Выбор в жизни

Иван Татаренко
Выбор в жизни

Чтобы не ошибиться в жизни люди делают выбор всегда единственно правильный, чего бы то он ни стоил. Молодые люди не всегда глубоко вникают в предстоящую им жизнь, так как они ее еще не знают, и находятся под покровительством своих мам и папочек. Иногда им кажется, что родители поступают совсем не так, как бы следовало поступить в семейной жизни. Только приглядевшись со временем, начинают понимать, что родители поступили совершенно правильно в избранном выборе, что по-другому делать не следует. Молодые учатся на примере старших понимать жизнь, но не спешат все свои мысли осуществить в силу различных причин и следствий. Казалось, необходимый выбор найден, но его осуществление откладывается постепенно на неопределенный срок и долгое время. Вот в этом сроке, молодые люди по разному проявляют себя, в лёгких и трудных жизненных испытаниях.
День был прекрасный. На небе ни облачка. Железнодорожный вокзал города Ростов-на-Дону большой еще старинной постройки. Выглядел заметно среди окружавших его строений и прилегающей к нему площади. На ней полно автобусов и легковых машин, на которых одни приезжают из провинции, другие уезжают за город по своим делам. На одном из автобусов я приехал из осажденного боевиками Донецка в Ростов-на-Дону. Автобус был набит пассажирами до отказа. Все они пытаются по железной дороге быстрее уехать вглубь России, чтобы спасти детей от разрывов снарядов и мин бендеровских боевиков Киева.
Из всех пассажиров автобуса я никого почти не запомнил, так как общая масса женщин с детьми и узлами заполняли помещение. Запомнил лишь мужчину в форме военного ополченца с перевязанной рукой, забинтованной готовой и правым глазом. Его еще в Донецке садила в автобус медицинская сестра.
Я вышел из автобуса и пошел по площади к вокзалу. Шел не спеша. Меня перегоняли женщины с детьми, но мне спешить было некуда. В вокзале зал пассажиров был почти полностью занят. Но я все-же нашел пустое место, присел, достал из сумки газету, развернул ее и стал читать. Заинтересовался статьей, где автор описывал недавнее сражение полка ополченцев против бендеровцев под Донецком. Неожиданно услышал тихий голос:
-Товарищ, к вам можно присесть?
-Пожалуйста, место пустое, присаживайтесь, - ответил ему, свертывая газету. Я взглянул на присевшего, и он мне показался как бы знакомым по забинтованной голове с одним глазом.  Спросил его:
-Мне, кажется, мы ехали на автобусе?
-Только что приехал, - ответил слабым голосом с забинтованной головой. Что читаешь в газете?
-Про сражение под Донецком против бендеровцев, майдановцев.
-Интересно?
-Ведь в этом двухдневном бое я принимал участие, бил наемных гадов из автомата Калашникова, миномета и пулемета. Бандитскую атаку на Донецк мы отбили, хотя мой взвод ополченцев потерял убитыми половину состава.
- Но и меня не миновала вражеская мина, разбила мой миномет, а меня изрешетила при взрыве осколками. Санитарка спасла мне жизнь.
-Теперь куда собрался ехать?
-Врачи дали направление в Воронеж. Туда всех наших отправляют. Теперь пришла и моя очередь, надо подлечиться, раз жив остался. Как только вылечат врачи - сразу поеду назад в Донецк. Ведь за линией фронта осталась в майдановском плену моя любимая девушка Паша. Настоящая красавица. Выбрал ее еще в молодости, когда учились в школе и полюбили друг друга. А теперь после военного переворота майдановцев в Киеве жизнь привела всю Украину к гражданской войне, а меня и Пашу разбросала в разные стороны. Сколько человеческих душей страдают! Все разбито. Украинская земля усеяна могилами мирных жителей.
Железнодорожный вокзал Ростов-на-Дону оживленный всегда днем и ночью. Поезда идут на юг, на север. Пассажирские поезда переполнены выезжающие в сторону Воронежа по Юго-Восточной железной дороге. Через небольшие перерывы внутри зала раздаётся голос дежурного об отправке и прибытии пассажирских поездов. Я посмотрел на часы. До отправки нашего поезда из Ростова на Воронеж надо еще ждать целых четыре часа.
