Сцены из корейской жизни

Татьяна Бойко-Назарова
   
   Пишу я медленно и длинно. А свободного времени мало у всех. Поэтому здесь вы найдете лишь короткие зарисовки. Фотографий почти не будет. Действующие лица не позировали, т.к. вечно куда-то спешили.

   
   
   1. Ох, уж эти мамы!

   
   Сижу я вместе с хирургом за компьютером, рентгеновские снимки рассматриваю. Вдруг, дверь нараспашку. Врывается шикарная девица: дубленка приталена, длинные волосы распущены, лисий воротник вокруг шеи трепещет, сапоги высокие, каблуки еще выше, глаза горят. Со скоростью, превышающей мою родную речь, сообщает что-то по-корейски. Убирает со стола хирурга пластмассовые руки, ноги и прочие части скелета, вместо них водружает фирменный пакет Lacoste* с зеленым крокодилом. Я смотрю на крокодила с женской завистью. А девица, сверкнув глазами и щелкнув каблучками, выбегает. В открытую дверь кабинета виден строй девушек из регистратуры, с улыбкой застывших в поклоне. Как это она через них без очереди прорвалась? Хирург, мистер Ким естественно, возвращает на исходные позиции руки, ноги и остальные части скелета, и загораживает крокодила Лакоста дисплеем.
   
   - Это моя мама - говорит он извиняющимся тоном.
   - Что?
   - Точнее, это не моя мама.
   - Я вижу.
   
   "Если бы это была Ваша мама, то сейчас Вам бы было года 3, и хорошо, что это не так, иначе он Вы бы еще не стали хирургом и не сделали бы мне операцию так хорошо!" - не в силах высказать это на английском, я оставляю эту длинную мысль при себе.
   
   - Это мама....моей жены! - сообщает хирург, с радостью находя нужное слово.
   - Но она же очень молодая!
   - Значит, моя жена очень очень молодая - расплывается хирург в улыбке. Выглядит он лет на 30, но улыбается и смеется как ребенок. (Хотела написать "как маленький", но у него рост 180).
   
   Мистер Ким убирает со стола руки, ноги и прочие части скелета вместе с крокодилом Лакоста. С гордой и нежной улыбкой он открывает ящик письменного стола и достает фотографию.
   
  - А это наша дочь, ей уже 3года!
   


* Кстати о крокодиле. Рене Лакост был знаменитым французским теннисистом, точнее, настоящим французом. Он добился мировой славы сразу в двух областях: в теннисе и моде. В 1926 году, участвуя в Открытом чемпионате США по теннису, Рене Лакост впервые надел собственноручно сделанную белую рубашку с короткими рукавами, полностью сделанную из легкой трикотажной ткани. В ней было очень удобно играть в сильную жару. Это была первая в мире специальная одежда для занятий спортом. "Тенниска" по-нашему. В 1927 году, во время кубка Дэвиса, американская пресса прозвала Лакоста "аллигатором" из-за спора о чемодане из крокодиловой кожи. Капитану французской сборной по теннису пришлось разориться на крокодиловый чемодан, который он пообещал молодому спортсмену Рене Лакосту в случае победы на Кубке Дэвиса. Во Франции прозвище Лакоста было изменено на "крокодил" и закрепилось за ним из-за упорного и цепкого поведения на корте, где Лакост никогда не прощал ошибок своим соперникам. Роберт Джордж, друг Лакоста, нарисовал для него крокодила, который впоследствии был вышит на блейзере, в котором выступал спортсмен.
Ну а сейчас фирма Lacoste, перешедшая к сыну Рене Лакост, выпускает самую престижную спортивную одежду, обувь и парфюмерию в мире. А Южная Корея носит ее в меру своих финансовых возможностей.
 

   (О том, почему корейские мужчины и женщины выглядят моложе своих лет , я постараюсь рассказать вам позже.
   А пока, давайте еще немного побудем в госпитале. Пусть это место вас не пугает, ведь госпиталь корейский.)
 

   
  2. Пациентка жалуется медсестре:
   
   - Моя дочь совсем обленилась. Даже на массаж меня сегодня не привезла. Пришлось мне брать такси.
   - А дочери сколько лет?
   - Всего-то 80 лет.
   - А Вам, госпожа?
   - (С гордостью)- 96!
   
   (Этот диалог услыхала моя подруга Ольга. Мы с ней обе ухитрились поломать в Корее руки, только она на горных лыжах, а я на ровном месте)

( А вообще, в Южной Корее лечат и старых и молодых одинаково хорошо и внимательно. В физиотерапии, например, молодые здоровые врачи учат заново ходить древних стариков и старушек с больными спинами и ногами. При этом их старые больные ноги они бережно ставят на свои молодые и здоровые. И так шаг за шагом каждый день. И старики выздоравливают. Конфуцианство? Или просто человечность?
 


   
  3. А это уже мои диалоги и с врачами-физиотерапевтами, они же массажисты.

   
   - Татьяна-ним, это конфетка, ее надо съесть.
   - Как я буду ее есть, если Вы, доктор Ли, мою руку выкручиваете?
   - Ну, мы все сейчас будем есть конфеты.
   - Перерыв?
   - Нет, это просто мама мужа нашей начальницы пришла проверить, как она работает. Мама мужа всегда приходит и всех угощает.
   
   Я поднимаю голову и вижу, как из зала физиотерапии убегает сгорбленная старушка. Судя по короткой норковой шубке, она не пациентка, и не врач, а просто мама, хотя и мама мужа начальницы.

