самому, топором рубил тушу.

    Как же её зовут? Надежда Петровна. «Оч-чень редкое имя», - подумал он язвительно, вспомнив диалог из фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром»:
 - У неё удивительное имя… Надя.
 - Главное – редкое.

    «Странные старики в этом "овощеграде», - думал про себя Николай Иванович. Полине Трониной тоже шестой десяток. Что толкнуло её написать первую книгу под старость лет? А что заставило этого учиться танцам в преклонном возрасте? В свои тридцать три он смотрел на шестидесятилетних как на стариков, у которых жизнь уже позади, и не совсем понимал их притязания.

    «Всё, решено: третье место я отдаю «старичкам», - подумал Николай Иванович. Награждение он начал, как всегда, с третьего места.

    «Я поздравляю Вас», - Николай Иванович протянул женщине грамоту. Её партнёр сказал: «Тебе вручают грамоту». Женщина вытянула руку вперёд. Николай Иванович был смущён её взглядом – это был взгляд слепого человека. «Это розыгрыш, - мелькнула мысль, - возможно, это местная артистка». Он протянул женщине руку. Партнёр сказал: «Тебе хотят пожать руку». Пожав руку женщине, он пристально посмотрел в её глаза. Можно, конечно, изобразить рассеянный взгляд, но "сыграть" цвет глаз невозможно, невозможно «сыграть» слепые глаза. Но слепой человек не может танцевать! Нет, выполнить танцевальное движение слепой, конечно же, может. Иногда на репетициях танцоры с закрытыми глазами выполняют специальные упражнения. Но участвовать в конкурсе... Сам Николай Иванович не решился бы выступить на сцене с завязанными глазами. Он стоял, не зная, что сказать.

    Молчание затянулось. Вспомнились слова из какого-то произведения: «Он потерял дар речи и стоял с открытым от удивления ртом». Проверил положение рта. Рот был закрыт. «Это хорошо, - подумал Николай Иванович, - по крайней мере, я не выгляжу безнадёжным идиотом».

    Наконец, он решился задать вопрос: «Вы слепая»? «Я предпочитаю слово «незрячая», -  ответила женщина, - да, я незрячая». Снова пауза. Через какое-то время он задал следующий вопрос. «Но…как…как же Вы…танцуете?» - запинаясь, спросил он. «Я доверяю своему партнёру», - её рука легла на плечо мужчины. Рука легла неточно, и уже после соприкосновения она скорректировала движение и провела ладонью вниз по его руке. Мужчина сжал её ладонь. Сомнений не оставалось – она действительно не видит. Смятение, охватившее его, усилилось. Видя его растерянность, мужчина сам протянул руку за наградным листком. Вручив грамоту и пожав руку мужчине, он пробормотал что-то о пожеланиях дальнейших успехов.

    Он не помнил, как прошёл к столу и сел на своё место. В душе были замешательство, растерянность и смятение. Пережитые только что чувства выбили его из привычного мироощущения, из привычного круга восприятий. Стыд за свою некомпетентность, удивление от только что сделанного открытия и какие-то неизведанные ранее чувства будоражили душу, ошеломляя и не давая собраться с мыслями…

    Попросив Анатолия Игнатьевича вручить оставшиеся грамоты, Николай Иванович погрузился в размышления. Значит, он знает о танцах не всё, он знает не всё о движении, он знает не всё о людях… Есть «Слепой музыкант», история знает глухого композитора, но чтобы слепой человек  участвовал в танцевальном конкурсе, ему слышать не приходилось…

    Вспомнился один случай. Николай Иванович ехал в автобусе. Автобус был почти пуст. Он занял среднее сидение в заднем ряду. Этот последний ряд был на возвышении, и весь салон был перед ним, как на ладони.

    На одной с ним остановке сели две молоденькие и привлекательные девушки. Девчата расположились рядом с задней дверью лицом к Николаю Ивановичу. «Едут на дискотеку», - подумал он. Новая, «с иголочки», одежда, аккуратные причёски, длинные, с тушью ресницы. Со вкусом подобранная бижутерия была отличным дополнением к их красивым лицам. «Даёт же природа красоту иным людям», - подумал он тогда. Обе девушки хоть сейчас могли участвовать в конкурсе красоты!

