Медвежий угол

Татьяна Ласкина
Действующие лица:

Дени — 15 лет.
Мариокка — 13 лет.
Багульник Болотный (Багуль)  — около 50-60 лет.
Аиша — на вид лет 16.
Кроуль — 35 лет.
Медведь
Дух Леса


Картина первая

Добро пожаловать в лес. Высокие могучие деревья почти закрывают небосвод. Пахнет свежей зеленью и хвоей. Тихо вокруг. Все вокруг дышит, все вокруг живет. Каждый куст, каждое дерево молчаливо оберегают тайну. Лес полон жизни. Это заметно по незримому присутствию его скромных обитателей. Прислонившись спиной к старому дубу, на траве сидит Дени и что-то вырезает маленьким ножом на плоском камешке. Он полностью погружен в свою работу, но вдруг что-то его заставляет насторожиться. Он на секунду замирает, резко встает, втягивает ноздрями воздух, вглядывается в гущу леса и бесшумно садится на корточки, стараясь остаться незамеченным. Спустя минуту на поляну выходит Мариокка, платьице в земле, волосы растрепаны. Дени настороженно следит за каждым ее шагом.
ДЕНИ: Стой! (Вдруг срывается и выскакивает из своего укрытия.)
В этот момент из под ног Мариокки выскользнула темно-зеленая лента и исчезла в зарослях осоки. Девочка вскрикнула и, прежде чем коснулась земли, мягко упала на руки Дени. Они смотрят друг на друга. Оба с удивлением и настороженностью. Изучающе. С интересом. Юноша первым опомнился и перевел взгляд на ее ногу.
ДЕНИ: Я кричал, чтобы ты остановилась. Змеи не любят, когда по ним ходят. (Внимательно осматривает голень.)
МАРИОККА: Что... ты.. делаешь? (Пытается отодвинуться, но Дени одной рукой держит ее за ногу, другой достает ножик.) Аааа!..
ДЕНИ: Не дергайся, пожалуйста. Я не собираюсь тебя убивать. Но если сразу после укуса гадюки не отсосать яд, он попадет в твою кровь и ты, скорее всего, умрешь. (Мариокка задрожала и приготовилась снова кричать.) Потерпи. Тебя что, никогда не кусала змея? (Девочка замотала головой, разбрызгивая набежавшие слезы.) Не бойся. Все будет хорошо. Веришь мне?
Пауза.
Дени сделал маленький надрез на месте укуса и прильнул к ранке, отплевывая кровь. Мариокка зажала рот руками и со смесью ужаса и восхищения смотрит на него. Наконец юноша приложил к ноге подорожник и удовлетворенно окинул взглядом свою работу, вытирая тыльной стороной ладони кровь с губ.
ДЕНИ: Все. А ты боялась.
МАРИОККА: Кто... ты.. такой?
ДЕНИ: Если хочешь знать мое имя, оно звучит примерно так... (Задумался.) Де-ни... Оно вообще-то длиннее, но я полностью уже не помню. А ты? Как тебя зовут? (Протягивает ей руку.)
МАРИОККА: Мариокка. (Обхватывает руку, поднимается, делает шаг, но тут же валится на Дени.)
ДЕНИ: Ма-ри-о-кка. Пока ты не сможешь идти, я понесу тебя. Обхвати меня за шею. (Бережно поднимает ее на руки.)
МАРИОККА: Дени?.. Наверное, я сейчас слишком уставшая и напуганная, чтобы оценить твой поступок.  Напомнишь мне поблагодарить тебя, когда я приду в себя? (Кладет голову ему на плечо.)
ДЕНИ: (Улыбнулся, откидывая спутанные волосы с лица девочки.) Со мной тебе нечего бояться. Поспи. Я не буду быстро идти. (Уходит в глушь леса, неся ее на руках.)


