Что русские дали миру? ч. 4

Владимир Бровко
Что русские дали миру?  ч.4

    Продолжаем наше историко-публицистическое исследования целью которого является перепроверка сообщений российских СМИ о достижении ученными России мировых приоритетов в той или иной науке или великих открытиях   сделанными россиянами.

   И первый первым в нашем исследования в этой части идет:

   Бызов Б.В. –первым получил синтетический каучук из нефти!

   Для тех из вас уважаемые читатели, что родились и жили во времена СССР изобретение Б.Бызова «синтетический каучук из нефти» началось наверно с ознакомление   с так называемы «изделием №2», что обычно во времена СССР предавался только в аптеках! Средство это было крайне грубое и некачественное, но позволявшее таким образом «внепланово рождаться детям». За, что Бызову Б.В. от имени таких детей надо было бы и выразить благодарность.
   Но вот если говорить уже более ответственно, то о самом Борисе Васильевиче Бызове мне удалось собрать вот такую информацию.
          Родился (29 июля [10 августа] 1880, Царское Село — 27 июня 1934, Ленинград), русский химик, автор технологии получения синтетического каучука из нефтяного сырья.
     В 1903 г. окончил Петербургский университет, затем руководил лабораторией на заводе «Треугольник», где начал разрабатывать способ получения синтетического каучука (бутадиена) гидролизом нефтяного сырья (Патент был получен только в 1913г.).
       Во время Первой мировой войны участвовал в работах по созданию противогазов.
      С 1918 г. — профессор аналитической химии 2-го Петроградского политехнического института, профессор физической химии Педагогического института, с 1923 г. — заведующий кафедрой технологии каучука и резины в Ленинградском технологическом институте.
      В 1934 году скоропостижно скончался.
      Теперь о промышленном способе получения им синтетич. каучука из нефтепродуктов.
       В химии считается, что Бызов разработал способ получения дивинила путем пирогенетич. разложения нефти при температуре 700—800° с последующим быстрым охлаждением (закалкой) полученныхпродуктов.
     Открыл активные катализаторы полимеризации из класса диазосоединений.
     Теперь задам вам читатель и не   риторический вопрос.
     «Можно ли вот только на основе этой информации утверждать, что Бызов Б.В. совершил отрытые мирового уровня в том плане, что оно получив широкое промышленное применение изменило мир и жизнь в нем к лучшему?
     И ответ мой будет категорическим.
    Нет, ибо отрытый им способ получения синтетического каучука (бутадиена) не являлся открытием мирового уровня и даже в том же отсталом СССР искусственный каучук в промышленных масштабах производился по другой технологии, отрытой другим советским ученным-химиком С. В. Лебедевым!

       А ситуация в мире с каучуком как основы для производства различных изделий из резины была такова, что сам каучук добывался исключительно из сока деревьев-каучуконосов. Такие деревья растут главным образом в Южной Америке, Индонезии и на островах Малайского архипелага.

     И после Первой мировой войны, и революции 1917 г.  СССР оказалась в почти полной экономической блокаде, а промышленности требовалось удовлетворить растущие потребности страны в резине.
    Необходимо было найти путь искусственного получения каучука и вот тогда в 1926 году Высший Совет Народного Хозяйства СССР объявил международный конкурс на разработку промышленного способа синтеза каучука. Искусственный каучук должен был быть высококачественным, дешёвым и изготовляться из доступного сырья, имеющегося в Советском Союзе.
     И вот тут уважаемый читатель нужно ваше внимание!
     Победителем конкурса вышел советский химик Сергей Васильевич Лебедев.
      Уже в январе 1931 года им на опытном заводе были получены первые 260 кг синтетического каучука (СК). Сейчас этим способом получают сотни тысяч тонн СК не только у нас, но и за границе

      Как же удалось решить труднейшую задачу промышленного синтеза каучука?

      После того как было установлено строение молекулы каучука, химики попытались получить искусственный каучук путём уплотнения молекул простых углеводородов.