    На следующей остановке вошли парень с девушкой. Язык жестов, которым они общались меж собой, выдавал в них глухонемых. Они расположились через проход от девчат, тоже лицом к Николаю Ивановичу. В отличие от девушек, их одежда была простой. На девушке был тоненький свитерок, и у неё не было никаких украшений, даже серёжек. Необычная жестикуляция привлекла внимание. Эмоции глухонемых были написаны на их лицах, их можно было читать, как открытую книгу.

    На лице девушки требовательный вопрос. Парень энергично что-то доказывает ей. Вопрос сменился сосредоточенным вниманием и стремлением понять. Вот обозначилась удовлетворённость ответом. Вдруг лучезарная улыбка озарила её лицо! И – словно солнце взошло в автобусе!!! Улыбка девушки завораживала, притягивала и пленяла.
 
    Николай Иванович смотрел на неё не в силах оторвать глаз. Вспомнились слова отца, услышанные от него ещё в юности: «Человека нельзя разглядывать демонстративно и пристально. Так можно разглядывать вещь, но не человека. Это унижает его, оскорбляет его чувства». Николай Иванович заставил себя отвести взгляд в сторону.
 
    В поле зрения попали те девчата, ехавшие на дискотеку. В глаза бросился удивительный контраст эмоциональных лиц глухонемых и холодных лиц девушек, которые выглядели неживыми, ненастоящими. Это были красивые, безупречно оформленные, но куклы. Это были «куклы Барби»… Ошеломлённый этим контрастом, этим сравнением, он снова перевёл взгляд влево. Парень с девушкой, соприкоснувшись плечами и чуть подавшись вперёд, беззвучно смеялись. Удивительно уютно, тепло и радостно стало тогда на душе у Николая Ивановича. Вспомнились слова из песни:
                Вот она, сама любовь ликует –
                Голубок с голубкою воркуют…

    Теперь же, сидя за столом жюри, Николай Иванович отметил закономерность: чтобы совершить те же самые действия, что и здоровым людям, людям, имеющим физические недостатки, приходится проявлять больше жизни, прикладывать больше душевных сил и энергии, больше труда. Мы интуитивно чувствуем это. Ответная симпатия к ним, приятие побуждает поддержать, а при необходимости и помочь им. Достижения людей с физическими недостатками вызывают восхищение!

    Мысли снова вернули его к незрячей женщине, отважившейся участвовать в танцевальном конкурсе. Ему захотелось поощрить её за эту отвагу. Он оглядел поверхность стола, ещё не имея конкретных планов. Решительно выдвинул ящик стола. Вот статуэтка «Танцующая Эвридика», - вполне достойная награда для этой прекрасной женщины!

    Да! Женщинам всегда дарят цветы! Этот роскошный букет, стоящий на столе, будет вручён самой достойной из женщин! Он достал букет, отжал воду обратно в вазу, вытер стебли и руки носовым платком. Положил букет на стол рядом со статуэткой. Кстати, надо ведь и мужчине что-то подарить! Надо спешить, Анатолий Игнатьевич, завершив вручение грамот, теперь зачитывал очерёдность занятых мест. Николай Иванович снова выдвинул ящик стола. Нет, эти подарки годны лишь детям, взрослому мужчине они не подойдут. Задвинул ящик обратно. Выдвинул свою сумку из-под стола, открыл её, ещё не осознавая, что собирается делать. Пошарил глазами. Вот бутылка шампанского – подходящий подарок для партнёра этой дамы! Пусть отпразднуют свой успех! Поставил шампанское на стол. «Только бы ничего не выронить», - подумал Николай Иванович, заметив, как предательски дрожат руки.

    Он взял микрофон и объявил: «Дорогие друзья! Приз зрительских симпатий и симпатий жюри вручается танцевальной паре номер восемь: Надежде Мясниковой и …» Гром аплодисментов заглушил его слова, даже усиленные микрофоном. Мелькнула мысль: «Похоже, все знали, что она незрячая, я один оставался в неведении».

