Может ли телесериал не быть мыльной оперой?

Лариса Есина
Новогодняя телевизионная программа (Первого канала в частности) последние годы практически не меняется. Варьируется последовательность передач телетрансляции, но в общем и целом они одни и те же. К традиционной «Иронии судьбы» «крючочком» прицепилась современная версия популярной кинокартины. Лично для меня рязановская история абсолютно закончена и не требует продолжения. По крайней мере, не такого - очевидно, что главные герои Эльдара Рязанова нашли друг друга и расставаться не собираются. Именно поэтому современная версия воспринимается мной как бледная копия киношедевра прошлого века. Также мне непонятно, зачем нужно было повторять его эпизоды, ведь это якобы  продолжение традиционной новогодней комедии, а не ее вариация. Но это для вдумчивого зрителя. В своем большинстве народ проглотил новый "киношедевр", и не подавился.
Без американского цикла «Один дома» новогодние праздники тоже несколько лет кряду не обходятся. И если это еще объяснимо, то с какой стати в первые дни Нового года который раз подряд крутят «Аватар», лично мне не понятно. Хороший фильм – не спорю, но хотелось бы чего-нибудь новенького и более реалистичного. Такого, чтобы за душу брало и не отпускало.
Ведь есть же такие фильмы! Причем, отечественные, то есть близкие и понятные! Новый ТВ-сезон на Первом канале, начавшийся осенью 2014 года, стал ярким тому подтверждением.

