Ч. 83 Офицер предполагает, а начальство располагае

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/01/11/1669

Часть 83. Офицер предполагает, а начальство располагает

Карелин распорядился спустить баркас и отправил для промера протоки в залив штурмана Мурыгина в сопровождении двух туркменов, Кадыра Мамеда и Аджарии, в качестве проводников. Баркас под командой штурмана вернулся лишь под утро с выбившимися из сил казаками-гребцами. Течение в залив было настолько сильным, что им с огромным трудом удалось выгрести в море.

29-го сентября Григорий Силыч в десять часов утра скомандовал спустить катер и лодку. В них разместились сам Карелин, штабс-капитана Бларамберг, поручик Фелькнер, штурман Мурыгин, два урядника и двадцать пять казаков.

Дул сильный ветер, поэтому направились к входу в залив под парусами, чтобы сберечь силы гребцов. Русские никогда ранее не бывали в заливе Кара-Богаз-Гол.  Такую попытку хотел совершить в 1726 году капитан-лейтенант Фёдор Иванович Соймонов, но ему пришлось отказаться от своего намерения, поскольку напуганная команда категорически отказалась идти в залив, попросту говоря, взбунтовалась.

Так писал Бларамберг, повторяя то, что читал и слышал, так утверждали и многие историки. Но по своей въедливой военпредовской привычке докапываться до руды я решил более детально разобраться в той давней истории. Дело в том, что бунт на корабле – явление незаурядное, наказания за него во все времена были жестокими, а о восемнадцатом веке и говорить нечего. Однако никаких упоминаний о суде и наказании виновных мне встречать не приходилось.

На самом деле всё обстояло несколько иначе. В Астрахань приехал контр-адмирал Наум Акимович Сенявин с девятью морскими офицерами, которые должны были сменить своих коллег, отслуживших положенное время на Каспийском море. Соймонов уже собирался сдать дела сменщику, но офицер предполагает, а начальство располагает. Контр-адмиралу предстояло выбрать наиболее грамотного и способного офицера для продолжения исследования восточного побережья Каспийского моря.

Его выбор пал на Соймонова. А далее события развивались так: «От того не помогли никакие представления. Причина, которую приводил господин Соймонов для своего отпущения, что он уже семь лет ездил по Каспийскому морю, служила к тому же, чтоб контръ-адмирала, смотрящаго больше на пользу дела, нежели на сопряженные с оным трудности, еще больше укрепить в его избрании. Кратко: господин Соймонов принужден был препроводить еще лето на Каспийском море».

Что сказал капитан-лейтенант, выйдя от контр-адмирала, история умалчивает, но уже на следующий день Фёдор Иванович занимался подбором личного состава и поиском двух пригодных для плавания судов. Он выбрал гекбот (трёхмачтовое судно) «Царицын» и шняву (двухмачтовое небольшое судно) «Астрахань».

6-го мая того же года Соймонов приступил к исследованию восточного берега. Он намеревался войти в залив Кара-Богаз, куда раньше не отваживалось войти никакое русское судно, поскольку «всеобщий слух, яко бы в сем заливе есть пучина, поглощающая воду Каспийскаго моря, удерживал от того прежних плавателей».

У входа в залив ветер понёс суда к берегу, грунт был каменистый, глубина стала резко уменьшаться и гибель на камнях казалась неизбежной. Все моряки видели буруны, к которым они быстро приближались. На самом деле, моряки видели не скалы, о которые разбивались волны, а обычное явление на Каспии, когда сталкивающиеся волны образуют буруны.

Изменивший направление ветер позволил отойти от опасного места. Впоследствии Соймонов верно утверждал, что никакой пучины, всасывающей воды Каспийского моря в заливе Кара-Богаз, не существует.

В общем, так или иначе, но первым из русских исследователей в залив Кара-Богаз-Гол проник Григорий Силыч Карелин со своими спутниками. Больше всего во время похода в залив досталось партии Бламберга, которого начальник экспедиции отправил другим маршрутом.

Вот как об этом вспоминал сам штабс-капитан: « Измученные до смерти, промокшие до нитки, с лицом, руками и одеждой, покрытыми крупинками соли, мы провели холодную сентябрьскую ночь на берегу в мрачном размышлении. 1 октября была прекрасная погода, дул такой же сильный восточный ветер. Прибой вдоль западного берега, на котором мы расположились, был ужасным; не представлялось никакой возможности плыть дальше на юг, чтобы соединиться с Карелиным».

К счастью, всё обошлось, штабс-капитана и его спутников обнаружили казаки, посланные Карелиным на поиски пропавших. Описание всех приключений участников экспедиции и встреченных ими опасностей может составить целую книгу, но о них, лучше самих участников рассказать никто не может.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/01/20/1483