Ахматова - черная вдова

Юрий Прокуратов
Ахматова  Анна Андреевна (Горленко) (1889, под Одессой - 1966, Ленинград), поэт,  закончила  Киевскую Фундуклеевскую  гимназию в 1907 году, училась на юридическом факультете Киевского университета..

“Преобладают  темы  узколичные  в  тонах  уныния  и  печали.”  МСЭ, 1930.

“Далекая от революционной  действительности, Ахматова все же осудила белую эимграцию... “Не с теми я кто бросил землю”.... БСЭ, 1970.

* * *

Голенищев-Кутузов  Владимир Викторович (1879 -1934, Париж), приятель Н. Гумилева

Владимир Голенищев-Кутузов вошел в историю, как предмет неразделенной любви ученицы Царскосельской Мариинской гимназии Анны Горенко (Ахматовой).

* * *

Гумилев Николай Степанович (1886-1921), поэт, муж Ахматовой 1910 - 1916.

«Лебедь надменный»

Мужчина нужен только чтобы родить ребенка. (Ахматова)

* * *
Николай II Александрович ( 1868 - 1918), российский император

Окна ее дома выходили на резиденцию царской семьи — Александровский дворец. Царская резиденция тогда была открыта для всех желающих, так что Ахматова запросто могла познакомиться с императором во время прогулки!

Было душно от жгучего света,
а взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула:
этот может меня приручить.

* * *
Линденберг Михаил Александрович (1891 - 1911), поклонник Ахматовой, покончил с собой.

Снова со мной ты.
О мальчик-игрушка!...

* * *
Модильяни Амадео (1884 - 1920), итальянский художник.

Как-то раз мы, вероятно, плохо сговорились, и я зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать его несколько минут. У меня в руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я, от нечего делать, стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла.

Когда мы встретились, он выразил недоумение, как я могла попасть в запертую комнату, когда ключ был у него. Я объяснила, как было дело. "Не может быть, — они так красиво лежали..."

* * *
Недоброво Николай Владимирович, (1882, Харьковская губ. — декабрь 1919, Ялта), русский поэт, критик, литературовед. влюбленный в Ахматову друг  1913 - 1916, умер от туберкулеза.

Три года с Недоброво, до отъезда его в Крым на лечение,  Ахматова называла «царскосельской идилией».

* * *
Блок Александр (1880 – 1921), поэт

Из записной книжки Блока  от 9 июля 1914 «Мы с мамой ездили осматривать санаторию на Подсолнечной. - Меня бес дразнит, - Анна Ахматова в почтовом поезде”. Мать Блока пишет своей приятельнице: “Я все жду, когда Саша встретит и полюбит женщину тревожную и глубокую, а стало быть и нежную... И есть такая молодая поэтесса, Анна Ахматова, которая к нему протягивает руки и была бы готова любить. Он от нее отвертывается, хотя она красивая и талантливая, но печальная. А он этого не любит...»

Перед Блоком Анна Ахматова робела. Не как поэт, как женщина.
                А. Тыркова- Вильямс
 
* * *
Анреп Борис (1883 - 1969), поэт и художник. Любовник Ахматовой 1915-1916, ему посвящено 30 стихотворений.

Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

* * *
Лурье Артур (Наум Израилевич) (1892, Могилевской губ. — 1966,  США), музыкант-модернист. Любовник Ахматовой. Роман начался в 1914  «семь дней  любви», возобновился роман в 1921.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.

* * *
Пильняк Борис Андреевич (1894 - 1938), списатель, расстрелян как японский шпион.

При каждой встрече предлагал Ахматовой руку и сердце.

* * *
Мандельштам Осип (1891, Варшава - 1938, ГУЛАГ),  поэт.

Осип два раза пробовал и в меня влюбиться, но оба раза это казалось мне таким оскорблением нашей дружбы, что я немедленно прекращала.

   Вполоборота, о печаль,
   На равнодушных поглядела.
   Спадая с плеч, окаменела
   Ложноклассическая шаль                Мандельштам
               

* * *
Северянин Игорь (1877, Петербург - 1941, Таллин), поэт.

Когда ж читает на эстраде
Она стихи, я сам не свой…                Северянин

* * *
Шилейко Вольдемар Казимирович (1891 - 1930), известный своей гениальностью ученый востоковед, полузаконный  муж Ахматовой 1918 - 1926

19 января 1920. Вчера - у Анны Ахматовой. Она и Шилейко в одной большой комнате, - за ширмами кровать. В комнате сыровато, холодновато, книги на полу. У Ахматовой крикливый , резкий голос, как будто она говорит со мной по телефону. Глаза иногда кажутся слепыми. К Шилейке ласково - иногда подходит и ото лба отметает волосы.
                К. Чуковский

* * *
Пунин Николай Николаевич (1888 - 1953), исусствовет, третий муж Ахматовой.  Погиб в лагере. Роман с ним растянулся 1922 - 1927 годы.

- А знаете, - сказала Анна Андреевна, Николай Николаевич сильно разгневался по поводу “От тебя я сердце скрыла”. Ходит как туча.
                Л.Чуковская. Записки об  Ахматовой

* * *
Гаршин В. Г.  -  несостоявшийся муж. Врач-патологоанатом, далекий от литературы и к тому же несущий в собственной душе тяжелую гаршинскую наследственность (племянник писателя Гаршина) - склонность к неврастении и депрессии

«Я еще не таких забывала,
забывала, представь, навсегда».

* * *
Жданов Андрей (1896, Мариуполь -  1948, Москва), с 1939 член Политбюро ЦК ВКП(б). 

Если Молотов известен коктейлями и пактами, то этот жирный боров прославился   своей связью с Ахматовой на всю страну, о чем он намекнул в своем докладе. Нужно еще устанавливать, не были ли врачи-вредители, укоротившие век Жданову, поклонниками Ахматовой .

«Ахматова полу-монахиня, полу-блудниц».

* * *
Берлин Исайя  (1909, Рига - 1997, Оксфорд), философ. В 1957 возведен в рыцарское звание. Друг Ахматовой. Встречи Ахматовой с Берлиным в 1945, стали одной из причин постановления ЦК КПСС 1946 года философ.

«Гость из будущего»

* * *
 Сталин Иосиф   (1879, Гори - 1953, Москва), вождь

А почему бы и нет? Если Николай Второй, то почему бы и не Сталин? Конфликт 1946 года, - это чистой воды ревность к подпольной славе Ахматовой, на которую никто не давал положительной резолюции.

...Гордится  тем, что ею интересовался  Сталин... Дом писателей ненавидит как сборище чудовищных склочников. Хорошо пьет и вино, и водку.
                Из доносов

Кто организовал вставание? Зачем вытащили старуху?               
                1946. И. Сталин