О том, что такое «Хорошие руки»…

Давно не смотрю телесериалы ни на каком телеканале – с некоторыми вариациями одинаковые истории современных «бескорыстных» золушек, которых играют похожие друг на друга актрисы, порядком набили оскомину. Равно как и «остросюжетные» детективы, в которых расследование «с блеском» проводят все, кому не лень – от домохозяек до почтальонов. На фоне подобного "мыла" многосерийный фильм «Дом с лилиями» порадовал, представив историю жизни девушки из обеспеченной семьи, для которой душа и внутренний мир партнера важнее содержания его кошелька и социального статуса. Однако настоящим откровением и для меня, и для миллионов россиян, как показывают рейтинги, стал телефильм «Хорошие руки».
Первая же серия зацепила реальностью происходящего на телеэкране, хорошей игрой актеров, которые заставили забыть, что это постановка - настолько максимально приближенны к реальности все сюжетные линии, настолько узнаваемы, словно вырваны из нашего окружения главные герои и действующие лица телесериала. К тому же, тема животрепещущая! Об этом художественное кино еще не снимали, но аналогичная информация периодически появляется в сводках криминальных новостей – трагические судьбы брошенных и усыновленных детей.
Авторы сценария весьма талантливо изложили тему передачи детей-отказников в «хорошие руки». Лихо закручен сюжет, в котором нет ничего лишнего – все факты демонстрирует тот или иной аспект ситуации. Здесь нет абсолютно отрицательных и абсолютно положительных образов – «полярность» героев меняется по мере развития конфликта.
Главная героиня сериала главный врач роддома Ольга Савельева, где рожают не только простые, но и весьма состоятельные или высокопоставленные роженицы. Ольга активно занимается профилактикой социального сиротства и курирует созданный ею Центр «Счастливая мама». В первых сериях фильма это расчетливая, циничная дама, которая распоряжается чужими жизнями, словно своей собственной, решая, кому передать новорожденного, а кому – солгать о его мнимой смерти или неизлечимой болезни. Впрочем, ее выбор понятен и на первый взгляд оправдан – сцены, где мать оставляет в бэби-боксе больного грудничка ужасают, а так называемая родительница вызывает отвращение. Кажется, лучше отдать малыша в чужие, но заботливые руки бездетной семейной пары. Но такие ли уж они заботливые? Вот на этот вопрос и призван ответить фильм. Сценаристы обозначили его жанр как криминальная драма, но это, скорее, социальная драма, поскольку самый сильный инстинкт материнства атрофируется только в нездоровом обществе.
Сценарий развивается вполне правдоподобно: если для бездетной женщины усыновленный малыш может стать родным, то не каждый бездетный мужчина способен его принять и полюбить. Именно это происходит в семье состоятельных  усыновителей, страстно требующих «свободного» грудничка и отбирающих его как породистого  щенка или котенка с учетом «экстерьера» – цвета глаз и волос, а также внешнего вида биологической мамы. Однако и это не спасает семью от развода: супруг все же уходит от жены с чужим ребенком, поскольку другая женщина готова родить от него ребенка. При этом он совершенно не готов платить алименты на усыновленного малыша, и материальное благополучие, бывшее основным стимулом передачи отказника в эту семью, оказывается миражом, а долгожданный ребенок - обузой.
Чтобы угодить влиятельному чиновнику, Савельева по просьбе подельника Сергея Ружникова, передает новорожденного в семью дочери прокурора. Будучи наркоманкой, она родила мертвого ребенка. Скрывая это, медперсонал роддома идет на подмену новорожденных: небогатой женщине, родившей двойняшек – мальчика и девочку, сообщают, что ее сын умер. И он на самом деле не раз окажется на грани жизни и смерти по вине неадекватной «мамочки». Однажды та в состоянии наркотического опьянения едва не выкинула ребенка из окна, поскольку он ей не нужен и мешает вести прежний образ жизни. Вся забота о малыше лежит на нянечке. Получается, жертва напрасна?
Сценаристы склоняются к положительному ответу на этот вопрос и возвращают близнеца в родную семью. При этом четко прослеживается еще одна мысль – не в каждую семью можно вернуть ребенка, только к родителям, готовым ради своих детей на самые отчаянные поступки – например, такому папе, как многодетный отец этого малыша, мечтающему о сыне и совершающему все возможное и невозможное, чтобы восстановить справедливость. Нет сомнений в том, что в этой небогатой семье он вырастет более счастливым человеком в окружении любящих родителей и старших сестер. Его несостоявшейся матери-наркоманке авторы сценария дают шанс на новую жизнь, поместив ее в состояние комы, на грань жизни и смерти. Каким будет ее выбор – зрителям предложено самим ответить на этот вопрос.
Поворотным моментом фильма является эпизод, когда Савельева узнает о смерти единственного сына. Судьба поставила ее на место своих пациенток, но это не ложь, не подлог – ее сын убит. Расследование нелегально ведет ее бывший муж – следователь прокуратуры Мухин. Но даже детективная линия сюжета «работает» на главную тему фильма. Неожиданный поворот – фактически проданный бездетной семье малыш может быть сыном погибшего сына Савельевой. Так сценаристы заставляют задуматься свою героиню над вопросом «А если бы этот ребенок имел отношение к твоей семье? Ты поступила бы с ним точно так же?» Гибель сына она теперь воспринимает как возмездие и решает выйти из игры. Оказывается, что это непросто. А как только это случается, недавние друзья и соратники тут же становятся врагами, а люди из среды неблагополучной - самыми близкими и родными.
Далеко не случайно приведен образ несостоявшейся возлюбленной ее сына, якобы от него забеременевшей и родившей сына, малолетней непутевой дочери алкоголички. Она из другого мира, из которого Савельева много лет пыталась вырвать детей. Но теперь она видит, что и в нем есть место неподдельной и искренней любви и заботе. Алька любит свою пьющую мать и оболтуса-брата и по-своему, как может о них заботится. Она из самого незащищенного социального слоя нашего общества, против которого все – и соседи, и полиция и даже мнимые друзья, готовые обмануть и предать в любую минуту ради выгоды. А вот протянуть руку помощи некому. Осознав это, исправляя ошибки прошлого, Савельева принимается помогать Альке – в первую очередь изменить мировоззрение, обрести цель в жизни и вернуть сына. Вот они эти самые «хорошие руки»! Это ей удается. Правда, ради этого ей пришлось заплатить самым дорогим – своей свободой. Ольга сознательно признает противозаконность сделок по усыновлению новорожденных – ей нечего терять: сын погиб, возглавлять роддом ей теперь психологически непросто, жизнь потеряла прежний смысл, а существующей системе не нужна врач, отягощенная моральными принципами… Но ее самопожертвование не напрасно – для Альки с сыном нет теперь никого ближе и роднее, чем доктор Савельева. И для нее, кстати, тоже. Чужих детей на самом деле не бывает, если дети - смысл жизни.
Мораль фильма «Хорошие руки» проста, понятна и очевидна: далеко не всегда материальное благополучие является залогом счастливого будущего детей. Не всегда ребенка стоит изымать из семьи – чаще достаточно протянуть руку помощи нерадивым родителям на первый взгляд, помочь советом, добрым делом, деньгами… Семейственность нужно воспитывать, но возможно это только, пока личность формируется. Вот почему Алька в фильме – несовершеннолетняя.
Хочется продолжения истории, ведь главные герои действующей системы по торговле «отказниками» остались на свободе и продолжают вершить чужие судьбы. Лишь бы сценаристы не опустились до уровня очередной «мыльной оперы», весьма далекой от действительности.