   
   
   (Говорят, что во время сильнейшего экономического кризиса 1997 года модницы Южной Кореи сменили длинные норковые шубы на короткие. Южная Корея из кризисы вышла с достоинством. А некоторые старушки до сих про носят только короткие норковые шубки)
 

   4. А вы знаете?
   
   
   Сегодня у меня опять физиотерапия и массаж. И опять светская беседа с массажистом, которому 21 год.
   
   
   - Татьяна-ним, я знаю, что Вы c Украины. Я знаю, где Владивосток. Украина во Владивостоке?
   - Нет. Украина далеко, это такое южное государство. Я вам сейчас на карте покажу, где Владивосток и где Украина. (С радостью удираю со стола, достаю сумку, ежедневник с картой и показываю расстояние от Кореи до Украины).
   
   Дальше идет обучение географии всех членов кабинета физиотерапии.
   
   - А, Украина! - кричит младший массажист - Я знаю еще одного человека с Украины!
   - Интересно, кого он знает? Ющенко или Тимошенко? Вчера на Украине прошли президентские выборы.
   - Я знаю футболиста Шевченко! Татьяна-ним, а Вы его знаете?
   - Да - шепчу я, возвращаясь в лапы первого массажиста - Понятия не имею, кому он продан и за кого сейчас играет - думаю я про себя.
   - Татьяна-ним, а Вы знаете Моцарта? - оживляется первый массажист, мечтательно выламывая мне палец за пальцем.
   " О, боже, неужели еще и такой футболист уже появился" - думаю я, жмурясь от боли.
   - А как его зовут? - я пытаюсь оттянуть момент открытия моего своего футбольного невежества.
   - Амадеус! - сообщает массажист. Далее он поет фрагмент из "Маленькой ночной серенады", но не очень громко.
   - А! О!
   
   Далее мы соревнуемся, кто из нас назовет больше имен европейских композиторов. Я побеждаю, т.к. корейский массажист не знает Ференца Листа. Но в конце побеждает русско-украинско-корейская дружба, т.к. выясняется, что мы оба больше всего любим Шопена.

(Только не думайте, что я это все выдумала. Не каждый кореец может поступить в университет, но музыкальное образование получает большинство детей. Мы жили в 19-этажном доме, летом окна были открыты, казалось, что весь дом играет гаммы и этюды. А по телевизору на одном канале почти круглосуточно симфонические концерты, на другом уроки математики, правда на остальных 25-ти еда, сериалы, политика и спорт. Но классическая музыка в Южной Корее звучит намного чаще чем в России, к сожалению.) В корейском магазинетовары обычно распределяются так: : 1 этаж мобильных телефонов;  2-3 этажа планшетов и компьюьеров;   и обязательно 1 этаж музыкальных инструментов фортепиано, скрипок и  гитар.


 

   
   Продолжение следует
   
   19 февраля 2010 г.
   
   


5. И улыбка, без сомнения...

Но пора мне кончать медицинские сцены. Тем более, что основное лекарство в Южной Корее не антибиотики, а приветливость.

Говорят, что русские, после нескольких месяцев работы в Корее становятся мягче. Могу добавить, что нормальные русские избавляются здесь от мании величия и начинают здороваться, улыбаться и помогать друг другу. В физике это называется "входить в резонанс". Правда, для этого нужно иметь много соответствующих собственных частот в душе. "Как аукнется, так и откликнется." Если вокруг никто не ноет и не звереет, хотя у корейцев своих проблем и депрессий хватает, то и резонанс, т.е. добрый отклик в душе легко наступает. И русские в нормальных условиях, чтобы там не писали об их "загадочном характере" начинают улыбаться, как все. Но у нас только с экрана звучало "И улыбка, без сомнения, лишь коснется ваших глаз, и хорошее настроение не покинет больше вас!" А много ли улыбок вы встречали на московских улицах? "Кто мудр, тот и добр" - говорил еще Сократ, правда, в Афинах и еще до нашей эры.

А в Корее улыбка - лучшее лекарство. Хотя антибиотики они тоже назначают. Все тот же доктор Ким, у которого теща веселая и который стажировался во Владивостоке, популярно объяснил мне разницу между корейской и русской медициной. В Корее любят вводить противовоспалительные вначале, а в России в конце. Хотела я сказать ему, что в России это знают и называют "мертвому припарка", но чувства патриотизма меня приостановили.

Но и этим чувствам нужна улыбка.

Улыбка - лучшая прививка от любого воспаления, включая отчаяние. Сижу я в парке со своими антибиотиками в капельнице и думаю, то ли обморок упасть, то ли до палаты доползти. Идет совершенно незнакомый кореец в гипсе, капельницу катит, как собачку выгуливает. Увидал меня, все понял, улыбается, как будто мы с ним сто лет знакомы. И начинает со смехом показывать, что ему тоже удалось руку поломать. Я вхожу в резонанс и мы вместе радуется, что поломали не правые руки, а левые, да еще в такую хорошую погоду, что можно в парке сидеть. И в обморок падать уже не хочется. А над кустами вершины других капельниц шевелятся. Это "неходячие" корейцы в бинтах, гипсах и колясках под капельницами коврики расстелили, выпивают и закусывают. И всех больных и здоровых приглашают. И как тут не улыбнуться?

Не знаю, знают ли корейцы нашу песню "И улыбка, без сомнения, лишь коснется ваших глаз, и хорошее настроение не покинет больше вас", но они без песен улыбаются.

Улыбнитеcь друго другу, и вам станет легче. Проверено на опыте.