Начавшийся в самом начале встречи разговор с израненным ополченцем иссяк из-за расстройства моего собеседника. Он молчал. Перевязанные руки сложил на коленки, о чем-то думал.
-Так и будем молчать? - промолвил я.
-Я все сказал о себе.
-Ты упоминал о своей любимой и красивой девушке Паше. Может, что-нибудь расскажешь. Все равно не будем же мы, молча сидеть четыре часа?
-Так это долго рассказывать.
-Сначала давай познакомимся - я Борис Иванович Соломатин.
-Меня зовут Николаем Егоровичем Будаковым. С чего начнём дальнейший разговор?
-Например, со школьного времени, когда начал учиться.
-Коль тебе так интересно, то расскажу, что осталось в памяти.
Но интересный для меня рассказ Будакова не начался. К нам подъехала буфетчица вокзала со своим обеденным столиком, спросила:
-Чай, кофе, пирожки с картошкой желаете покушать?
-По стакану горячего кофе и по два пирожка, - ответил ей.
-Пожалуйста. Кофе очень горячий. Получайте, - буфетчица уехала.
-Борис Иванович, - обратится ко мне ополченец. - Отверни бинты от пальцев правой руки, чтобы можно было мне держать стакан о кофе и пирожки.
-Это можно, - Николай Егорович.
Горячий кофе с пирожками кушали с большим удовольствием.
-Ты веришь, Борис, я сегодня с самого утра ничего не ел, так как нас раненых погрузили на автобус и повезли из Донецка в Ростов.
-Вот теперь ты сможешь мне продолжить свой рассказ, начни его со школьных лет.
В зале постоянно стоял какой-то непонятный приглушенный шумный разговор, плач маленьких детей, голоса молодых мам, да громкие объявления вокзального радио о прибытии и отправлении поездов.
-Так вот, БОРИС Иванович, -  начал Будаков. Учился я в Харьковском училище от завода, начав с первого класса. Учительница Мария Ивановне была хорошей. Учила нас до окончания четвертого класса. За одной партой со мной сидел Митька Дергач. Это был шустрый малый. На каждом уроке все вертелся, заглядывал в чужие тетради списать контрольное решение задачи. Впереди нас стояла парта, на которой сидела Поля Каунова - красивая девчонка с кудрявыми белыми волосами на голове. Такая милая спокойная девчонка. Мишка время от времени дергал за косички. Она жаловалась:
-Мария Ивановна, Мишка дёргает мои косички.
-Миша, тебе не стыдно мешать Поле решать задачу?
-Она мне не дает списать решение контрольной задачи, - отвечал Дергач.
-Сам решай. Не решишь-получишь плохую оценку. Ещё маме скажу.
Я всегда заступался за Полю. Между нами были схватки. А в шестом классе дело дошло до драки. Одолеть Дергача мне помогли мои товарищи, разбив ему губы и нос до крови. Утром в школу пришла его мама на разборку драки. В кабинете директора мы все сказали, что он сам виноват, так как дёргал за косички девочку Полю. Он мне как-то сказал: "Я буду всегда тебя ненавидеть и отомщу за драку".
-Как же он мечтал осуществить свое намерение мстить?
 -То, что он сказал, видимо надолго залегло в его холодном сердце и мелкой душе себялюба. Его мщение сказалось во времени как выбор личной борьбы со мною, чтобы я не защищал Полю.
На выпускном школьном балу, после десятого класса, Дергач все время пытался держать связи с Полюшкой. Но всякий раз со своим холодным, сердцем отходил от нее. Как-то на улице произошла наша встреча. Дергач зло мне бросил в лицо:
-Я Полину тебе не отдам. Она будет моя. Я ее люблю!
-Я не имею никаких прав удерживать ее возле себя, - ответил ему. - Хотя мне она тоже нравится. Ей и тебе еще нужно учиться, чтобы для жизни иметь специальность.
-Я и без учебы в институтах проживу своим трудом.
-Как знать, тебе никто не навязывает выбор в жизни. Ты его должен сам определить.
-В твоей помощи я не нуждаюсь„
-В таком случае мы пойдем разными дорогами по жизни. Может быть, на каком-нибудь перекрестке еще встретимся. Чем чёрт не шутит, когда боги спят.
