Хорошая жизнь

Картасов
Несколько дней назад я проходил мимо школы, обычной средней школы. Не такое это  событие чтобы о нем говорить , но та серьезность и сосредоточенность с которой малыши спешили рано утром к уроку, разбудили во мне воспоминания о том, что и меня когда-то мама провожала в школу и всею душою желала, чтобы из меня вышел толк. Толк значит польза. Польза для родителей, страны, окружающих, да мало ли. 
Родителям особо  не пригодился. Взрослые здоровые люди, как правило, сами умеют решать свои проблемы, и к тому же у них свой устоявшийся взгляд на жизнь. С нашим он начинает совпадать лишь только тогда ,когда мы сами оказываемся в их возрасте и положении. Что касается страны, она без меня не пропадет и говорить о своей какой-то значимости в ее пределах, по меньшей мере, наивно, а чаще глупо. Но это хороший повод быть в постоянном движении, а значит и жить. У меня таких поводов нет.
За свою жизнь мы видели разных людей. И вели мы себя по-разному. В детстве я был примерный ученик, в институте пытливый студент, в армии хороший солдат, да и на работе проблем от меня не видели. Конечно, срывы случались, но это приносило огорчений больше мне, чем окружающим. Можно смело сказать, что многое в моей прежней жизни было хорошо. По поводу этого «хорошо» мне и хотелось бы рассказать следующую историю.
 Много лет назад когда мне было двадцать , я был студентом второго курса …Вы догадались ,конечно, о чем пойдет речь дальше. Правильно, мне понравилась девушка, студентка из той же группы. Она была не только симпатична, но и на редкость мила. Все называли ее Ноник.  Невысокая, стройная с хорошей осанкой она  выделялась среди нескладных, часто сутулых подруг. Много позже я понял, что и подруги были ничего, но тогда я видел только ее. Приятный, очень приятный нежный голос и светлые длинные волосы. Само совершенство, думал я.  Нравилась Ноник всем - как студентам, так и преподавателям.
Сказать, что у меня был с ней роман не могу. Она любила другого. Это был не секрет, все знали об этом,  тайны никто не делал. Звали его Андрей, учился он  хорошо, но был женат, имел ребенка. Нона влюбилась в  него и не могла выбросить его из своей маленькой симпатичной головы. В итоге, мы  были отличными друзьями, благо, у нее хватило ума  не делиться со мной своими сердечными делами. Мы часто встречались, ходили в кафе и рестораны, на вечеринки и дискотеки. Я только вернулся из армии, привыкал к новой студенческой жизни с трудом, а вопросы неразделенной любви меня волновали меньше всего. Деньги меня в то время совсем не интересовали. Мама скопила для меня рублей 700,  и мы их активно осваивали. Не весть  какая сумма, но все таки.
Через два месяца, перед зимними каникулами Нона объявила, что едет к подруге в  Ленинград . Мне не составило труда составить ей в дороге хорошую компанию, хорошо мой старший брат в это время работал на одной из строек этого лучшего в мире города. Повторю, что после возвращения из армии у меня была жуткая депрессия, пропал сон, аппетит. Не знал за что ухватиться, на что опереться. До ночи штудировал лекции, по ночам гулял по длинным холодным улицам, искал каких-то новых впечатлений, чтобы забыть те мучительные, старые. Так что , эта поездка была для меня очень кстати. Прямо Нонику об этом не сказал. Просто взял билет на тот же рейс.
Ехать в аэропорт Минеральные воды 4 часа автобусом, но за ночь выпал глубокий снег,  мы ехали часов шесть. В автобусе  с Ноной особо не общался. Думаю, она не ожидала меня здесь встретить. Возможно,  у нее были какие-то свои планы относительно этой поездки, но откуда мне двадцатилетнему парню с чистым сердцем и наилучшими намерениями было об этом догадаться. Но об этом позже.