      Впервые это удалось сделать в 1900 году русскому химику И. Л. Кондакову.
      Он нашёл, что жидкий углеводород состава С6Ню, называемый диметилбу – тадиеном, способен при хранении, а ещё скорее пря нагревании, превращаться в каучук. Кондаков получал диметилбутадиен из ацетона.
       Справка: Ива;н Лавре;нтьевич Кондако;в (8 октября 1857, Вилюйск, Якутская область — 14 октября 1931) — русский химик.
Родился в семье казачьего пятидесятника, который выйдя в отставку, как торгующий казак, скопил некоторое состояние и смог дать своим восьмерым сыновьям образование, в том числе четверым — высшее. После окончания Вилюйского приходского училища и Красноярской мужской гимназии, И. Л. Кондаков в 1880 году поступил на естественное отделение физико математического факультета Санкт-Петербургского университета, где с третьего курса начал работать у известного химика А.;М.;Бутлерова.
       По;окончании университета в 1884 году И.;Л.;Кондаков был оставлен при университете для подготовления к профессорскому званию лаборантом. В 1886 году назначен штатным лаборантом при кафедре химии Варшавского университета. В период 1886–1895 годов он преподавал на кафедре физиологии Варшавского университета.
    В декабре 1894 года в Петербургском университете защитил диссертацию на степень магистра химии по теме «О синтезе под влиянием хлористого цинка в ряду жировых соединений».
    В 1895 году назначен экстраординарным профессором фармации Юрьевского (Дерптского) университета, с 1898 года — ординарный профессор.
    В 1899 году он открыл каталитическую полимеризацию диметилбутадиена в синтетическое каучук подобное вещество,   А  Бызов Б.  в это время был еще никому неизвестным студентом-химиком.
       Советскую власть не принял и уже в 1921 году читал лекции в Сорбонне, затем работал в Пражском университете, продолжая научные исследования по синтетическому каучуку.
        Период жизни И. Л. Кондакова в 1921—1931 годы исследователи условно называют «элваским»; И. Л. Кондаков имел летний дом в Элве, куда приезжал в свободное от учебной работы время и на летние каникулы. Похоронен на Элваском кладбище (Эстония).

     Теперь вновь уважаемый читатель будьте внимательны!

    В Первую мировую войну Германия использовала открытие Кондакова и организовала на его основе первое промышленное изготовление каучука и при этом немецкие ученные-химики существенно улучшили технологию и стали получать синтетический каучук (торговая марка «Буна» (на что получили в Германии и свой патент)! — бутадиен-натриевый каучук) на основе очень сложной многостадийной технологии из имевшегося в стране дешевого сырья — кокса и известняка.
      Эта оригинальная технология, разработанная усилиями хорошо развитой немецкой науки, вообще не зависела от использования дефицитного в стране сельскохозяйственного сырья.
      Производственная технология каучука «Буна» непрерывно совершенствовалась даже в годы Второй мировой войны: было разработано множество его марок. О надежности и хорошей обработанности данной технологии свидетельствует ее использование в ГДР вплоть до 1990 г., т.е. на протяжении более полувека.

     Но давайте возвратимся из Германии в Российскую империю и посмотрим кто такой Лебедев С.В. и какое отрытые он совершил.
      В декабре 1909 года молодой русский химик С. В. Лебедев нашёл, что газ, называемый дивинилом или бутадиеном (С4Н6), в присутствии металла натрия способен уплотняться (полимеризоваться) в превосходный каучук.
          Но для промышленного синтеза каучука нужно дешёвое сырьё, а дивинил был дорог.
         Когда в 1926 году был объявлен конкурс, С. В. Лебедев решил разработать дешёвый способ получения дивинила.
     Напряжённая работа учёного совместно с рядом энтузиастов-сотрудников принесла блестящий успех. С. В. Лебедев разработал промышленный способ получения дивинила из дешёвого сырья — этилового (винного) спирта.
       Проблема промышленного синтеза каучука была разрешена.
       В настоящее время дивинил получают не только из спирта, но и из газов крекинга нефти. Пионером в этой области является русский химик Б. В. Бызов.
      Но в годы Советской власти этот путь синтеза дивинила был улучшен Н. Д. Зелинским и его сотрудниками и стал доступным для промышленного применения.
     Созданная в последнее время промышленность СК в США основана на этом способе получения дивинила. А вот в России его по-прежнему делают из этилового спирта!
   Ну, и в качестве выводов.
    Первым синтетический каучук получил российский ученый И.Л. Кондаков, но после 1917 г. он покинул Россию и перестал был ее гражданином забрав таким образом и свое право на сделанное им открытие. 
    Далее, еще в голы Первой мировой войны 1914-1918 года в Германии был на основе ОТКРЫТИЯ Кондакова получен новый патент и начато первое промышленное производство синтетического каучука высокого качества!