Картина вторая

В корнях старого дерева есть большая нора, устланная сухой травой и мягким мхом. Из единственного отверстия в это подобие пещеры проникают солнечные лучи и золотят земляные стены, на которых развешаны нанизанные на нити грибы, коренья, желуди и кисти рябины. В пещере спит, свернувшись калачиком, Мариокка. Вскоре в пещерку бесшумно залезает Дени, в руке — букетик из трав. Первым делом он размял и растер травы ладонями, сложил все в деревянную чеплашку и смешал с какой-то жидкостью. Мариокка шевельнулась и стала протирать глаза.
МАРИОККА: Где мы? (Разглядывая скромное убранство жилища.)
ДЕНИ: Здесь я живу.
МАРИОККА: Ты... живешь в норе? У тебя что, нет дома?
ДЕНИ: Это - мой дом.
Мариокка приподнимается.
ДЕНИ: Не вставай. Исцеление наступит быстрее, если ты не будешь сразу нагружать ногу. (Присаживается рядом с ней, размешивая рукой травяную кашицу в глиняной чашке.)
МАРИОККА: Что это? Зачем?
ДЕНИ: Бальзам, мазь, лекарство... Называй как хочешь. Когда меня в позапрошлом году укусила гадюка, это помогло. Не сразу... пару дней я не мог встать, нога посинела и распухла... но потом я понял, что в рецепте не хватало тысячелистника и шалфея, и...
МАРИОККА: Нога что?!..
ДЕНИ: Да ты не бойся! (Накладывает смесь на место укуса, перевязывает широкими листьями.) Скоро все пройдет.
МАРИОККА: Ненавижу змей. Мерзость ползучая. Фу. (Содрогается. Дени бросает на нее настороженный взгляд.)
ДЕНИ: Ты хоть понимаешь, что чуть ее не убила? Стоило тебе перенести весь свой вес на одну ногу и ты раскрошила бы ей череп.
МАРИОККА: Ты... издеваешься?! Не я же ее кусала! Это она кинулась на меня! Я чуть не погибла! Я!
ДЕНИ: Она всего лишь защищалась. Инстинкт самосохранения. А ты на ее месте дала бы себя топтать?
МАРИОККА: Я — это другое дело. Я — человек.
ДЕНИ: И что?
МАРИОККА: Хочешь сказать, жизнь какой-то отвратной рептилии ценнее моей?!
ДЕНИ: Они равноценны, Мариокка.
МАРИОККА: Ну а это было бы справедливо, если б я умерла мучительной смертью в этой глуши, в этом медвежьем углу, из-за какой-то козявки?
ДЕНИ: А было бы справедливо, если бы ты лишила детей матери?
Пауза.
У нее только вчера вылупились змеята.
МАРИОККА: (Вздыхает.) Ладно, проехали. Спасибо за помощь. Я... так боюсь... Всего боюсь. Лес этот... Звери... Второй день здесь блуждаю... Думала уже, что никогда отсюда не выберусь... И тут тебя встретила. А ты, кстати, так и не спросил кто я, откуда, что делаю здесь... в этой глуши... Одна... (Всхлипывает, опускает голову.) Так далеко от города... Мама там ,наверное, с ума сходит... (Плачет, пряча в ладонях лицо.) А может они там все решили, что я... Что я уже... Ой, мамочки-и-и... (Дени осторожно обнимает ее. Сидят. Мариокка всхлипывает.)
МАРИОККА: Дени. Почему мне так спокойно, когда я чувствую тебя рядом?
ДЕНИ: Потому что я - мужчина. Я должен оберегать тебя.
МАРИОККА: У тебя руки сильные... И в мозолях.
ДЕНИ: (Прикасаясь к ее ладоням.) А у тебя слабые и нежные. Как у... Как у... (задумавшись) Нет. В лесу нет зверей с такими беззащитными и неприспособленными конечностями. (Смеются. Замолкают. Руки Мариокки по-прежнему в руках Дени. Она первая почувствовала неловкость и отстранилась.)
МАРИОККА: Ну... А ты? Как здесь оказался? Тоже потерялся, наверное?
ДЕНИ: Мама исчезла, когда мне было десять. Через два года отец ушел в экспедицию и тоже не вернулся. Моими опекунами стали дальние родственники. Но скоро я сбежал от них. Я просто не мог больше видеть их рожи. Так они меня бесили. С тех пор живу здесь. Года три, наверное. Первое время было не просто, но я знал... Знал, что мои родители тоже прошли через это. Они прошли через  л е с .  Они точно так же живут сейчас где-то! Как я! Я это точно знаю! Знаю!..