В аэропорту нас встретил парень, хороший знакомый Ноника. У нее действительно было много друзей. По глупости мы пообедали в кафе- после длинной дороги решили перекусить. Конечно же, опоздали на рейс. На все наши уговоры пустить нас в самолет отвечали- нет. Людей в аэропорту было видимо невидимо. Голова у меня соображала быстро и, минуя длиннющую очередь, обменял старые билеты в Ленинград на рейс до Риги. Прекрасный город. Поездом из Риги планировали доехать до  города на Неве и как-то выйти из ситуации. Не домой же было возвращаться?!
Аэропорт, люди,  суета вокруг, все это давило и хотелось спать.  Кое-как мы втроем дотянули до вечера и, попрощавшись с тем парнем, что встречал нас и так мило пытался развлекать ( думаю, он устал больше нашего), мы оказались на борту Ту-134. Нона уснула на моем плече, я же боялся и ногой пошевелить. Как к женщине меня к ней не влекло. Скажу больше -  и в мыслях ничего  не проносилось. Имел высокие идеалы, и к женщинам в то благословенное время относился с неподдельным уважением. Не думаю, что и сейчас изменил к ним свое отношение. У меня другие проблемы. Но об этом позже.
Рига, повторюсь, прекрасный город. Мы прилетели ночью и на такси добрались до вокзала. Оказалось, что поезда ходят в Ленинград только вечером,  наш поезд уже ушел. Невезучие студенты вернулись в аэропорт. Свободных комнат в гостинице не было. В СССР всегда было непросто устроиться в гостиницу. В наше новое время это смешно звучит, но в один номер нас ни при каких обстоятельствах никогда бы и не поселили. Это были действительно хорошие времена. Зря их склоняют. Только очень убогое мышление может свести все проблемы к отсутствию на прилавках колбасы. Кстати, поезда ходили в Ленинград только по вечерам, думаю, по той же причине. Вернее мне о ней сказали таксисты. Они уж все знаю. Вечером рижане отправлялись в Ленинград, закупали днем в Ленинграде продуктов, следующим рейсом возвращались.
Аэропорт в Риге круглосуточный, чистый и светлый. Люди спали, сдвинув кресла, даже не сдав вещи в камеру хранения. Кругом ходила молодежь, работали кафе и видеосалон. Это было единственным местом в городе, где можно было хоть как-то развлечься местным бездельникам. Нона опять уснула, но мне не спалось. Нужно же было хоть кому-то охранять наш  багаж!
Утром  взяли билеты на вечерний поезд, позавтракали в привокзальном буфете. Во мне возникло глубокое убеждение, что местные жители  завтракали здесь же. Людей было слишком много, а еда очень вкусной. Ни дыма, ни запаха слышно не было, хотя еду готовили прямо здесь, у покупателей на виду. За этот день мы посетили массу кафе,  везде было одинаково вкусно и чисто.
В городе часто видели группы гуляющих учеников  с учителями. Некоторые были с собаками. Я шел и думал- Когда же они учатся? На каждом шагу были парикмахерские, а все продавцы в магазинах были вежливые, красивые, русские девушки.
 Быть в Риге и не посетить Юрмалу? Электричка быстро, в какие-то 25 минут довезла нас до этого места, но быстро разочаровались- ничего стоящего нашего внимания не увидели- только лес, море и какие-то серые здания.  Побрели дальше, в сторону станции Дзинтари. Теперь я знаю, что рай на земле есть, и находится он именно на этой станции. Прошло 25 лет, не знаю как в этом уголке сейчас, но тогда это произвело ошеломляющее впечатление. Жить на земле, и не жить в Дзинтари, а вообще  того оно стоит?
 Как обычно мы и здесь поели в кафе, кажется, теперь мороженное. Нона стала жаловаться на зверский аппетит.