После этого разговора я случайно встретился с Полиной как раз перед поступлением на учебу в Харьковское училище от тракторного завода, куда я понес свои документы для поступления на учебу в училище. Полина к этому времени стала прекрасной молодой девушкой, которая была от природы очень красивой, круглолицая, черные брови, острый носик, розовые губки, пухлые щёчки, маленький подбородок. Разговаривала приятным тонким соловьиным голосом, имея милую улыбочку на тонких губах.
-Ты же хотела поступать в Московский университет? - спросил ее.
-Мама мне рассоветовала, там долго надо учиться. В училище я быстрее, получу специальность и пойду работать на завод.
-Может это самый верный твой выбор в жизни, - ответил ей.
-Ты, Боря, собирался пойти в летное училище?
-Тоже раздумал. Оказывается, я с тобой буду учиться в этом училище.
-Куда думает пойти учиться твой вечный соперник Митька Дергач.
-Как-то встретился с ним, поговорили. Ничего определенного он мне не сказал насчет своего выбора. Но, меня предупредил: "Я Полину тебе не отдам. Она будет моя. Я ее люблю!".
-А он меня спросил хоть один раз - я его люблю? Он думает, как я с ним танцевала вальс на выпускном вечере, так сразу в него влюбилась? Трепач он. Вот ты, Боря, мог бы меня полюбить?
-Я тебя уважаю, как молодую женскую натуру. Не знаю, как тебя полюбить. Даже не могу представить с чего надо начинать любовь.
Наш разговор тихо продолжается. Мой рассказчик, Николай Егорович, заметно устал. Ведь он раненый человек, даже много говорить врачи не разрешают. Я даже не стал ему задавать вопросы по ходу его рассказа. Зал ожидания тихо гудел как пчелиный рой. Внутреннее радио передавало прибытие и отправление поездов с ростовского вокзала. Зал постепенно, до некоторой степени пустел, потом скова наполнялся приезжими. Такова работа этого вокзала, оказавшегося на перекрестке политических путей, вроде невидимых в прошлом, и видимых в настоящее время.
Мой собеседник отдохнувший, повернул ко мне голову, спросил:
-Так на чем мы остановились, никак не припомню?
-На поступлении на учебу в училище, - напомнил Николай.
-Собственно интересного больше ничего нет. Только Митька Дергач как говорится помотался по белу свету и в последние дни августа месяца принес документы и поступил учиться в училище.
-Как же он учился?
-Плохо. Занятия пропускал. Дело дошло до того, что директор предупредил за прогулы, от занятий может отчислить из училища. Дружить с сокурсниками не стал. Связался с какими-то уличными парнями, а какие интересы их сближали, я не интересовался.
-Но, на курсе учились девушки. Мог с ними познакомиться.
-С ними он тоже не сближался. Разве только сближался с Полей. Но она всегда отклоняла его навязчивые идеи от себя. Это злило его еще больше. Как-то она при подружках высказала ему в лицо:
-Ты,  Будаков, мне не пара. Я тебя никогда не полюблю!
-А я тебя все равно заставлю полюбить меня, хотя я вижу, ты уже любишь Бориса.
Время дало возможность закончить учебу в училище. По направлениям все разъехались работать по предоставленным рабочим местам, чтобы молодые специалисты продолжали крепить могущество нашей Родины и строили светлое будущее. Каждый в своем избранном пути.
-Я работал на одной из донецких угольных шахт. Заработная плата меня удовлетворяла. Излишки денег отдавал матери, которая нет-нет напоминала: "Надо, сынок, готовиться к свадьбе. Подбирай себе хорошую девушку в жены". Хороших девчат работящих было много. Но, в моем уме все чаще и чаще стали появляться мысли о Полине. Как старые знакомые часто встречались на областных производственных совещаниях. При встречах разговаривали об успехах на работе. Как-то Полина спросила:
-Что, Борис, присмотрел на работе, кого можно брать себе в жены.
-А ты бы пошла за меня замуж? Ведь третий десяток лит стукает!
-Если это официальный разговор, то я согласна стать твоей женой. Положа руку на сердце, ты мне нравишься. Даже моя мама как-то мне сказала: "Вот кому из девчонок выпадет счастье, если выйдет за Бориса Соломатина замуж.