    Вручая цветы и подарки, он отметил про себя, что давно не волновался так, как волнуется сейчас…

    Анатолий Игнатьевич довёз его до гостиницы, вышел из машины, чтобы проститься. «А может, ещё прокатимся по городу? У нас есть ещё много интересного», - предложил он. «Нет, спасибо, - Николай Иванович опустил глаза, - мне надо побыть одному». Анатолий Игнатьевич пристально посмотрел на него: «Насколько понимаю, Вы не уезжаете сегодня»? «Да, да», - ответил Николай Иванович. А через секунду подумал: «Утвердительный короткий ответ здесь использован неверно, - и сказал, - нет, конечно же, нет». А ещё через секунду подумал: «Только что ты дал два взаимно исключающих ответа, - и счёл необходимым уточнить, - я не уеду сегодня, а завтра приму участие в детском конкурсе». «Я очень рад, - Анатолий Игнатьевич подал руку, - отдыхайте. Если что понадобится – звоните, мой телефон Вы знаете».

    Зайдя в номер, Николай Иванович, не раздеваясь,  постоял у окна, затем сел к столу. Мысли и события сегодняшнего дня сменяли друг друга. На душе было неуютно. В его сознании шёл диалог с самим собой:
 - Сегодня тебя щёлкнули по носу, Николай.
 - Нет, это неправда. Я был на высоте. Гром аплодисментов, которым зал встретил моё решение, является тому доказательством.

    Но самообман не удавался. Кто бы мог подумать, что незрячая женщина может участвовать в конкурсе? Дело даже не в том, что он оказался несостоятельным в профессиональном отношении. Сегодня произошло что-то более важное, чем вопрос профессионализма. Что-то случилось с душой, словно  она осталась обнажённой и беззащитной. Вдруг куда-то исчезла броня-самоуверенность, которая всегда надёжно прикрывала и защищала её.

    …Снова танцующие пары кружат по залу, музыка Свиридова. Никогда бы не подумал, что такая волшебная музыка может быть источником страданий. Вот он снова вручает награды. Глаза незрячей женщины. А ведь он даже не заподозрил, что она не видит. Вспомнилось, как она танцевала. Сколько самообладания нужно, чтобы, будучи незрячей, решиться участвовать в конкурсе! Она без явных ошибок и промахов довела танец до завершения. Есть люди, которые будучи в чём-то ущербными, теряют самообладание, теряют себя. А другие, как эта леди, укрепляют дух, работают над собой с удвоенной энергией. Их результаты ошеломляют!

    Снова вспомнился случай в автобусе, глухонемая девушка с обворожительной лучезарной улыбкой и те красотки с холодными, как у кукол, лицами. Вдруг ужасная мысль обожгла его, словно огонь: а не является ли он сам, Николай Иванович, такой же вот холодной «куклой Барби»? Становится ли окружающим его людям теплее, светлее и радостней оттого, что рядом с ними есть он?

    Однажды он шёл по коридору театра. Впереди стояли трое молодых мужчин, его ровесники. Николай Иванович хорошо знал каждого из них. Друзья о чём-то энергично спорили. Увидев его, они смолкли. Поздоровавшись с каждым за руку, Николай Иванович пошёл дальше. Когда он отошёл на какое-то расстояние, приятели продолжили спор. Друзья не предложили ему принять участие в споре, не спросили его мнения. Вспомнились и другие случаи, когда чувствовалась стена между ним и сослуживцами. Ужасная догадка подтверждалась. Огонь бушевал в душе, причиняя боль и страдания. И «фронт пламени» распространялся с неимоверной быстротой, угрожая перерасти в «детонацию». А центром пламени, свечой, была незрячая женщина, эта Танцующая Эвридика…   

    Ему стало жарко и душно. Стены и потолок, казалось, надвинулись на него, стремясь раздавить. Нестерпимо захотелось на улицу, на свежий воздух. Он быстро вышел из номера и стал спускаться вниз. Здесь, совсем недалеко, через улицу, чуть наискосок, есть парк, парк имени Горького. Вчера они с Анатолием Игнатьевичем уже были там.

    В парке было немноголюдно. Аллеи были занесены снегом, ночью прошёл снегопад – зима не хотела уступать свои права. Прогуливаясь по аллеям, можно было углубиться в свои размышления – никто не мешал. Только служащая парка, уже немолодая женщина, сгребала снег с дорожек огромной пластмассовой лопатой. Она украдкой время от времени поглядывала на него.