    В связи с чем общепризнанный приоритет в области открытия и внедрения в производство синтетического каучука принадлежит только И.Л. Кондракову и тем немецким химикам, что разработали завод по получению искусственного каучука по методу Кондракова и заодно улучшили его метод!
     Открытия же сделанные Базовым и Лебедевым это лишь НЕТРИВИАЛЬНОЕ улучшение уже сделанного в науке нового открытия И.Л. Кондакова.

    Теперь закончив с каучуком мы с вами уважаемый читатель пойдём в  и теснейший мир  фотографии и фотографов чтобы  посмотреть на то какие  шекспировские страсти  бушуют в этой казалось бы  тихой заводи  одного из видов  художественного искусства»

      А начнем мы вот с этого утверждения российской пропаганды о том, что
    «Болдырев И.В. является первооткрывателем гибкой светочувствительной и негорючая плёнки, которая якобы положена в основу создания кинематографа»»

     И тут я же сразу скажу, что в этом утверждении правдой является лишь то что действительно в Российской империи в свое время жил и работал известней петербургский фотограф Болдырев И.В.
       Вот примеры его фоторабот:

     А биография Иван Васильевич Болдырев такова. Родился в 1850 году на Дону, в станице Терновской. Но вольная казачья жизнь его не привлекла, а и чему тут завидовать было.
   Так голь перекатная тока с саблей в руках. 
    И поэтому скопив небольшую сумму денег, 19-летний юноша покинул навсегда родную станицу и уехал в Новочеркасск.
     Именно там он и нашел свое истинное призвание – фотографию. Быстро освоив азы редкой в те годы профессии, он довольно скоро вполне профессионально начал выполнять основные виды фоторабот.
     Окрыленный успехом и результатами своих первых фотосъемок он в 1872 году отправился в Санкт-Петербург где поступил на службу в фотоателье Лоренца, а затем стал посещать вольнослушателем занятия в Академии художеств, окончить которую из-за материальных трудностей ему не удалось, и он работал ретушером и помощником фотографа пока и сам не стал столичным фотографом!
      Неплохая карьера для человека с начальным уровнем образования!
      Но сам Болдырев, впрочем, считал себя в первую очередь изобретателем.
     Так он не имея возможности приобретать и заказывать дорогостоящую оптику решил пойти другим путем пользоваться самодельными объективами и на конец «создал» свой короткофокусный объектив по некоторым параметрам превосходившего существовавшие в те годы фабричные объективы.
       По рекомендации V (фотографического отдела) Императорского Русского технического общества (ИРТО) фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье А. Деньера (Невский пр., 19) и показал удивительный результат, «позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу».
       Однако эксперты отдела отказали изобретателю в отправке его «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж.

      Но еще большие были разочарования у Болдырева в связи с отказом Русского технического общества признать авторство И.В. Болдырева на изобретение как короткофокусного объектива, моментального фотозатвора к фотоаппарату и ВОТ ЧТО ДЛЯ НАС ОЧЕНЬ ВАЖНО: «гибкой «смоловидной ленты», предложенной им взамен бьющихся стеклянных пластин, повсеместно использовавшихся в качестве основы для нанесения светочувствительной эмульсии».

  И действительно в ту пору весь негативный материал изготавливался на основе стекла. Стекло – превосходный материал для негативов, но у него были два существенных недостатка. Первый – стекло тяжелое и хрупкое.
  В своих экспериментах которые как мы знаем и закончились ничем, Болдырев поначалу пытался нанести эмульсию на бумажную ленту, чтобы потом уже в лаборатории переносить ее на стекло перед самым копированием.
    Но этот способ  до него уже был изобретен и запатентован англичанином Варнерке и им успешно применялся  в специально построением для  этого фотоаппарате!