«Обнимая небо» с любимыми героями

Неожиданно приятное послевкусие после просмотра оставила премьера телефильма «Обнимая небо» с Даниилом Страховым, Александром Петровым, Любовью Аксеновой в главных ролях. Причем, на фоне довольно жестких жизненных обстоятельств, которые преодолевают главные герои на пути к счастью. Это фильм о любви – настоящей, счастливой и несчастной, взаимной и односторонней. Вниманию зрителей сценаристы предложили одновременно несколько любовных историй. Жизнь не щадит никого из героев, и это придает повествованию достоверность. В происходящее на телеэкране веришь. Там все, как в жизни. Похожие истории наверняка происходили не в одном военном гарнизоне на территории бывшего Союза. Действие этого телефильма происходит в середине 80-ых в Забайкалье. Сюда переводят подполковника Андрея Лугового вместе с женой и дочерью. Супруга офицера Марина недовольна переездом в российскую глубинку – она грезит жизнью в большом городе. Луговой, понимая это и ощущая себя виноватым, пытается скрасить некоторые неудобства, радует жену дорогими подарками, окружает вниманием и заботой. Но отношения с каждым днем все более напряженные. Если бы не дочь Женя, с которой у Лугового полное взаимопонимание, семейная жизнь для него оказалась бы лишена всякого смысла.
Еще одним испытанием для семьи Луговых становится встреча Андрея со своей первой любовью Леночкой Нагибиной, которая теперь работает военным врачом в гарнизоне. Казалось бы, все складывается наилучшим образом: одни отношения себя изжили, зато другие выдержали испытание временем. Прежние чувства готовы вспыхнуть с новой силой, но бывшие влюбленные не спешат им отдаваться – обоих останавливает семейный статус Лугового. Для Елены не допустимо положение любовницы, а он не может оставить жену и дочь. Это – его надежный тыл, его малая родина, оставить их ему не позволяет долг и звание офицера.. Однако для его жены наличие законного мужа не стало препятствием – она готова пожертвовать своей семьей ради другого мужчины. Андрей не смог пережить предательства второй половинки – сердечный приступ во время полета стал причиной крушения самолета и его гибели. Эпизод, показывающий беззащитность летчика в небе, если на земле его не любят и не ждут. Это – основная идея фильма, на которую работают все сюжетные линии.
Впрочем, любовь летчика может быть столь же губительна для любящей его женщины – если она любовница, а не законная супруга, а связь с ней продиктована не настоящей любовью, а похотью. Соседка Луговых, официантка летной столовой Алевтина Котова, крутит роман с женатым начальником гарнизона Хворостовым. Она – само воплощение любви: веселая, беззаботная, красивая, манкая… Для нее чувство к нему серьезно, для него она – не более чем увлечение. Беременность Алевтины обнажает этот факт, и она решается на криминальный аборт. Внебрачная связь стоила ей жизни, а начальнику гарнизона - карьеры офицера. В него стреляет обезумевший от горя сын Котовой. Происшествие стало достоянием общественности и вышестоящего начальства.
Луговой, назначенный на место освобожденного от должности Хворостова, делает все возможное, чтобы не дать делу ход и не испортить жизнь парню. Он знает его только с хорошей стороны – в Ваню влюблена его дочь Женя, а тот – в нее. Юноша мечтает стать летчиком, и Женя вместе с отцом помогает ему воплотить мечту в жизнь. Смерть Алевтины разлучает юных влюбленных – Ваню вместе с маленьким братишкой забирает тетка. Позже братья попадают в детский дом, где трагически погибает младший Котов, чего его старший брат всю жизнь не может себе простить.
Переписка со временем обрывается. Женя после трагической гибели отца переезжает в Ленинград к новому мужу своей матери. Отчима она принимает в штыки, и тот платит ей тем же. Однажды он просто напросто выставил падчерицу из дома. Вынужденная выживать в большом городе без поддержки близких и родных, Женя выходит замуж. Иван тщетно пытается ее разыскать – к этому моменту она уже не Луговая. Он тоже женится на дочери своего начальника. Однако семейная жизнь обоих не складывается.
Судьба сводит влюбленных вновь много лет спустя. Женя к этому времени пережила смерть сына и развод, стала известным оперирующим врачом-кардиологом. Иван женат, но брак бездетный. С женой его фактически ничего не связывает, и он рвет изжившие себя отношения. И тут – подтверждение прежней мысли, промелькнувшей в первых сериях: снова нестандартная ситуация во время полета Котова. Любовь и молитва Жени, почувствовавшей неладное и по велению души оказавшейся в храме, помогают Ивану в небе благополучно посадить самолет. Жизнь полна драматизма, и чтобы оценить такой подарок судьбы, как любовь, авторы сценария «заставляют» своих героев  пережить потерю близких, как бы это не было больно и трудно.
Фильм «Обнимая небо» ценен прежде всего тем, что рассказывает о традиционных семейных ценностях, настоящих сильных чувствах, понятии офицерского долга, чести и порядочности… Давно на телеэкране не было таких душевных фильмов о большой любви, которые бы заставили задуматься о многом и пересмотреть свой взгляд на некоторые аспекты жизни.