    "Так вот какой он непростой, этот город Борщевск, - думал он, - вот какие непростые, талантливые здесь люди". Вдруг всё увиденное, услышанное в этом городке, все встречи стали враз меняться в его восприятии. Этот симпатичный джентльмен Алексей Петрович, объединивший вокруг себя творческих, пишущих людей, - конечно же, великий подвижник, великий энтузиаст и явно бессребреник. А Полина Тронина – очень талантливая писательница. Николай Иванович прочёл вчера один из коротких рассказов из её книги, рассказ «Откройся». Его содержание затронуло  душу. Сегодня надо будет прочесть саму повесть «Самоволка».

    А Анатолий Игнатьевич – очень добрый и тактичный человек. Вспомнился его пристальный взгляд. Конечно же, он не мог не заметить его, Николая Ивановича, замешательство и как дрожали его руки, когда он готовился вручать букет и подарки. А возле гостиницы в момент расставания, когда он запутался в своих «да» и «нет», Анатолий Игнатьевич не позволил себе ни ухмыльнуться, ни улыбнуться. Это американцы всегда улыбаются, и к месту, и не к месту. В Борщевске народ иной, более зрелый, что ли.

    И, конечно же, никто и не думал ни угождать, ни «прогибаться» перед столичной «звездой». Просто его встретили тепло и гостеприимно, как и принято в этом Родниковом Краю. В литературном клубе тоже встретили тепло и пригласили его прикоснуться к их светлому и возвышенному творчеству.

    А Мария Эваристовна, эта тонкая душа – сама доброта и духовность. Да, именно о духовности здесь надо говорить. Николаю Ивановичу вдруг стало очевидно, что край этот не зря родниковый. Ведь родник – это не просто источник воды. Родник – это источник жизни! Родник имеет более глубокий, Божественный смысл. Родник дарит жизнь, украшает её, делает более содержательной. Край этот облагодетельствован Богом, щедро одарён не только родниками, но и талантами. Эти творческие люди – это и есть сама духовность, одна из её составляющих. Ведь духовность – это не только тогда, когда молятся Богу. В этом трудолюбивом и талантливом народе вспыхивают огни духовности. И это закономерно, что тут же параллельно распространяется «Божий поток», зажигая то тут, то там островки Слова Божия.

    Однажды Николай Иванович услышал в радиопередаче, что уфологи предсказывают, будто центр страны переместится в Предуралье или на Урал. «Чушь, - подумал он тогда, - даже во время войны, в минуты смертельной опасности столицей оставалась Москва, она и останется центром». Теперь он вдруг сообразил, что речь, возможно, шла о духовном центре. Духовное возрождение России начнётся, и уже началось в этом Родниковом Краю!

    Как-то Николаю Ивановичу довелось познакомиться с украинским писателем Станиславом Ивановичем Лосевым, в творчестве которого есть такое понятие, как «солнечный человек». Так красиво и романтично этот писатель называет духовную составляющую личности. «Солнечность» людей в Лосевском толковании и внешняя «солнечность» людей этого Родникового Края, возможно, взаимосвязаны – так думалось Николаю Ивановичу.

    Мысли текли ровно, спокойно. Как хорошо, что он пришёл в этот парк. Как прекрасно, что он приехал в Борщевск! Огонь горел ровным пламенем, не обжигая, но согревая душу.

    Когда он в пятый или шестой раз проходил мимо женщины, убиравшей снег, она негромко спросила: «Молодой человек, у Вас что-то случилось? Вам плохо?» «Нет, нет. Спасибо. Всё хорошо», - ответил он и через секунду добавил про себя: «Теперь уже всё будет хорошо».

    Вдруг пушистый снежный ком сорвался с ветки дерева и упал перед ним, а ветка тут же свободно распрямилась. Почти одновременно ещё несколько снежков упали на землю – это порыв ветра привёл в движение вершины и ветки деревьев.
Он обратил внимание на окружающую природу. В лицо дул влажный весенний ветер. Запах талого снега и этот порывистый ветер разбудили в душе чувство радости! Взглянул вверх. Вершины деревьев энергично раскачивались, сбрасывая с себя снег. А высоко над ними по удивительно синему небу неслись красивые белые облака. «Весна!» — восторженно отозвалось в душе.

    Неожиданно для себя он повернул назад, подошёл к женщине и протянул руку к лопате: «Позвольте, я помогу Вам?»

