/нетрадиционное книжное обозрение/
С утра настроение — хуже не бывает. О чём я? Бывает. Как погода у природы: вчера мороз и снег, сегодня дождь. И в итоге - слякоть.
Утром ждали приезда детей и доброго друга, нашего книгоношу.
Он изучает книжный рынок. Его оценкам доверяют издатели и реализаторы. Последние книжные ярмарки в нашем городе подтверждают спрос на выделенные им книги.
Что удивительно и приятно спрос-то на книги, как бы в укор всем, «сделавшим» кризис всеобъемлющим, создал ситуацию, когда активизировался читатель.
И не потому, что нынче скупается всё подряд. Скорее всего душа забунтовала, востребовала отдушину. Вот «и мал, и стар» активнее стали читать.
Скромненько скажу, у нас с другом вкусы зачастую совпадают. Вот и сейчас мы забуриваемся всем семейством в книги, присланные им, и начинается спор...пойдёт, не пойдёт, будут читать, не будут?
Иногда угадываем, но бывают и сбои. Читатель-то пошёл своеобразный, избирательный.
---
Нынче друг приехать не смог и получилась у нас почтовая переписка: мнения-сомнения. Привыкли к активному общению.
… Дорогая, прости. Приехать не смогу. Молния пробила семейный бюджет. Понимаешь о чём я. Книги, обещанные, высылаю с ребятами. Жду писем-откликов. Думаю порадовал...
… Спасибо, дорогой. Сказочно порадовал. Пока отложила две, точнее три. Чем руководствовалась? Предвижу параллельное чтение: одна раскрывает эволюцию «совка», а вторая, молодой постсоветский автор, пишет о советском опыте. Любопытно. Одно это говорит, что она заслуженно, по-моему, стала лауреатом премии «Национальный бестселлер». Ещё одну книгу - отвезём в больницу М.И. Ей уже лучше и она «проглотит» с интересом. Здесь - советский мистический Киев и его жители. Как тут пишут об авторе: - «Он сочиняет свой город, каждый закоулок которого знает и по-настоящему любит, и пытается (небезуспешно) заразить любовью читателя». Заманчиво, притягивает, а для неё этот город, ты же знаешь, колыбель юности...
… Выбор одобряю. Читайте неспешно, но помни — жду. Порадовала, что взялась за Алексиевич. Помню, ты её как-то надолго отвергла...
… Спешу ответить. Знаешь, просто она иногда тенденциозно отбирает сюжеты. Некоторых героев её первой книги знала лично. На мой взгляд, они даже с натяжкой не были «чистые и пушистые». Зародилось недоверие. Здесь же с первых строк почувствовала попытку автора осмыслить...кто же мы люди прошлого века, какие мы??
«В девяностые...да, мы были счастливыми, к той нашей наивности уже не вернуться».
Её стиль в жанре «человеческие голоса» - окреп. Приобрёл некую художественность, укрепилась и личностная позиция. Думаю ей помог опыт блистательного польского публициста Капущинского. Он ведь из очерков и репортажей делал настоящую литературу. Она долго в последние годы жила в Польше, видимо, обогатила свой литературный опыт. Заканчиваю читать обе книги. Жди общего впечатления...
Читалось легко, с интересом.
Всё-таки не могу понять тех кто считает , что чтение книг кануло в лету. Кроме отобранных для себя, другие книги пошли по рукам приятелей.
И в метро, в автобусах всё чаще и чаще видишь в руках у людей книгу. Носители, бумажная книга или электронная, не так уж важны, важно, что возрождается интерес к литературе.
… Доброго дня, дорогой. Даже не знаю с чего начать наш разговор. Я как бы оказалась в компании двух разных авторов. Одной за шестьдесят, другой около тридцати. Разная фактура, эмоциональность изложения. Пишут об ушедшем времени, но по разному относятся к нему. Между тем, впечатление от прочитанного обе оставили глубокое. Ксения Букша* создаёт очень любопытную литературу. В чём-то новаторскую. Ей удалось языком своего поколения, что называется, создать триллер из производственной тематики. Любовь, драма, на фоне производственной утопии. А люди какие, а их отношение к жизни.
«F зловеще:...вы уходить надумали. - Платят мало, оправдываются слесаря. -Заказов нет?! - F надвигается на них грозной сизой тучей. - А жетончики для метрополитена кто будет чеканить? А тумбы афишные кто клепать будет? А ограда для крематория — это , по-вашему не заказ? Охренели совсем! Вы должны сидеть на заводе! Вы у меня резьбу в носу будете резать, но не уйдёте! Потому что без вас завода не будет! Всё поняли?».