Неоднозначный «Григорий Р»

Осенью 2014 года было немало премьер на Первом канале о жизни известных исторических личностей. Сериал о легендарном помощнике Сталина сложно оценить, поскольку об этой фигуре до сих пор мало что известно. Зрителю остается принимать на веру все предложенное авторами фильма о нем. «Чудотворцы», прототипами которых стали популярнейшие в 80-ые годы экстрасенсы Чумак и Кашпировский,  разочаровали: сюжет выдуман и, несмотря на обращение к реальным людям, не вызывает доверия. Для меня так и осталось загадкой – о чем фильм? О любви, о неординарных способностях человека, о крахе Советского Союза? Остановилась на мысли, что это не более чем спекуляция на громких именах. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, но мое зрительское впечатление именно таково.
Создать по-настоящему загадочный неординарный образ удалось авторам фильма «Григорий Р» о жизни и смерти, пожалуй, одной из самых загадочных  фигур в Российской истории – Григория Распутина. Владимир Машков великолепно воплотил на телеэкране этот яркий, самобытный образ. Он не играл – он проживал все эпизоды вместе со своим героем. Поэтому Распутин получился весьма убедительным и впечатляющим, больше положительным нежели отрицательным при всей неоднозначности и спорности этой примечательной исторической личности.
По сей день достоверно неизвестно, каким образом неграмотный сибирский крестьянин смог стать доверенным лицом последней русской императрицы? Он спасал больного гемофилией царевича. Но только ли это стало причиной удивительной веры царской семьи в этого человека? Композиционно фильм построен как расследование убийства Распутина, в котором на самом деле немало символического и загадочного, несмотря на то, что имена убийц известны и процесс умерщвления восстановлен буквально по минутам. По указу Временного правительства создана государственная комиссия по расследованию убийства Распутина: во избежание народной смуты необходимо представить дело таким образом, что не святого старца убили, а избавили Россию от преступника и самозванца. Дело ведет следователь Генрих Николаевич Свиттен. Ему поручено разоблачить Распутина и собрать материалы о его преступлениях, о которых в то время ходило много слухов. Он допрашивает более 150 человек, по крупицам собирая не только информацию о той страшной ночи, но и факты из жизни старца, отсеивая при этом слухи и домыслы о его деяниях, чтобы попытаться сложить реальную картину, кем же на самом деле был могущественный временщик Григорий Ефимович Распутин. В конечном счете из обвинителя он фактически становится его адвокатом, а образ старца из явно отрицательного и мутного превращается в положительный и яркий. Распутин – пророк, провидец, лекарь… Его совет страждущим – молитва и покаяние. Даже звучит реплика его вдовы, сравнивающей убитого мужа с Иисусом Христом – мол, имена убийц его тоже известны, да что с того?
Распутин – не просто исторический персонаж, ставший героем фильма. Это – воплощение всего народа, а его убийство глазами сценаристов - попытка заглушить глас народа, заставить замолчать неугодных. Однако получается обратный эффект: убили старца в декабре 1916 года, а в феврале 1917-го в России рухнуло самодержавие.
Более чем своевременный фильм, учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию, когда на очередном витке истории как никогда становится актуальной тема единства народа и власти, когда Президенту нашей страны нужна поддержка граждан, а самой стране – уверенный и сильный лидер, способный вывести Россию в ряды ведущих государств мира. Важно не повторить ошибок прошлого – спасибо авторам «Григория Р» за напоминание об этом.

Программа передач-2015

Какие новинки отечественной киноиндустрии предложат телезрителям российские каналы в новом 2015 году? В первые дни января – интригующая премьера остросюжетного детектива «Палач» от авторов прогремевшего «Мосгаза». В анонсах также значится продолжение уже полюбившегося россиянам сериала «Нюхач». Если первый фильм основан на реальных событиях и повествует о событиях середины и второй половины XX века, то второй – обращает телезрителя к потенциально возможному будущему российского сыска и абсолютно фантазиен.
Ждут ли нас премьеры фильмов, столь же интересных и вместе с тем социально-значимых, как «Хорошие руки», «Дом с лилиями» или «Обнимая небо», пока неизвестно. Признаться, было бы неплохо их повторить. Зрители соскучились по качественному, душевному кино, по реалистичным, а не надуманным и отдающим фальшью историям, по сильным чувствам, по красивым не только внешне, но и душой героям. К сожалению, таких фильмов на телеэкране сейчас немного.