Брюсов - остановившийся станок

Юрий Прокуратов
Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет,
сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда
на то ни потратил.
                В. Брюсов

БРЮСОВ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1873, Москва - 1924, Москва), поэт-символист.    В 1920 вступил в компартию, работал в Наркомпросе, возглавлял президиум Всероссийского союза поэтов.

В своем творчестве Б. прошел  путь развития от ярко антиобщественного индивидуализма до воспевания Октября… Отталкиваясь от патриархального купеческого «амбара», от мещанского «громадного неподвижного серого мира» он то приходит…, то впадает… Те же колебания характеризуют брюсовское восприятие пролетариев-революционеров. С одной стороны, это – «грядущие гунны»… с другой «дети пламенного дня»… МСЭ, 1930

* * *
Я – Бальмонту:
- Бальмонт, знаєш, слово Койранского о Брюсове? «Брюсов образец преодоленной бездарности».
Бальмонт, молниеносно:
- Непреодоленной!
________________________
Вперед, мечта, мой верный вол! 
__________________________
Смерть Блока – громовой удар по сердцу; смерть Брюсова – тишина от внезапно остановившегося станка.
                М. Цветаева 

Нет сомнения, что я сделал громадные успехи, но так же нет сомнения, что это почти  исключительно благодаря Вам.
                Н. Гумилев
               
В Брюсове Пастернак видел своего рода сконструированный сложный музыкальный ящик, точный и совершенный, но не имеющий ничего общего с поэзией.
                Исайя Берлин
Всю жизнь мечтая о себе чугунном,
Готовый гимны петь грядущим гуннам,
Не пожалел он - прежде всех - себя...
                1926, И. Северянин

В самом деле странно: индивидуалист, изысканный эстет, парнасский сноб, так умело имитировавший поэта, парящего над чернью, и вдруг такая бесславная карьера... Красный цензор, вырывающий у своих собратьев последний кусок хлеба, вбивающий осиновый кол в книги, не заслужившие в его глазах штемпеля советской благонадежности... Это была, увы, не тютчевская цензура, не “почетный караул у дверей литературы, а караул подлинно арестанский, тяжкое и низкое ремесло угасителя духа. Свой и бил своих. Приблизительно такое же дикое и небывлое зрелище, как еврей, организующий еврейские погромы.
                Саша Черный

27 марта 1932. Хотя в комнате осталось почти все, как было при Брюсове: те же шкафы с книгами, те же портреты..., тот же письменный стол, но, к удивлению моему, все это приобрело хламный неврастенический вид: нет той четкости, демонстративной аккуратности, которая была характерна для Брюсова. Поэтому комната совершенно потеряла брюсовский отпечаток: те полки, на которых так стройно и даже чопорно стояли навытяжку книги о Пушкине, теперь скособочились, запылились, сделались истрепанной рванью. Ничего особо неряшливого в этом нет, но по сравнению с оцепенелой и напряженной аккуратностью той же обстановки при Брюсове - это ощущается как заброшенность, хламность, халатность.
                К. Чуковский

По дневнику видно, какой дурной был человек. Одна запись: “Под видом массажа крутил руки брату”. А брат был болен. Гадость какая! И зачем это записывать? Он полагал, что он гений, и потому личное поведение несущественно. А гениальности не оказалось...
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

Он был морфинистом, садистом и сатанистом
                Л. Рындина

1910. Многоуважаемый Валерий Яковлевич, посылаю Вам четыре свои стихотворения. Может быть, Вы сочтете возможным напечатать которое-нибудь из них. Я была бы бесконечно благодарна Вам, если бы Вы написали мне, надо ли мне заниматься поэзией. Простите, что беспокою..
                А. Ахматова

Русские символисты взялись за тяжелую, но высокую задачу — вывести родную поэзию из Вавилонского плена идейности и предвзятости, в котором она томилась почти полвека. Наряду с творчеством, они должны были насаждать культуру, говорить об азбучных истинах, с пеной у рта защищать мысли, которые на Западе стали уже общим местом. В этом отношении Брюсова можно сравнить с Петром Великим.
                Н.Гумилев