Взгляд Дени устремлен вдаль, словно и не существует земляных стен, окружающих его со всех сторон. Мариокка загляделась на его точеный профиль. Вдруг все тело юноши напряглось, как будто через него пропустили ток. Он быстро перевел взгляд на отверстие, служащее выходом из норы, где виднелась подвытаптанная трава и светлел кусочек неба. Потянул носом воздух.
ДЕНИ: Будь здесь. (Вскочил, бросился наружу.)


Картина третья

Сосны топорщатся мохнатыми лапищами, тополя перешептываются, покачивая кронами, кое-где белеют узловатые стволы старых берез, дальние холмы ощетинились остроконечными еловыми пиками, увязающими в голубоватой дымке. Дени бежит быстро и легко, кажется, его ноги почти не касаются земли. Ни треска прогнувшейся под тяжестью тела ветки, ни одного лишнего движения, ни секунды потраченной даром. Он замедлился, высматривая что-то наверху и в следующий момент ловко подпрыгнул, уцепился за нижнюю ветку дерева и без усилия забрался почти на самую вершину, там, где ствол и ветви намного тоньше. То, что открылось его взору, заставило его содрогнуться. Когда он спустился, он припал ухом к земле. Послышался отдаленный гул, нарастающий с каждой минутой. Дени побежал в обратном направлении. На полпути к дому он наткнулся на Мариокку.
ДЕНИ: Мариокка! Я же сказал ждать меня внутри!
МАРИОККА: Но там... Там... (Пытается что-то объяснить жестами, Дени берет ее за руку, увлекает за собой.)

У входа в жилище Дени их поджидает Багульник Болотный, лесной дух, похожий на одичавшего дедушку, вообразившего себя лешим, хозяином леса. Он теребит замызганные полы своего одеяния, беспокойно озирается, тяжело вздыхает, будто ухает. Завидев Дени и Мариокку, он всплеснул руками и засеменил им навстречу. Мариокка ойкнула и спряталась за спину Дени.
БАГУЛЬНИК: Мальчик мой! Беда! Спасайся!
ДЕНИ: Багульник! Что ты здесь делаешь? Возвращайся к болотам, здесь тебе нельзя находиться! Лес горит!
БАГУЛЬНИК: Я поэтому и пришел. Мне некуда возвращаться. Нет больше моего болтца. Торф горит, охваченные огнем деревья падают, едкий дым не дает вдохнуть. Наш лес погубили, Дени. Люди.
МАРИОККА: (Дени) Это правда? (Дени оцепенело кивает.) Вот откуда этот запах... Как далеко пожар?
ДЕНИ: Он не далеко. Он близко. И совсем скоро будет здесь.
БАГУЛЬНИК: Еще есть время. Дени. Бери девчушку и бегите к реке! Только так вы можете спастись.
ДЕНИ: Ты говорил от пожара не убежать...
БАГУЛЬНИК: Мало ли что я говорил! Делай, что я говорю! Быстрее!
ДЕНИ: А ты?..
БАГУЛЬНИК: Мне за вами не поспеть. Как-нибудь выкарабкаюсь, не волнуйся за меня.
ДЕНИ: Но без болота тебе не выжить! Скоро здесь все будет в огне!
МАРИОККА: (Задрожала и подалась назад.) Дени... Мне страшно...
Гул нарастает, отчетливо слышны крики животных и птиц, топот сотрясает землю.
БАГУЛЬНИК: Уходите! Сейчас же!
Дени сжал руку Мариокки и они бросились бежать. Юноша обернулся только единожды. Багульник провожал их взглядом до края опушки, сомкнув огромные руки на своем посохе. Было во всем его существе что-то зашкаливающе стойкое, фундаментальное, непоколебимое. Противоположное тому, каким он был минуту назад.
ДЕНИ: (Багульнику.) Обещай, что мы еще увидимся!
БАГУЛЬНИК: Еще увидимся!.. Увидимся... Видимся... (Дым обволакивает его, голос затихает, подхваченный эхом.)