-Что ты имеешь в виду?
-Я с тобой согласен. Предлагаю оформить наш брак к Новому году.
-Согласна. Время как раз подходящее.
-Свадьбу сыграем к Первому мая, к Празднику Весны и Труда.
-Тоже согласна. Остается переговорить с нашими родителями. Ведь свадьба серьезное дело, когда два любящих друг друга сливаются судьбой в единую семью. Может сегодня доедем к моей маме. На той неделе к твоей матери. У обеих матерей будут конкретные предложения, которые мы должны их исполнить.
-Хорошо, сегодня вечером поедем в Харьков к твоей матушке.
Конечно в разговорах все вопросы о проведении свадьбы были положительно решены обеими мамашами молодых сына и дочери. Радости молодых были великими в их сознании. Это был выбор на всю жизнь, от которого нельзя отступать, а следует только выполнять, и идти по однажды выбранной дороге семейной дружной жизни.
Мой рассказчик заметно устал и замолчал. Я его не торопил с дальнейшим интересом с последующими сюжетами. Посмотрел на часы. Прошло два часа нашего разговора, но я чувствовал, что до окончания разговора потребуется довольно еще времени. Ни я, ни Николай не курили. Я подозвал буфетчицу со столиком на колесах, попросил:
-Дайте нам опять по стакану горячего кофе и по два горячих пирожка с картошкой.
-Кофе нет, есть только горячее какао.
-Давайте.
-Пирожки с картошкой уже кончились. Есть только с гречкой.
-Давайте с гречкой.
Буфетчица выполнила мой заказ, поставив перед нами стаканы с какао и пирожками.
-Николай Егорович, предлагаю перекусить и одновременно отдохнуть.
-Тогда мне отодвинь бинты подальше на пальцах, как в прошлый раз.
Зал, забитый до отказа переселенцами из Украины продолжал мерно, по-своему, шуметь. Но нам, нисколько не мешал его шум. Горячее какао пришлось нам по вкусу, как и гречневые горячие пирожки. Пироги запивали горячим напитком. У нас двоих прибавилось силы, и как бы в душе дух поднялся.
-Вот теперь можно продолжить рассказ, - промолвил Николай.
-Хотелось бы послушать, как сыграли свадьбу, - предложил я.
-Как раз свадьбу нашу мы не сыграли до сих пор, - с сожалением в голосе промолвил Будаков.
-Это почему же? - с интересом спросил Егоровича.
-Видишь, Борис Иванович, в жизни не всегда все исполняется, как первоначально задумывается по выбранному выбору обстоятельств. Всегда что-то помешает или станет на дороге как неодолимое препятствие.
-Думаю, Николай Егорович, таким препятствием стал Митька Дергач - из-за Полины.
-Косвенно было его влияние на Полю и даже на меня. Но не в этом беда.
-В чем же именно?
-В том, что у народа одни мысли, у власти другие, вернее кто стоит выше, когда верховная власть идет на сговор с иностранными военными кругами.
Что-то я совсем не понимаю, о чем ты говоришь?
-О том, что политические дороги Украины пересеклись с военными и политическими дорогами натовских генералов и американских денежных мешков Вашингтона. Дипломатия и военная машина Америки вмешались во внутренние дела и сделали военный переворот в Киеве. Вся власть перешла в руки нацистского бендеровского майдана. Спровоцировали гражданскую войну. Эта война привела к расколу Украины на Западную и Восточную. Восток Украины - это бывшая Новороссия, не согласился с реформами майдана по части нарушения прав человека. Для защиты этих прав стал народ Донецкой и Луганской народных республик. Руководители республик обратились к народу создать для защиты армию из ополченцев-добровольцев. Вот в это ополчение я тоже вступил. Нас теперь целая армия. Боремся против бендеровской украинской армии.
-Где же теперь находится твоя невеста Полина?
-Она находится по ту сторону линии фронта. Знакомый разведчик видел ее в селе Михайловка, через которую проходит дорога с нашей зоны в бендеровскую прямо посредине. Михайловка находится в лощине между двумя высотками. На правой стороне стоят наша артиллерия, на левой стороне украинская батарея орудий. В самой Михайловке нет никакой власти, но есть магазин. В нем работает Полина продавцом. За продуктами и хозяйственными товарами повседневного спроса ездит на телеге в украинскую зону. Жители Михайловки никакой помощи не получают ни от нас, ни от украинской стороны»
-Как же они живут? - спросил Николай.
