Тоскливый реализм режиссёра Звягинцева

Алессандро Де Филиппо


На днях сообщили приятную новость: фильм «Левиафан» российского режиссера Звягинцева получил премию американских кинокритиков «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм».
Могём кое-что…

Сегодня никого не удивляет, отчего фильмы о поганой жизни в России получают премии американских кинокритиков. Так же и фильмы о тяжёлой жизни негров в Америке получают премии российских кинокритиков. Дружба народов...

В «Новой газете» от 12.01.15 появилась рецензия Д.Быкова на сей фильм – «Всё давно сдохло, включая Левиафан…». Не вдаваясь в подробности статьи, скажу коротко: рецензия толковая, глубокая. Быков умеет подобрать слова.

Сам я фильма ещё не видел, показ в кинотеатрах только ожидается, и все киноманы смогут вскоре посмотреть, но я уже не буду смотреть фильм – по отзыву Быкова я понял, что картина сделана в жанре «тоскливого реализма». Зачем мне ещё раз любоваться мерзостями российской жизни, если я повседневно наблюдаю и порой невольно участвую в этих мерзостях. Надоело.

Вот вышел я из подъезда и вижу тоскливый реализм: сидят на лавочке или алкашня (по мордам видно), или наркоманы (молодые - визжат,орут и гыгыкают).А по улице, некогда засаженной тополями и липами, сплошной стеной в два этажа стоят магазины, пивные, аптеки, кафе, пиццерии, турфирмы...На каждом втором строении крупными буквами:"Продаётся" или "Сдаётся в аренду"...Для того и строили...

И весь город знает, кто хорошо погрел руки на выдаче земельных участков под оные торгово-закупочные строения.

С января 2015 года объявления о продаже выставлены уже на двух из каждых трёх строений.

Слышал от знакомых: когда через наш город проезжал однажды Путин, то он удивился и высказался вслух - город маленький, а магазинов...весь город из магазинов...Путину, пожалуй, тоже не стоит смотреть фильм Звягинцева, если он ещё может удивляться. Впрочем, ему никто не может указывать...

Вернёмся, однако, к "Левиафану"...

Порадовался за Быкова – в рецензии писателя на фильм есть выводы, которые я прочитал с «чувством (не побоюсь этих слов) глубокого удовлетворения». Но сначала вернёмся в лето 2014 года.

Полгода назад на сайте «Эхо Москвы» прошла статья Д. Быкова под заглавием «Крым и последнее хвастовство Путина». Там автор, озабоченный будущим Путина, ставит вопрос: «Чем Путин войдёт в историю, кроме небывалой деградации населения, отучившегося думать и спрашивать?».

Ну, там в общем, Путин как бы виноват в том, что население России разучилось думать, то есть не хочет шевелить мозгами.

В рецензии на фильм Звягинцева читаем: «Если Левиафан – государство, то не государство же виновато в том, что эти люди «так живут», да и вообще не очень понятно, чем они лучше этого государства: почти все второстепенные герои с их фальшью, отсутствием морального стержня, корыстью, стукачеством и алкоголизмом идеально ему соответствуют».

Что тут комментировать? Всё ясно.

Знаю, что от моего положительного мнения писателю Быкову не холодно и не жарко, но мне самому приятно иметь дело с людьми, понимающими не только чужие ошибки, но и свои заблуждения.

Давно замечено, и не только мною, что изменять своё мнение со временем и признавать ошибки свойственно только сильным, мыслящим людям. Я мыслю, значит, я существую и двигаюсь вперёд.

А кто же спасёт деградирующее население, «отучившееся думать и задавать вопросы»?

Спасение населения от деградации есть дело рук самих деградирующих (если оно само захочет спасаться), и нечего валить на власть все беды жизни и наши собственные пороки.

Для начала можно выключить телевизор и послушать тишину…

                13.01.2015