Дени и Мариокка бегут со всех ног, но дым неуклонно настигает их, их догоняют и обгоняют самые разные лесные обитатели: бок о бок бегут волки и мыши, лисы и зайцы, кабаны и олени, все объединены паническим страхом, который заставляет их покидать родные места и искать убежище. Мариокка спотыкается, падает, Дени помогает ей встать и тянет за собой.
МАРИОККА: Подожди... Я.. Я больше не могу... Давай отдохнем... Пожалуйста...
ДЕНИ: Нельзя останавливаться! Огонь идет за нами по пятам!

Мариокка закашливается, ее ноги заплетаются и подкашиваются. Дени инстинктивно оглядывается. И вовремя. Прямо на них несется огромный бурый медведь. Дени, изловчившись, удалось запрыгнуть на спину животного и приостановить его, успокаивающе похлопав по шее, на которой он неожиданно нащупал тонкую цепочку с болтающимся на ней округлым камешком.
ДЕНИ: Мариокка! Сюда! (Протягивает руку и помогает ей забраться на спину медведя.) Держись за меня! Крепче! Ничего не бойся, только не отпускай меня.

Мариокка изо всех сил обхватывает сзади Дени за пояс и они срываются с места. Вокруг трещат и стонут объятые пламенем деревья. Кричат животные. Надрываются птицы. Неистовый топот. Повсюду треск, повсюду пожар.


Картина четвертая

Сумерки медленно опускаются на притихший лес. Только звонкое журчание воды живительной струей вливается в вечернюю тишину. На берегу лежат мальчик и девочка. Их ноги до щиколоток обмывает быстрая речушка, над ними то и дело пролетают маленькие изумрудные стрекозки, время от времени приземляясь покачаться на листьях камыша, над их головами неподвижно замерли позолоченные последними солнечными лучами шапки сосен. Неподалеку на траве лежит медведь, положив  огромную голову на колени, шерсть на боках опалена, лапы обожжены. В сгущающейся темноте, пока еще зыбкой и рассеянной, все четче различим зеленый огонек, мерно сияющий в зарослях шиповника. Вот он приближается и оказывается сверкающим камнем-кулоном на шее Духа Леса. Он даже не идет, а плывет, кажется невесомым и бесплотным. Черная мантия, словно сотканная из непроглядного ночного сумрака, волочится за ним по земле. Большой капюшон обрамляет затемненное пространство там, где должно быть лицо. Через плечо перекинута сумка-котомка, из которой выглядывают человеческие лица — искусно сделанные маски на длинных палочках. Медведь поднял голову, качнув точно таким же зеленым камешком, подошел к Духу, тот погладил его по шее, и медведь ушел вглубь леса. Дух Леса медленно достает из сумки женскую маску и прикладывает ее к черной дыре внутри капюшона. Склоняется над Дени. Чуть касается пальцами его щеки. Дени открывает глаза. И тут Дух Леса начинает петь... Петь волшебным женским голосом. На несуществующем языке. А может существующем, но непохожим на те, что мы знаем. В этом пении есть что-то гипнотическое. Вместе со звуками песни в лес приходит жизнь. В кустах замельтешили зайцы, мыши, ежи... Между стволов деревьев мелькают силуэты волков, лис, рысей, косулей, кабанов, белок, горностаев... В листве на все голоса запели птицы... Над кронами вновь закружился в радостном танце их выводок... В траве застрекотали кузнечики, в зарослях осоки послышалось кваканье... Зеленый камешек сияет очень ярко. Лес наполнился звуками, лес ожил. Дух Леса перестал петь.
ДЕНИ: Мама...
Дух слегка касается плеча Дени, и юноша, сомкнув веки, мягко опускается на землю. Дух убирает маску и исчезает в лесной чаще. Дени просыпается и будит Мариокку.
МАРИОККА: Дени... Мы что, живы? (Разглядывает свои ушибленные локти и расцарапанные коленки.) Мы живы. Живы! (Порывисто обнимает его.) Река спасла нас! Прав был леший!
ДЕНИ: (Оцепенело глядя в одну точку. Тихо.) Не леший.
МАРИОККА: Что?
ДЕНИ: Это был не леший. А Багульник. Багуль...
МАРИОККА: Почему ты говоришь «был»?.. Он что... он...
ДЕНИ: Представляешь. Ко мне приходила мама.
Пауза.
ДЕНИ: Во сне. Я уже начал забывать ее лицо, а тут увидел  — и вспомнил. Знаешь. Она много раз мне снилась. Но сегодня она пела и лес ее слушал... Вот! Видишь? Он ожил! Она вернула ему жизнь после пожара.
Пауза.
ДЕНИ: Пожар!..
МАРИОККА: Дени, твой дом...
ДЕНИ: Я не за него боюсь... (Они переглянулись и, сорвавшись с места, побежали туда, откуда совсем недавно их принес на себе медведь.)