Вечером были уже в поезда. С нами в купе оказались две узбечки, которые также путешествовали по стране. Я вышел умыться,  дал девушкам возможность переодеться. Нона случайно достала из сумки резиновую змею, которую  купил ей парень, что провожал нас в аэропорту. Узбечки кричали на весь вагон. Когда успокоились, они объяснили, что в их краях масса змей и это их главный враг. Хорошее, повторюсь, было время когда люди дружили и их врагами были лишь змеи и скорпионы. Спали мы крепко.
Утром мы вышли из поезда, взяли такси и поехали, как сейчас помню, в сторону проспекта имени Косыгина. Мне же надо было в Автово. Брат уже заждался меня. По дороге в такси Нона со мною не разговаривала, смотрела в окно. Сейчас знаю, что ее, как и меня  уже ждали и ни кто иной, как Андрей. Предполагал, она обиделась, но на что?.. После нашего вояжа мы без лишних слов расстались. Позже, много позже  мне сказали, что она назвала меня балбесом. Но, честное слово, я на нее не обиделся.
Ноник вышла замуж за Андрея, у них родились девочки, только, как и первую жену, он ее  бросил, уехал в Киев. Как  живет, не знаю. Он, конечно, своеобразный парень , но плохого о нем сказать не могу. Иначе Нона за него бы не вышла. Все в то славное время было хорошо. Все правильно. Или почти все.
В одной книге прочитал стоящий совет- не хвалить прежних времен, потому как в этом нет ничего умного. Полностью с этим согласен, но это больше подходит для тех, кто полон сил,  имеет отменное здоровье и готов плыть дальше. Мой же парусник прохудился, требует ремонта и ищет спокойной тихой гавани. Пользы от меня, моего парусника родным, стране, окружающим никакой. Этот мир и без нас знает, как ему жить дальше.
В 96 году теперь уже с другой женщиной мы были в Москве. Летний вечер, Тверская улица, денег почти нет. Днем  жара неимоверная. К вечеру немного спала. Мы вышли из кафе, присели у
 магазина. Молча, смотрели по сторонам. На душе было легко и спокойно. Возникший, словно из под земли,  милиционер не изменил хорошего настроения. Чего нам было бояться?!
Отвезли  в отделение, поместили в большой, уставленной старой мебелью комнате. Здесь мы были  не одни: симпатичная серьезная армянка,  три или четыре девицы и еще одна  женщина за тридцать. Я переговорил от скуки со всеми, пока болтливый лейтенант заполнял протокол на одну из девиц. Та оказалась еще болтливей, и тянулось все  очень долго. За это время узнал кто здесь и за что. Так вот к чему я об этом вспомнил. Та самая, которой было за тридцать, убеждала меня, что не знает, почему и за что здесь оказалась. Высокая, ухоженная, симпатичная. Но меня больше заинтересовали ее глаза. Карие глаза редко встречаются в центральной России. И смотрела она ими странно. Казалось бы на вас, но как-то мимо. Скоро выяснилось - склоняла подругу к самоубийству. Чего только на свете не услышишь,- подумалось мне в тот момент. Обо всем этом я забыл, но уже полгода как вспоминаю. Почему? Все просто - мне тяжело жить, ничего впереди я не вижу, да и с прошлым не все понятно. Если бы я как-то умер тогда, после той поездки в Ригу, когда я был чист , почти чист душой и сердцем, я имел шансы быть прошен .  Тогда это было еще возможно.
 Но уже через полгода я узнал женщин, через год женился, и пошла моя душа в разнос, обрастая все новыми  пороками , страстями. И где теперь ей место? Мне страшно.
 Дорогие мои, не обольщайтесь. Вы ничем не лучше меня,  в вашей жизни смысла не больше, чем в моей. Лекарства вы не изобрели, новой звезды не открыли, , голодного не накормили, бездомного не приютили. Для чего мы жили? К чему стремились? С чем мирились? Наша жизнь пуста и конец ее будет таким же.