-Питаются тем продуктами, которые собрали с огородов. Питаются картошкой. Да тем, что привозит в магазин Полина. Как они будут жить зимой без дров, угля, электричества просто не представляю.
-Почему Полина не ушла с беженцами на Восток?
-Жители Михайловки богом просят Полину не уезжать от них, так как некому будет привозить товары в магазин с украинской стороны.
-Да, сложное дело оказывается в Михайловке и с Полиной. Не пытался, Николай Егорович, добраться до Михайловки и вывести оттуда Полю?
-Было такое дело. Но меня опередил Дергач.
-Как он там оказался?
-Это долго рассказывать, но бог с ним, Мишка оказался на стороне Майдана. Даже в одной из харчевен видели, сидел за одним столом с известным Сашком Белым. У обоих через плечи, автоматы Калашникова. Мишка подвыпил и хвастался Белому как хотел из Михайловки привезти в Киев свою любовь. Сашко Белый смеялся над его рассказом, но заметил: "Ты, дружище, поспешил ее взять с собой и за это получил от сторожа магазина кол по голове вместо Киева. Полуживого привезли домой".
-Как же к этому случаю отнеслась Поля?
-Продолжала работать в Михайловке, но ее стали одну ездить за товарами не пускать. В селе поговаривали, якобы она сказала: "Убегу все равно к сепаратистам от этих майдановских извергов". Но и Мишка Дергач даже поклялся Сашку Белому: "Все равно я ее силой возьму и увезу из Михайловки домой". Решил придти на помощь Полине. Пошел в штаб к командиру, сказав ему, так, мол, и так хочу попасть в Михайловку и вызволить оттуда свою жену.
-Что сказал командир?
-Он подумал, потом сказал: "Мы хотели послать туда опытных разведчиков, разведать какими силами располагает противник на левой сопке. Ты, Николай, будешь командир разведгруппы. При выполнении задания в бой с противником не вступать, чтобы не потерять ценные разведданные и не потерять женщину, как ты уверяешь жену". К вечеру пришли на самый крайний пост. Отдохнули. Когда совсем стемнело - перешли линию фронта и пошли по занятой территории украинской армии. Можно было бы до Михайловки доехать на бендеровской машине, но боялись, что нас могут засечь на украинском посту. Лишь к рассвету третьих суток, мы добрались к подножию левой сопки. Замаскировались, стали вести наблюдение за противником. Ночью пошел в Михайловку. Нашел квартиру Полины. Сказал: "Быстро собирайся, и уходим пока темно". Вышли из квартиры. Дверь на замок. Выходили из села тихо. К рассвету добрались до моих разведчиков. "Все сделали?" – спросил. "Тогда уходим, пока не рассвело".
-Как же вас никто из михайловцев не заметил? - поинтересовался я.
-Может, и заметили, но никому ничего не говорили. Интересно другое. Мы шли параллельно Михайловской дороге. Но утром уже заметили, что по ней взад и вперед шныряют до нашего поста дежурные машины противника. Значит, кто-то донес о нашем пребывании в Михайловке.
Поводом для обнаружения нас противнику послужило отсутствие продавца Полины и закрытие магазина на замок. К обеду патрулирование машин усилилось. Это заметили наблюдатели на правой сопке. Артиллерия ополченцев ударила минометами по Михайловской дороге. Мы поспешили к своему ближайшему блокпосту. Но в небе появился вертолет противника, Пришлось залечь. Вертолет приземлился. Из него вышли восемь солдат. Вертушка улетела. Солдаты рассыпались и они практически оказались у нас в тылу. "Командир, веди женщину к минному полю, попробуй его обойти. А мы задержим огнем противника", - торопили меня. Товарищи начали вести бой с противником, который заметил меня с Полиной уже на краю минного поля. Над нами стали свистеть пули Одна ударила меня в плечо. Превозмогая боль, обходя минное поле, постарались выйти к линии железной дороги, на которой стоял железнодорожный состав, колеса вагонов были приварены к стальным рельсам намертво, чтобы даже паровоз не смог сдвинуть огромный состав. Я успел заметить, что два солдата бендеровца уже находятся близко к нам, видимо пытаются взять нас живыми. Вести огонь из автомата было бесполезно - патронов осталось половина рожка. Вояки приближались; "Ложись!" - крикнул жене. Тут же сорвал кольцо из лимонки, бросил гранаты навстречу бегущим. Граната взорвалась. "Бежим!" - сказал жене, и побежали к прикованному железнодорожному составу. Перелезли под вагонами рельсовый путь - оказались на нашей республиканской территории Донецка, уже недалеко от нашего блокпоста. Прикрываясь мертвым составом, отстреливаясь от противника, дошли до своего поста. Перепуганная Полина спросила: "Боря, бендеры на наш пост могут напасть? ".