  А вот у народного изобретателя Болдырева дело не пошло так как в процессе переноса эмульсия трансформировалась, что приводило к искажению изображения.
Нужно было найти легкий, гибкий и прозрачный материал для основы.
«В 1878 году И.В. Болдырев предложил новый тип фотоматериала – мягкую пленку.
Она обладала замечательными свойствами: «эластична настолько, что ни свертывание в трубочку, ни сжимание в комок не могут заставить ее искривиться», – так писали тогда газеты об изобретении Болдырева.
    Долгие годы потратил он на отстаивание приоритета предложенного им прототипа современной фотопленки, которую не смог не только внедрить в практику, но даже получить на нее патент или, как тогда говорили, привилегию.
    Но русскому умельцу не удалось якобы собрать 150 рублей, которые требовались для регистрации его изобретения».

     Но мы с вами уважаемый читатель должны не соболезновать Болдыреву, а отнестись к прочитанной информации критически.
      И тут сразу бросается в глаза что неизвестно из какого материала была сделана пленка Болдырева и особенно то, что значит «гибкая смоловидная лента?»
     Потом как Болдырев наносил на свою пленку фото эмульсию?
     Как ему ужалось избежать деформации самой плёнки после нанесения на ее эмульсии в связи с ее высыханием?

      А ведь это очень важно знать и понимать потому, что у Болдырева в США уже появился прямой конкурент на это открытие!

       Еще в мае 1887 года преподобный Ганнибал Гудвин подал заявку на изобретение - фотопленку на целлулоиде с дополнительным желатиновым слоем на оборотной стороне.
      Такой слой, уравновешивая натяжение основного, как бы разглаживал, выравнивал пленку!
      Так у нас проявляется первый в мире   юридически зафиксированный изобретатель фотопленки на основе целлулоида!
     Теперь подаю небольшую справу по важным для нас понятиям. Она идет как бы в форме небольшой ликбеза по основам производства фотопленки и поможет всем вам уважаемые читатели понять ход мысли автора!
       Вот, например, история перехода от бумажной подложки светочувствительного слоя к целлулоидной.
        Целлуло;ид (от целлюлоза, фр. cellulose от лат. cellula «клетка») — пластмасса на основе нитрата целлюлозы (коллоксилина), содержащая пластификатор (дибутилфталат, касторовое или вазелиновое масло, синтетическая камфора) и краситель.
      Целлулоид перерабатывают горячим штампованием, прессованием, механической обработкой. Применялся для изготовлениякино- и фотоплёнки, планшетов, линеек, корпусов музыкальных инструментов — гармоник, различных галантерейных товаров, игрушек и др.
      По ГОСТ 21228-85 целлулоид представляет собой материал на основе нитроцеллюлозы с наполнителем (камфора). Выпускается в виде листов, полированных с одной или двух сторон, прозрачный окрашенный и неокрашенный, белый, узорчатый, под перламутр, бронзу и др.

       История открытия: В 1855 году британский металлург Александр Паркс (англ. Alexander Parkes) открыл новое вещество на основе нитроцеллюлозы, растворённой в этаноле.
       Для массового производства нового вещества, которому Паркс дал название «паркезин» (Parkesine), в 1866 году им была основана Parkesine Company. Через два года компания прекратила выпуск продукции в связи с её низким качеством, вызванным стремлением Паркса к снижению затрат.
    Твёрдая смесь нитроцеллюлозы и камфоры была создана Джоном Уэсли Хайаттом и зарегистрирована под торговой маркой Celluloid в 1870 году.

    Фотоплёнка — фотоматериал на гибкой прозрачной основе (в отличие от жёстких фотопластинок на стеклянной основе и фотобумаги на непрозрачной основе), представляющий собой лист пластика (лавсан, нитрат или ацетат целлюлозы), на который нанесена фотоэмульсия, содержащая зерна галогенидов серебра, определяющие светочувствительность, контраст и оптическое разрешение фотоплёнки. После воздействия света (или других форм электромагнитного излучения, например, рентгеновского) на фотоплёнке формируется скрытое изображение.
      С помощью химических реакций получают видимое изображение.

    Фотоэмульсия — конгломерат зёрен галогенидов серебра и защитного коллоида, в основном фотографической желатины.
   Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень. Она наносится на стекло, целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала.

     Подложка — основа фотоматериала, служащая носителем эмульсионных слоёв.

