Просто прохожий. Зарисовка

Аполлинария Овчинникова
Написано со слов приятельницы.

Ну, наконец-то! Питер!
Валерия Варфоломеевна встретила Новый Год и еще пять дней провела в столице. Москва, при всей ее якобы современности, утомила чрезвычайно. Единственная радость — внучок! Полгода, а так уморительно наблюдать, как выстраивают свои отношения с чадом молодые родители. Дочь мгновенно повзрослела, раздает строгие инструкции по общению с наследником — не сюсюкать, не укачивать, из бутылочки не кормить!

Папаня строгим голосом внушает шестимесячному младенчику:
- Я не поддамся на твои манипуляции! Даже не рассчитывай! Твой крик — не является для меня аргументом в беседе. Успокойся и внятно постарайся объяснить, чтобы я понял — чего тебе не хватает!
Или:
- Не тяни руки! Это — папина кружка! Это — не твоя бутылочка! Видишь, здесь так и написано: «па-па»!

Внучок, улыбчивый до безобразия, внимательно внимал родительским речам и отчаянно дрыгал ногами, стараясь скинуть ненавистные носки.

Всё это, конечно, весело, но совсем еще не старая бабушка, до полтинника 2 года, Валерия Варфоломеевна возвращалась домой. Почти неделя — беззаботного отдыха!

Васильевский. Раннее утро. В дорожной сумке — сухпаек, выданный в поезде, да подарки, что загодя приготовили молодые. Снежная крупка ложится на щеки мелкой взвесью.

- Простите, пожалуйста, вы не подскажете, как пройти на «Дыбенко»?

Валерия Варфоломеевна споткнулась.
- Чего? - от неожиданности она даже забыла о хороших манерах.

Паренек лет двадцати смущенно переминался с ноги на ногу. Одет в тоненькую ветровку, из ворота которой выглядывает свитер, руки прячет в карманы, за спиной — чехол от гитары. Хороший чехол. Солидный.

- На метро, - улыбнулась Валерия Варфоломеевна, - вон туда.
- Нет, мне пешком. Денег совсем нет.
- Так я могу денежку на жетон дать. Просто у меня — карточка.
- Это меня не спасет, - рассмеялся паренек. - Вы скажите, я дойду!

-Ну, - начала Валерия Варфоломеевна, прокручивая в голове «Яндекс-карту», - идете по Среднему до набережной Макарова, - взмах рукой, - потом до Дворцового моста, потом весь Невский проспект, дальше, - Валерия Варфоломеевна прищурилась, - мост Александра Невского, а там спросите. Вам точно не нужен жетон на метро?

Паренек задумался на мгновение и лучезарно улыбнулся:
- Нет, наверное, спасибо! - и резко развернувшись пошагал в ту сторону, куда чуть ранее махнула рукой Валерия Варфоломеевна.

«Странный какой-то, - недоумевала она, - чего пешком-то? Да и погодка, однозначно, не летняя!» Даже мутоновая шубка не давала того сытого, мягкого тепла. Ощутимо поддувало. Снизу.

Вот и родной подъезд, а там и огромадная коммуналка на втором этаже.

- Извините, пожалуйста!

Снова он.

- Можно вас попросить? Если вы не очень высоко живете, не могли бы вы мне скинуть пластиковую бутылку с горячей водой. Я ее за пазуху засуну, а то замерз очень.

Валерия Варфоломеевна всем корпусом развернулась к молодому человеку. Улыбка во все тридцать два зуба обезоруживала, и в то же время, товарищ казался жутко смущенным.

- Пожалуйста, - он чуть наклонил голову, словно встрепанный воробей.

Несколько секунд Валерия Варфоломеевна вглядывалась в глаза нового знакомого. Наконец, вздохнула, и развернувшись к двери подъезда, бросила через плечо:
- Пойдемте, я вас чаем напою.

- Вы святая! - воскликнул паренек и послушно поплелся за Валерией Варфоломеевной, попытавшись забрать из ее рук дорожную сумку. Попытка не удалась и паренек притих. Молча поднимались по широкой мраморной лестнице. Молча открыли дверь. Молча прошлепали до комнаты.

- Чай или кофе? - Валерия Варфоломеевна сбрасывала сапоги.
- А что, и кофе можно, да? - восхитился паренек.
- Можно, - пробурчала Валерия Варфоломеевна.

Молодой человек лихо освободился от верхней одежды и потому, как внезапно на него напала дрожь, Валерия Варфоломеевна сообразила — как сильно парень промерз.

- Пока чай кипит, можете с батареей пообниматься, - Валерия Варфоломеевна вышла на кухню, запоздало подумав, убрала ли она паспорт во внутренний карман или он так и остался лежать в сумке вместе с билетом поверх сложенных вещей.