    Снег, впитавший в себя влагу, был тяжёлым. Приятное напряжение мышц взбадривало. Тело, истосковавшееся по физической работе, радостно откликалось на движение. Он энергично расчищал и откидывал в сторону снег. Когда дошёл до конца аллеи, почувствовал, что стало жарко, чуть заметная испарина увлажнила лоб.
   
    В ответ на слова благодарности он ответил женщине: «Вам спасибо!» И если бы она спросила, ей-то за что, не сумел бы, наверное, ответить. Он для себя-то не смог бы разобраться в том букете чувств, которые переполняли душу. Тут были и благодарность, и благодать, и ещё какие-то чувства, которые тоже начинались, наверное, со слова «благо»…

    Николай Иванович вернулся в номер, разделся, взял книгу «Самоволка» и стал читать саму повесть, по которой и назван сборник. Прочитав несколько страниц, остановился. Да, повесть оказалась совсем не о том, как предполагал он вначале. Там говорилось о бывших фронтовиках, их воспоминаниях, их жизни. Он окончательно утвердился в своей оценке книги: Полина Тронина владеет Словом так же мастерски, как он, Николай Иванович, - своим танцующим телом. Вместе с тем, в отличие от него, она живёт не в окружении бомонда, а вращается в водоворотах жизни, знает жизнь изнутри!

    Мысли снова и снова возвращали его к событиям сегодняшнего дня. Теперь для него было очевидно, что до сих пор в его жизни что-то было не так. В душе начиналось прозрение. Но он ещё не знал, что было не так, и что нужно сделать, чтобы было «так». Он наметил для себя, что прочтёт повесть до конца, а уже затем будет решать, что и как менять в жизни. Нет, он не ищет ответы на свои жизненные вопросы в книге. Просто у Николая Ивановича в характере есть одна черта, она возникла однажды спонтанно, а затем, со временем, утвердилась. Когда нужно было принять какое-то важное решение, а он не знал, какое принять, он назначал себе рубеж, например, «дойду вон до той берёзы…» или же «на следующем перекрёстке я приму решение». И именно возле той берёзы или же на том самом перекрёстке каким-то необъяснимым образом у него появлялось на удивление хорошее решение. Эта его находка работала безотказно, но он старался не злоупотреблять ею. Интуитивно он чувствовал, что «волшебная палочка» не может работать бесчисленное количество раз. В сказках это количество ограничивается, как правило, цифрой «три». Теперь, держа в руках повесть, он наметил себе «рубеж».

    Он окунулся с головой в чтение. Переживал вместе с героями, чувствовал их боль и страдания. Вместе с ними искал выход из трудных ситуаций. Он не заметил, как пролетело время. Уже за полночь, прочтя повесть до конца, подытожил: «Талантливо, прекрасно, здорово»!

    Тут он сообразил, что забыл позвонить домой жене. Теперь уже поздно. Разыгравшийся аппетит напомнил, что и ужин он сегодня пропустил. Подогрел чай и поужинал тем, что оставалось от завтрака.

    Разделся и лёг, оставив на прикроватной тумбочке включённую настольную лампу. Но было не до сна. Мысли теснились в голове. Что-то изменилось в жизни, изменилось существенно, и что-то произошло с ним самим. Борщевск стал для него родным и близким, а люди, которых встретил здесь, стали симпатичны. Он будет приезжать в Борщевск и проводить здесь мастер-классы. Нет, он не будет называть свои занятия таким образом, ведь «мастер-класс» предполагает высокую оплату. Он будет проводить занятия бесплатно! Ведь проводятся же здесь литературные занятия совершенно без денег. Он пригласит своих друзей, и они вместе будут совершать сюда «танцевальные десанты». Он уверен, что друзья согласятся с тем, что поездки будут благотворительными, ведь известно же, что самое важное и самое главное делается, как правило, не за деньги, а по зову души, по велению сердца! Он передаст танцорам Борщевска всё, что знает и умеет сам!

    Они приедут вместе с Эльвирой и исполнят пасодобль. Николай Иванович убеждён, что никто в мире, ни сами испанцы, ни горячие латиноамериканцы, не способны исполнить этот танец так темпераментно и зажигательно, как умеют они с Эльвирой! И еще, он непременно как-нибудь пригласит на тур вальса саму Танцующую Эвридику!