   На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы, обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков.
      Сейчас в кино- и фотоплёнке применяется прозрачный негорючий материал — триацетат целлюлозы толщиной 0,12-0,15 мм, а также более прочный негорючий материал полиэтилентерефталат (лавсан), толщиной около 0,06 мм. Подложка чёрно-белых негативных плёнок обычно дополнительно окрашивается в серый или фиолетовый цвет для уменьшения ореолов отражения.
       В качестве подложки или основы современной киноплёнки используются разновидности целлулоида, впервые разработанные Джоном Карботтом, Ганнибалом Гудвином и Джорджем Истменом.
       Первая киноплёнка на целлулоидной основе появилась на рынке в 1889 году после запуска её производства компанией «Истмэн Кодак» (англ. Eastman Kodak)!

       В определённых условиях нитроцеллюлозная основа могла даже самовоспламеняться. Все предприятия, работавшие с киноплёнкой, в том числе и кинотеатры, строились с соблюдением особых противопожарных мер.
      Кинопроекторы оснащались специальными противопожарными кожухами для подающего и принимающего рулонов киноплёнки, а также закрытым лентопротяжным трактом[8].
 
        Поэтому, после изобретения фирмой Kodak в 1948 году новой ацетатной основы, большинство производителей отказались от нитроцеллюлозы в пользу триацетата целлюлозы, обладавшего меньшей износостойкостью, но безопасного.
       Производство узкой киноплёнки 8-мм и 16-мм на нитроцеллюлозной основе было законодательно запрещено и до этого.

      Киноплёнка на ацетатной или лавсановой (полиэстеровой) подложке называется безопасной, а западная маркировка до последнего времени предусматривала обозначение «Safety film».

     Но это все теория, а нам пришло время обратится к личности уже выше опоминавшегося американского предприниматель Джордж Истмене главе предприятие «Eastman Kodak» главным девизом которого был слоган «Вы нажимаете на кнопку - мы делаем остальное"!
     Жизнь и деятельность Д. Истмена отличный пример как можно заработать и мировую славу, и миллиарды долларов на выпуске слабого в техническом плане и дешевого   фотоаппарата ценой в 25 долларов!

      Джордж Истмен (англ. George Eastman, 12 июля 1854 — 14 марта 1932) — американский бизнесмен и изобретатель, основатель компании Eastman Kodak.
     Джордж Истмен родился в 1854 году в американском городке Уотервилле в семье небогатого бизнесмена.
     В возрасте 24 лет Истмен решил отдохнуть в Санто-Доминго и запечатлеть на фотопластинки все красоты города. Однако купленный фотоаппарат оказался настолько громоздким и неудобным в транспортировке и эксплуатации, что он решил отказаться от этой идеи.
      Но с этого момента все его мысли были заняты фотографией: он поставил перед собой цель максимально упростить этот трудоёмкий процесс
       В 1879 году Истмен построил машину для изготовления сухих броможелатиновых фотографических пластинок, а с сентября 1880 года начал выпускать сами фотопластинки.
 1 июня 1881 года была зарегистрирована «Компания сухих пластинок Истмена» (англ. Eastman Dry Plate Company).
       В 1883 году его фирма выпустила рулонную плёнку, которая подходила практически ко всем фотоаппаратам со стеклянными пластинками.
       В 1884 году партнерство Истмен-Стронг дало начало новой фирме — «Компании по производству сухих пластинок и фотопленки» (англ. Eastman Dry Plate and Film Company).
      Летом 1888 года был выпущен первый фотоаппарат под маркой Kodak.
      Он представлял собой небольшую ящичную камеру: затвор был с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой давал резкое изображение от 2,5 м до бесконечности, а заряжался фотоаппарат плёнкой на 100 кадров. Его полная стоимость составляла 25 долларов
      По тогдашним временам это было не слишком дешево - примерно месячная зарплата служащего, но все-таки существенно дешевле, чем другие фотоаппараты. Что же до стоимости материалов, обработки и печати, то они уменьшались очень заметно
      4 сентября 1888 года Kodak был зарегистрирован как товарный знак.
     В 1889 году был создан концерн Eastman Company, а с момента регистрации в Нью-Йорке в 1892 году компания стала носить имя Eastman Kodak Company.
      В 1901 году компания была зарегистрирована в американском штате Нью-Джерси под названием Eastman Kodak Company of New Jersey, под которым она существует и по сей день
    