Кофе пили с тем, что нашлось. Прошлогодний хлеб был жив, ибо встречал Новый Год в холодильнике в компании крохотного кусочка колбасы и трех пластинок сыра.

За разговорами Леша, он галантно представился, чмокнув Валерию Варфоломеевну в запястье, поведал свою печальную историю знакомства с Питером. Вернее, сам Леша свою историю печальной не считал, а скорее относил ее к разряду забавных.

- Я на фестиваль приехал. У вас тут, не далеко — в Выборге проходил. Ну вот, и заранее договорился, что после фестиваля в ресторанчике клубном выступлю. Пять тысяч за вечер. А на фестивале старичок один уж больно просил — дай сыграть, да дай. Ну, как я мог пожилому человеку отказать? А он возьми и споткнись, сидеть не хотел. Ну и грохнул инструмент. Гриф перекосило. Корпус треснул. Как на такой играть?

- И что? - Валерия Варфоломеевна подливала кофе страдальцу.

- Да я, по-началу и не расстроился особо. Думал, кто-нибудь инструмент одолжит, чтоб отработать. Я бы за аренду заплатил. И уж в клубе, был уверен, если что помогут.

- И что? - Валерия Варфоломеевна поймала себя на том, что копирует попугайскую тактику.

- Я в клуб позвонил, сказал, а они сразу трубку повесили.

- Неужели никто не выручил? - приподняла брови Валерия Варфоломеевна.

- Неа. Вот потому и буду добираться автостопом. Мне сказали, что от «Дыбенко» трасса начинается. Я сначала на Мурманку, а там и до Архангельска доберусь.

Валерия Варфоломеевна смотрела на этого разомлевшего от горячего кофе паренька и недоумевала, неужели можно так легко говорить о таких ужасно-неприятных событиях!

- Я могу тебе денег дать, - не смогла удержать Валерия Варфоломеевна свой язык, как ни пыталась.

- Нет, - благодарно улыбнулся паренек. - Я сам. Потом же отдавать придется. А вдруг, не получится быстро. Да и потом, я решил, что ежели сам доберусь, то... - он замолчал.

- Что? - не выдержала Валерия Варфоломеевна.

- Ну, типа, вырос, что ли, - скромно произнес он и закраснелся. И тут же, встряхнув головой выдал: - Если бы работа не сорвалась, я бы уже в поезде был. А так, думал, ну что мне — с поезда на поезд. А там концертный зал, потом — сразу в ресторанчик, а от него — сразу на поезд.

- И что? - да что ж такое, вспыхнула Валерия Варфоломеевна, решит еще, что питерцы только такие вопросы и могут задавать.

- Меня менты остановили, - улыбнулся Леша, - они — святые люди! Вот только, почему-то чая у них совсем нет. Одна водка. Но зато они мне свитер дали! И сюда привезли. Зачем-то. Ну, а потом, тут и выпустили.

Всё, что было у Валерии Варфоломеевны в холодильнике, закончилось. Остались только две морковки. Но от морковок Алексей отказался.

- Вы уж простите, - он снова пожал плечами, - а у вас не будет двух ненужных тряпочек?

Валерия Варфоломеевна уже ничему не удивлялась:
- Какого размера?

- Видите ли, думаю, что ногам холодно будет. Так вот, я эти тряпочки вместо вторых носок намотаю и теплее будет.

Валерия Варфоломеевна вытащила из загашника две фланелевые пеленки:
- Пойдет?
- Что вы?! - испугался паренек, - они же совсем новые!

- Тебя дожидались, - усмехнулась Валерия Варфоломеевна, протягивая Лешке две «тряпочки».

- Спасибо большое.

- Носков мужских у меня, увы, нет, - вздохнула Валерия Варфоломеевна, - у меня и мужика-то нет...

Алексей широко улыбнулся:
- Так видно, что одна живете. Давайте, я вам хоть табуретки подкручу. А то — шатаются.

Отвертка нашлась в отделении для вилок. Спустя несколько минут табуретки перестали жалобно вздыхать, чем они и занимались последние три года, встречая каждую опускающуюся на них...пятую точку.

- Слушай, - Валерия Варфоломеевна с удовольствием поерзала на молчащей табуретке, - мне там в поезде сухпаек выписали, забери, ладно?

- Ладно, - довольный Алексей запихивал коробочку в чехол для гитары. - Пойду я. А то дни короткие, хочу, пока светло, до трассы добраться.

Валерия Варфоломеевна смотрела, как он одевался. Тоненькая ветровка, кроссовки, шапочка, джинсики.

- Замерзнешь, - вздохнула она.
- Не, я быстро хожу, не успею! - рассмеялся Леша.

Так и расстались. Ни телефонов. Ни адресов.

Валерия Варфоломеевна смотрела в припорошенное снегом окно и вздыхала. На душе было грустно и светло...

***