Эта женщина в окне

Елена Куманичкина Лена Радова
 
)))Заголовок написала, и сразу Окуджаву вспомнила:

«Не сольются никогда
 Зимы долгие и лета,
У них разные привычки
 И совсем несхожий вид.
Не случайны на земле
 Две дороги - та и эта,
Та натруживает ноги,
Эта душу бередит»...

Вот и у нас с ней дороги разные, да и увидела я её сегодня в первый раз, а до сегодняшнего дня всё больше слышала: этот отлично поставленный голос, сильный звучный красивый голос, обладающий богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания… Этот голос чётко произносит слова с  чистотой интонации необычайной…  Хозяйка его никогда не утомляется – песня звучит из её окна в любое время суток, в любую погоду…

Я слушала её и думала о том, что способность певицы управлять голосом равносильна, конечно, умению художника пользоваться своей палитрой, писателя – вычёркивать написанное собственноручно…

Самая короткая дорога к моему дому идёт мимо её окна. И самая радостная – тоже. Потому что зимой – узкая дорожка, снег всегда белый-белый, весной – ручьи весело бегут, летом – цветов – море (какая-то заботливая жительница их сажает и ухаживает за ними), а осенью – желто-зелёно-красные листья кленов устилают путь. А если ещё солнце – такая там красота – будто все цвета на свете в пляс пускаются.

И всегда, во все времена сверху, с третьего этажа из распахнутого окна вниз, к проходим, несётся голос. Он поёт частушки, русские песни, романсы, арии из опер, Иногда мужские партии женским голосом, ну и что?..

«Ой, полным-полна коробушка,
Есть и ситец, и парча.
Пожалей, душа зазнобушка,
Молодецкого плеча!»

Я улыбаюсь, и сворачиваю к своему дому: «Всё будет хорошо, - думаю, - даже если по-другому будет, всё равно – хорошо!»

«В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!

Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!»

Лицо моё на секунду стервенеет, потом черты его распрямляются: «Дык, хай себе гибнут, есть на свете дела и поважнее, их каждый выбирает по себе – как дорогу, религию, мужчину…

«Верьте, что всё в этом мире ничтожно,
Важно веселье одно.
Любовь не век в душе живёт,
Лета не в нашей воле,
Цветок поблекший в поле
Опять не зацветёт.
Ловите, ловите минуты веселья,
Пока их жизнь даёт, пока их жизнь даёт,
Пока их жизнь даёт, ах»…

«Творчество, свобода, жизнь, любовь!!!» - улыбаюсь я и начинаю двигаться вприпрыжку.

Перед Новым Годом приехал брат ко мне. Идём мимо её окон, он мне и говорит:
 
- Померла, наверное, певунья-то…

- Да просто холодно, что же ей зимой с открытыми окнами жить? – ответила я, а потом вспомнила, что я давно её уже не слышала, что дорога домой уж давно не расцветает красками её голоса, и мне стало так грустно – так защипало в горле.– Конечно, она была сумасшедшая, но мне всегда было радостно проходить под её окном, и между прочим, мало, кто крутил пальцем у виска, всё больше улыбались люди.

- Сочувственно? – уточнил брат.

- Нет, - счастливо, - уверенно ответила я.

Эта женщина в окне…

…Прохожу сегодня мимо её окон – слышу знакомый голос:

«Меня сватать приезжали
 На серой кобыле,
Все приданное забрали,
А меня забыли.

А мне милый изменил,
На козе уехал в Крым…»
 
Поднимаю голову вверх - окна открыты настежь, в окне появляется женщина, энергично и весело машет мне рукой. Приветственно. И тут я совершаю то, что секунду назад и представить себе не могла: поднимаю руку и сгибаю её в локте, мол, no pasaran и заканчиваю частушку:

«А я маху не дала,
На корове догнала»!

От радости (родственная душа мимо идёт), она свешивается вниз с такой же «но пасаранской» рукой и кричит мне весело:

-  Они не пройдут!!!

И я улыбаюсь как помешанная, а в голове моей мелькают кадры Гражданской войны в Испании, когда войска франкистов подошли к Мадриду, и Долорес Ибаррури сделала эти слова (no pasaran) символом антифашистского движения. Оборона была успешной, Франко вынужденно прекратил наступление. Воодушевлённые антифашисты отметили это появлением нового (менее известного) лозунга: ";Pasaremos!" (Мы пройдём!)…

Какая Испания? Какая Долорес Ибаррури? Нас с этой певуньей ещё на свете не было… На улице снега полно, но не холодно. А в голове моей опилки (не сомневаюсь) в полной перепутанице, вообразившие их хозяйку борцом с франкистским режимом… Но в душе моей моментально расцветает земляничное дерево, откуда ни возьмись появляется медведь и заключает его в свои объятия… Понятно, символы Мадрида, но…

«Эта женщина в окне
 В платье розового цвета
 Утверждает, что в разлуке
 Невозможно жить без слёз.
Потому, что перед ней
 Две дороги - та и эта,
Та прекрасна, но напрасна»… - вдруг запевает она.

«Эта, видимо, всерьез», - улыбаюсь я ей.

И бегу домой опрометью, и лихорадочно звоню по скайпу брату:

- Она жива, жива!!! – ору я ему без пояснений.

- Кто? – недоумевает он.

- Эта женщина в окне, мы сегодня с ней вместе… пели.

- Ты чокнулась? – серьёзно спрашивает он.

- А я, что, когда-то нормальной была? – хохочу я… или эта женщина в окне... какая, впрочем, разница?