Полвека из Железки

Виктор Ковалев
    Моя  Железка  -  это город  Железнодорожный  Подмосковья, Жилгородок.  Родной дом  номер  40 квартира 6.
И  чуть  менее  родной  -  дом номер 41, стоящий  напротив. Два  дома,  два
островка  между  двумя улицами...
   
    Наши деревянные  двухэтажные  дома  построены  после войны немецкими военнопленными. И однажды на  выбитой  ногами дорожке  возле  дома  я со своим другом Толиком Кособоковым нашёл их наградной железный крест... Этакий привет от тех  немцев.
 
    Мой отец  Павел  Игнатьевич был строителем  по  малярной части. Мама Мария Емельяновна трудилась  в местном банно-прачечном  комбинате,  была  билетёром  в нашем клубе  Чайка,  ранее работала  на  заводе  Фрезер. А  в годы войны в родной деревне на Орловщине  16-летней  девчонкой трудилась  на  тракторе.

    Толика  Кособокова отец, звали его  дядя Федя, тоже был строителем.
В свободные часы наши  отцы любили рисовать. Мой  отец  рисовал пейзажи  с  фотографий  родных  мест Курской  области  или  же что-то изображал на  холсте по памяти.  Дядя Федя, помню,  зимой  брал  нас за  железную дорогу, в лес. И пока мы катались на лыжах  с горок, он, сидя на пеньке,  делал карандашные зарисовки зимнего пейзажа.

    У отца в хозяйстве  были гитара, мандолина  и балалайка. И он умело  играл на них. А ещё и на гармошке. Летним погожим вечером  он  выносил инструменты, и наши отцы играли на  крыльце что-нибудь  популярное  для  наших  матерей. Гитарную партию в таком оркестре вёл  дядя  Серёжа Разуваев.

    Здесь нужно  заметить, что у дяди Серёжи была жена тётя Клава, Клавдия Георгиевна. Он любовно называл  её "Клавочка",  "Моя Клавочка".  И два  сына
Валерка  и Игорь. Валерка был года  на  три постарше  меня. А  Игорь - чуть
моложе. И если с Толиком Кособоковым  мы  были не  разлей  друзьями, то Игоря,  признаюсь, я недолюбливал. Был он какой-то мягонький, "пушистый". Таким мне  тогда он виделся... Соседские старшие  девчонки, при случае,  пытались его обнять, потискать...
    Моя  же нелюбовь выражалась в нежелании видеть его  у нас в доме, у  телевизора "Рекорд", кои тогда были  не в каждой семье. И я взглядами, поворотом головы или  просто  показом  ему  кулака прогонял  его. И  чаще  всего мне это удавалось...

    Игорь, доведётся тебе читать это, прости меня... А, может, ты  уже всё
забыл?!.. А я вот помню!..

    С Толиком Кособоковым мы дружили душа  в душу. Но до  одного памятного
дня. Дядя Федя с больших  денег купил сыну баян. Часы  нашего совместного
времяпрепровождения сразу  сократились. Толик стал  учиться  музыке, ходить на занятия, "пиликать" дома.

    В  приоткрытую дверь комнаты просовывается голова. Это я. Вижу, Толик сидит на стуле, на коленях баян. Над ним - его голова...  Начинающий  баянист  тянет очередную  ноту.
    -Толь, гулять пойдёшь?
    -Иди, Витька, иди... Толик занимается...
    Это тётя Дуся, Евдокия Акимовна, Толика  мать, которая  сидит рядом  на диване, что-то там шьёт-вяжет, а заодно и стережёт сына.  На  лице друга успеваю  заметить  кислую гримасу...

    Я ещё не сказал, что Толик был  младшим  в семье. У него были две старшие
сестры. Светлана. Уже невеста. И  Мила - старшеклассница.

    Когда спустя несколько  лет наши отцы стали получать отдельные квартиры и
Кособоковы  переехали в Мытищи, Толик продолжил занятия музыкой, закончил музыкальную школу. Освоил гитару, пел " под Высоцкого, с хрипотцой". Пятнадцать  лет (лет!)  ездил музыкальным работником  в пионерский  лагерь. Музработник в лагере -  лучшего и не пожелаешь. На зарядке утром
поиграл, в отряде  на сборе...  И  никакой  ответственности за  детей. Сам два года ездил вожатым отряда...