    Да, еще… Он обязательно приедет на Рыжий Фестиваль! Он покрасит волосы в рыжий цвет! Нет, так будет непонятно, покрашены у него волосы или это их естественный цвет. А ему непременно хотелось, чтобы все видели, что волосы он покрасил, причём, покрасил специально к Фестивалю. Он нанесёт три широкие параллельные полосы от затылка до лба огненно-рыжей краской! И это будет знак его солидарности с  Рыжим Фестивалем, с Солнечными людьми этого прекрасного Родникового Края, в которых он уже влюблён всей душой!

    Вдруг он осознал, что то, о чём он сейчас думает, и есть ответ на  вопрос, который встал перед ним несколько часов назад, это и есть то решение, которое он хотел принять «возле той самой берёзы»…

    Его веки стали тяжёлыми, глаза стали слипаться. Выключил настольную лампу. Завтра он возглавит жюри в конкурсе детей и подростков и встретит талантливых  и самобытных мальчишек и девчонок. Иначе и быть не может в этом энергичном, активном краю, краю Солнечных людей!
 
    Он представил себе девочку-подростка. Она, конечно же, из племени Солнечных детей, и у неё, несомненно, россыпи веснушек на щеках. У неё непременно будут длинные косы, и косы будут, конечно же, огненного цвета, как рисовало его воображение. А в косы будут вплетены голубые банты огромного размера. Нет, не голубые, с огненными косами будут хорошо контрастировать белоснежные банты. А глаза у неё будут карие, как у его Маринки, так хотелось Николаю Ивановичу.
Он давно не засыпал с таким радостным и нетерпеливым ожиданием завтрашнего дня. И уже невозможно было различить, то ли грезилось в воображении, то ли это было во сне: кареглазая красавица с двумя созвездиями веснушек на щеках, с огненными косами, концы которых она держит в вытянутых, чуть разведённых в стороны руках, плавно и грациозно выплывает из-за белой русской печи…
               

                Эпилог

    Варюхе приснился сон. В синем-синем небе порхала стая сизых голубей. Неожиданно зазвучала красивая музыка, Варюха никогда раньше её не слышала. Это был вальс. Голуби, встав попарно, закружились в вальсе. А высоко в небе сияли белые перистые облака. У Варюхи захватило дух от этой чарующей музыки и от удивительного танца голубей.

    Вдруг в небе появилась пара белых голубей, это были голубок и голубка. Во сне ведь как-то знаешь такие подробности. Они тоже танцевали вальс. Перистые облака тут же окрасились в золотисто-малиновый цвет. А в музыку вплелись красивые, волнующие душу слова. Слова песни тоже были незнакомы Варюхе. Сизые голуби тотчас завершили танец и встали, образовав большой круг. И внутри этого круга пара белых голубей исполняла свой волшебный танец! Варюха знала, что и все люди на земле восторженно наблюдают за ними…

    Мама вскипятила чай, приготовила бутерброды и подошла к Варюхе, чтобы разбудить. Постояла, глядя, как сладостно она спит, улыбаясь во сне. Погладив по головке, сказала: «Пора вставать, доченька».

    Варюха проснулась: «Так это был сон»… «Мама, мамочка, я видела такой красивый сон! – Варюха встала и, стоя на кровати, обняла маму, - если бы ты знала, как радостно на душе! Мамочка, я люблю тебя, ты у нас самая добрая и самая красивая!» - она поцеловала маму. «Ну, вот и славно, доченька, - сказала мама, тоже целуя её, - значит, у нас сегодня будет хороший день». «Там была такая красивая музыка и такие красивые слова: «Белые голуби, белый вальс, белое счастье…» - Варюха пыталась вспомнить. А дальше слова песни забылись. Как жаль. Надо было сразу записать. Варюха вдруг заметила, что и звуки вальса перестали звучать и стали забываться.

    Позавтракали. «Варя, давай я заплету тебе косы, - сказала мама, - время у нас ещё есть». «А мои голубые ленты мятые», - Варюха взяла свои любимые ленточки голубого цвета. «А мы вплетём белые, - ответила мама, - белоснежные банты будут очень хорошо смотреться с твоими огненными волосами»!

    Вся семья, пожелав счастливого пути, проводила Варюху с мамой в дорогу.
Утро было с морозцем. Рассвело, но солнце ещё не показалось над горизонтом. Высоко в небе перистые облака излучали своё волшебное сияние. Они были окрашены в золотисто-малиновый цвет. Как в Варюхином сне…