-На пост они не полезут. Тут всех бандитов расстреляют из пулеметов. Идем в штаб с донесением разведданных на левой стороне сопки.
Рассказчик умолк, видимо о чем-то подумал. Я нарушил его молчание:
-Где же теперь твоя жена?
-Конечно не в Харькове у мамы, а у нас в ополчении. Работает в лазарете, ухаживает за ранеными ополченцами. Видишь, Борис Иванович, наш выбор и наша взаимная любовь с одной стороны оправдались, но еще не совсем.
-Это как понимать?
-Ведь гражданская война потребовала защищать народную республику. В самом начале нашего собеседования, я рассказал тебе, как двое суток вели настоящий бой против бендеровцев и хваленых киевских гвардейцев, которых наши ополченцы снопами положили на линии фронта. Многих и мы потеряли своих товарищей убитыми и ранеными, в том числе я перед тобой сижу весь в бинтах, направлен на лечение в город Воронеж. Я с Полей остались верными нашей любви.
В такой интересной простой беседе, незаметно пролетело время. Мой собеседник Николай Егорович заметно устал. Я посмотрел на часы. До объявления отправки нашего поезда на Воронеж осталось ждать десять минут. Кое-кто из сидевших, стали подниматься с мест. Собирали свои вещи в сумки или пакеты, чтобы выйти из зала без толкотни на перрон и ждать объявления о посадке. Неожиданно я услышал звонкий женский голос:
-Пожалуйста пропустите, а то не успею.
Николай зашевелился, попробовал встать, но утих, словно стал к чему-то прислушиваться, промолвил:
-Я слышу голос моей Поли. Неужели это она говорит?
-Ты не ослушался? - спросил его.
Но Егорович не успел мне ответить.
-Вот где вы сидите, а я весь зал обошла, еле нашла, - таким же звонким голосом промолвила подошедшая к нам приятной внешности с круглым лицом и черными бровями молодая женщина. Николай привстал, промолвил:
-Как же ты, моя Полюшка, меня нашла в такой толпе? - приятным голосом промолвил Николай.
-Вот, Борис Иванович, это моя жена, о которой я о ней тебе все рассказал.
-Вы, Полина Каунова, здравствуйте.
-Здравствуйте, дорогой человек, - ответила Поля. - Спасибо тебе, что были с моим мужем.
-Полюшка, как же ты умудрилась приехать ко мне почти перед отправкой поезда. Ведь в Донецке мы попрощались и я уехал на автобусе, - сказал Бурденко.
-В штабе нашла командира твоей роты Степанова, попросилась тебя проводить на поезд. Не отказал. Провожу тебя, Коленька, душа моя будет спокойной, твоя тоже. Выздоравливай. Тебя, Борис Иванович, прошу, помоги Коле добраться в Воронеже до больницы.
По репродуктору дежурная объявила: "Начинается посадка на поезд "Ростов-Воронеж". Поезд стоит у перрона на первом пути!".
Я с Николаем сидим в вагоне, смотрим на перрон, на котором стоит Полина и ручкой машет нам в окно вагона. Мы тоже ей машем. За минуту до отправления поезда на Воронеж из репродуктора полилась приятная музыка и мелодия песни:

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек...

Поезд тронулся...
Я подумал, вот какая любовь у этих двух людей, избравших еще в юности выбор в жизни, которому остались верными навсегда.