    Был  ещё один, но уже дворовый  друг  из  дома  номер  41. Это Славка
Исаев. Все  мячи, которыми мы  бились в футбол, были его. А  ещё  у него был
бильярд. И в дождливую погоду мы играли на лестничной площадке, ползая задами
и коленками по ступенькам, катая шары  размером чуть меньше  грецких орехов.
   
    Однажды во дворе за каким-то нашим ребячьим делом  нас застала его бабка,
точнее  - так  прабабка. Уже древняя, худая,согбенная, но  бойкая. И стала ругаться на него, на  всех нас. Я тогда встрял и, помню как сейчас, сказал ей:
    - Да он, может  быть,  будет штангистом!..
На что бабка-прабабка тут же  отреагировала...
   
    Дело было летом. Наши матери  сидели на крыльце на вынесенных со  своих
кухонь табуретках. И видеть видели эту сцену, но не слышали... Моя  мать
окликнула  меня  и позвала:
    -Что  там у вас?..
    Я бодро пересказываю перед  несколькими  парами глаз то, что сейчас было, сказал, мол, бабке, что Славка может быть будет штангистом:
    -А его бабка  говорит, что мандистом он  будет...
    Мать  меня быстро отпускает, и я едва  замечаю улыбки на лицах женщин.

    Смысл слова мне  непонятен. Оно новое  для  меня  в моём лексиконе...
Стал ли Славка Исаев спортсменом  или кем-то иным - конкретно мне до сих пор неизвестно.

    Хорошо запомнил 12 апреля 1961 года. Был туманный с небольшим плюсом день. Я учился во вторую смену. И мы во дворе катали последние  снежки на  постройку крепости, полосами оголяя землю. Кто-то из ребят прибежал из дома, крича ещё от угла, что человека запустили в  Космос... А  ещё  - культпоход всем классом, всеми  классами, всей  школой  в  местный   клуб  на  просмотр популярного художественного  фильма "Человек-Амфибия".

    Квартиры в нашем доме были рассчитаны на  две семьи. У наших соседей
Арчаковых тёти Сони и дяди Миши было два сына - Олег и Евгений. Они занимали
две комнаты. Две  смежные  комнаты  были и в нашей семье. Маленькая девятиметровка была моя. И к 1 сентября у ученика 1 класса Б в комнате у окна стоял письменный стол с лампой.

    Мою первую учительницу школы №3 посёлка Железнодорожный звали Анна Васильевна  Боброва. Школа стояла на краю поля  между жилгородком  и домами
кучинского керамического комбината. Ребята-одноклассники, с которыми учился, - Колька Якухин, Толик Жигалко, Коля Капустин, Толик Калугин, Сашка Юрченко,
Володька Шарапов,  Юрка Кургузов, Сашка Логинов, Витька Аристов,Володька Межевов, девочки - Оля Зимина, Таня Муранова, Оля Рябова, Оля  Наумова, Валя Мальцева, Тоня и Мишка, сестра и брат, Редкозубовы, Валя Кондратенко.

    На уроках внеклассного чтения Анна Васильевна  читала о нелегкой жизни  английского  мальчугана Оливера Твиста  и весь класс слушал, затаив
дыхание. А однажды, "вскипев" по какому-то поводу на  одного   из нас, Анна Васильевна разбила  о парту  подаренную ей красивую кручёную стеклянную  указку, которая  всем так очень нравилась.

    Анна Васильевна! На каком бы свете Вы сегодня ни были - мой Вам  низкий  поклон  и глубочайшее уважение!

    Моя   память и добрые воспоминания об  ушедших и наилучшие пожелания
здравствуюшим поколениям Кособоковых, Антоновых,Корецких,Арчаковых,Сапрыкиных-Юргеневых, Борецких, Минаевых, Маткиных, Монцарж, Разуваевых, Федуловых, Низовцевых, Исаевых, Полянских, Рувинских, Цветковых,Митрохиных, Костроминых, Глумовых, Симачёвых, Коваленко,Приходько, Скворцовых, Поляковых, Адисовых, Пилюгиных, Згиборз...  в Железнодорожном и Люберцах, в Мытищах и  Красногорске, в Реутове и Балашихе, в Москве...

   

    Мой сердечный  привет  всем Вам из города Зеленограда!

    Ваш Ковалев Виктор Павлович