     И все было бы в этой истории хорошо и честь бы Д. Истмена не пострадала если бы не патент полученный вышеупомянутым изобретателем Ганнибал Гудвин!
    Первый изобретатель целлулоидной катушечной пленки Ганнибал Гудвин (Hannibal Goodwin, 1822-1900) не был химиком: он был Ректором церкви «Дом Молитв» в Нью-Джерси. Преподобный Гудвин вел занятия в воскресной детской школе и любил развлекать своих учеников показом слайдов. Как-то он не смог найти подходящих религиозных иллюстраций и решил, что выручить его может чудесное изобретение XIX века — фотоаппарат.
    Вскоре он заметил, что стеклянные пластинки, которые в то время использовались вместо пленки, страшно неудобны.
        «Я пришел к выводу, что необходимо найти замену стеклу», — говорил он в интервью много лет спустя. «Я просмотрел фотографические журналы и увидел, что фотографы пытаются это сделать уже сорок лет, но безуспешно. Я решил попробовать сам».

      Наверно это может показаться странным: престарелый священник, не имеющий специального образования, решил сделать то, что не удавалось гораздо более подготовленным людям. Но еще более странно, что он таки добился своего.
      В 1887 году он сделал первую попытку запатентовать свое изобретение. Но все оказалось не так просто, как он рассчитывал.
      В этом отчасти виноват он сам — как я уже говорил, он не был химиком. Его формулы были непонятны, не лучше было с пояснительным текстом и только амбиции были на высоте! Идеи, которые он излагал, тоже не были новыми — только в его случае они действительно работали.
        Кроме этого ему почти в прямом смысле слова наступали на пятки — в 1889 году химик Генри Рейхенбах, и основатель компании «Истмен Кодак» Джорж Истмен запатентовали аналогичное изобретение.
       Есть мнение, что компания «Истмен Кодак» активно препятствовала прохождению дела Гудвина в патентном бюро.
        Так или иначе, Ганнибал Гудвин получил свой патент только 13 сентября 1898 года.
        После этого несмотря на свой преклонный возраст (ему уже исполнилось 76 лет) Гудвин развивает бурную деятельность.    Он основывает «Goodwin Film & Camera Company» и открывает маленькую фабрику по производству фотопленки.
        В тоже время его адвокаты обвиняют «Истмен Кодак» в нарушении патентного права.
         Но Кодак уже доминирует на рынке фотоуслуг и Джордж Истмен презрительно отвечает: «История преподобного Гудвина просто нелепа. Его патент не имеет никакого значения».

        В конце 1900 года Гудвин попал в аварию и 31 декабря скончался из-за полученных ранений. Его жена Ребекка в 1901 году продала его завод компании по производству фото-принадлежностей «Anthony and Scovill» (с 1907 года «Ansco Company»), которая и продолжила борьбу Гудвина с «Истмен Кодак».
          Если борьба с патентным бюро заняла 11 лет, то борьба с «Истмен Кодак» продолжалась почти 14.
          Наконец в марте 1914 года дело закончилось полным триумфом наследников Гудвина.
          Суд постановил, что Кодак должен выплатить более пяти миллионов долларов — огромные по тем временам деньги. Еще около 300 тысяч было получено от других производителей фотопленки

    Сам Патент Гудвина уже принадлежал, а фирме "Энско", которая к этому моменту владела фактически же "Энско" была всего-навсего дочерним предприятием немецкой фирмы "Акциенгезельшафт фюр Анилинфабрикацион", известной у нас как "Агфа". Но и "Агфа", в свою очередь, входила в концерн "ИГ Фарбениндустри". В общем, патент Гудвина оказался мячиком в игре гигантов.
      Для гиганта "Истмен Кодак" потеря пяти миллионов была ощутимой, но отнюдь не смертельной. За четверть века прибыли намного превысили этот убыток.
     А победителей как это известно из истории у нас не судят…
     Да чуть не забыл? Хочу спросить.
     «А кто теперь из вас уважаемые читатели может утверждать о приоритете И.В. Болдырева на изобретении «гибкой светочувствительной и негорючая плёнки, которая якобы положена в основу создания кинематографа…»

                (конец ч.4)
  Все фото к  этой части находятся тут:http://h.ua/story/413679/