В романе всё: и лёгкая ирония, и удивление наивностью тогдашних дам и руководителей разного уровня. Местами она пишет ядовито, но без злобы; восхищения у неё без сюсюканья, такая искренняя нежность к людям, к тому времени. Дорог такой голос молодого автора.
Читая роман К.Б. и книгу Светланы Алексиевич**, улавливала некую преемственность их стилей и жанров, но голоса разные. И ощущения от книг разное. У Алексиевич доминанта - боль, разочарование, ностальгия.
«Мы прощаемся с советским временем. С той нашей жизнью. Я пытаюсь честно выслушать всех участников социалистической драмы...».
В книге сотни монологов и мнений. Кто эти люди? Бизнесмены, матери солдат, лагерные охранники...
Их объединяет только одно — они пережили развал СССР. Всё, во имя чего они жили, во что верили оказалось на свалке истории.
Со многим высказываниями в интервью согласна. Сама знаю эту боль. Но не слишком ли затянулось прощание?
Пришло новое поколение. Пора высвечивать и пути к созиданию.
Мне ближе нестареющий Фет и его признание: «Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять...Спаси тогда нас добрый гений от малодушных укоризн... от чувства затаённой злости на обновляющейся мир...».
Как говорит моя соседка: - «Ширше надо на жизнь и людей смотреть». Однако полностью разделяю откровение С.А.: «...книги о любви и о старости и смерти это уже совершенно другие книги. Их будет писать немного другой человек...Какой?...Человек который сейчас больше изумляется жизни...».
Может быть это будет следующая книга Ксении??
Понимаю, и даже поддерживаю С.А. в том, что нынче так важно понять, «что происходит на пространстве одинокой человеческой души». Понять и заглянуть в даль.
Как же, дорогой друг, тебя не поблагодарить за испытанные эмоции и, возможно, зародившиеся не такие уж зряшные мысли...
С волнением ждала ответное письмо.
… Скажу прямо — порадовала. Прежде всего рад, что прочитала с интересом и в такой параллели. Встретимся поспорим о книгах С.Алексиевич. Она гражданин крупного масштаба. Вскрывает нарывы. Мало лирична. Это правда. Но умы будоражит. И у нас, и там, где нас не очень понимают. Её активно читают, о ней спорят. Это и есть авторская победа. Не хмурься.
А К.Б. - взорвала нестолько литературные устои, сколько ущипнула литературную общественность. Обошла мэтров и победила. Сознаюсь, сам читал улыбаясь, удивляясь. Вроде бы об отцах пишет, о нас. Но не ставит на пьедестал, пишет с иронией, порой с усмешкой, но так тепло. Так нас воспринимают наши дети. Другие, дерзкие, но наши...
Вечером к нам заглянула М.И.
Бодра, весела. Ни больница, ни возраст ей нипочём. Дух!!
- Спасибо, за книгу. Как, голуба, ты мне угодила. «Киев» уже давно для меня позывные: «---живы---держимся--- верим...». А тут такое лакомство. Обязательно почитай.***
Рассказала ей о нашей переписке с общим другом. Загорелась - «Давай я ему постучу по клавишам».
...Привет от бывшей киевлянки! Спасибо за *Victory Park*. Отличный роман. Запах Киева того, давнего, моего. И так выписаны эти охи, вздохи жителей Очереты. Врезалось: - «Они не видели ни прежнего Крещатика, ни довоенной площади Калинина. Не знали они и Украины, считая её той же Россией, только разве что другой и какой-то странной». Знаешь, друг, болью отозвалось, что «всё это ушло, сгинуло за горизонт времени». А Миши, Вили... остались. С ними, как с родными разговаривала. А этот эпизод с букинистом. Словом, это книга настоящая литература» ...
Симонов когда-то писал:
Письма пишут разные:
Слёзные, болезные.
Иногда прекрасные,
Чаще бесполезные.
В письмах всё не скажется
И не всё услышится,
В письмах всё нам кажется,
Что не так напишется.
И нам, конечно, кажется, что не всё в наших письмах уместилось.
Но дан посыл.
Читайте.
...
*Ксения Букша / Завод «Свобода»./ - М.: ОГИ, 2014.
** Светлана Алексиевич /Время секонд хэнд/ -М.: Время,2014.
***Алексей Никитин /Victory Park|/ -Москва. Ад Маргинем Пресс. 2014.