Картина пятая.

Дымятся некогда пышные в убранстве листвы, а теперь тощие и безнадежно мертвые стволы деревьев. Словно первый снег, в воздухе витает пепел и медленно ложится на обоженную землю. Все сгорело. Все уничтожил огонь. Ничего не пощадил. Кроме... Прекрасного столетнего дуба. Одно единственное уцелевшее дерево по-прежнему стоит невредимо на опушке, посыпаемое пеплом, нисколько не тронутое всепожирающим пламенем, то самое, в корнях которого надежно спрятано жилище Дени. Вокруг него по-прежнему растут кустарники, трава, нетронута и опавшая хвоя, словно какая-то неведомая сила заключила это место в спасительную сферу, очертила вокруг него непересекаемую границу, над которой не властна даже стихия.
ДЕНИ: Багульник! Багульник!
БАГУЛЬНИК: Да живой я, живой... (Кряхтит, вылезает из-под корней дерева.)
ДЕНИ: (Подбегает, обнимает его.) Я так боялся за тебя!
БАГУЛЬНИК: А я — за вас...
ДЕНИ: Мы с Мариоккой долго бежали от пожара, и, если бы не тот медведь... не знаю убежали бы. Как тебе удалось спастись?
БАГУЛЬНИК: Дух Леса.
Пауза.
МАРИОККА: Дух... Леса?
ДЕНИ: (Мариокке.) Это самое загадочное существо, обитающее в лесу. Наверное, это и есть хозяин леса. Я так думаю. Багуль, ты его видел?
БАГУЛЬНИК: Нет. Но я слышал голос! Он, скорее всего, звучал только в моей голове, он сказал мне спуститься в твой дом, я так и сделал. А потом... помню тихое пение... Вдруг все прекратилось... Пожар остановился на этом самом месте! (Показывает на границу на земле.) И вы вернулись невредимыми!..
ДЕНИ: Багуль? Значит ты тоже слышал пение? Этот голос, он напоминает мне мамины колыбельные... Его слушают животные, его слушает сам лес!
БАГУЛЬНИК: Я не знаю, чей это голос, Дени. Я не видел, кто пел. Но лес спасен.
МАРИОККА: Лес-то спасен... А вот что теперь будет с нами? Жители леса вернулись, они восстановят свои дома, вновь появится еда... А нам с тобой, Дени, тоже оставаться в лесу?
ДЕНИ: Ну конечно!
Пауза.
БАГУЛЬНИК: Дени. Эта девочка - дочь бетонных домов и железных машин. Она не может забыть свой дом и принять твой. Она не может уйти от того, что ее породило.
ДЕНИ: Но я же ушел!?
Пауза.
ДЕНИ: Я сам ушел от них. И не жалею. Это что, не правильно? Это предательство? Это плохо? Нет! Это не может быть плохо, если мне здесь хорошо...
МАРИОККА: Дени, ты сбежал, потому что тебя обижали люди, которые тебя опекали. Но не все же такие! Мир не жесток. Я люблю своих родителей и... Скучаю по ним. Я не выживу одна. Я должна вернуться в город. Там я в безопасности...
ДЕНИ: Со мной! Ты в безопасности! Со мной! Не с ними! (Берет ее за руку, ведет за собой. Он помогает ей залезть на то дерево, под которым находится его жилище, они забираются почти на самую макушку.) Я люблю природу потому, что она - противоположность человеку, убежище, где можно от него укрыться. Здесь царит иное право. Среди природы я могу дышать полной грудью. Если бы мир был только царством человека, я не смог бы распрямиться во весь рост и потерял бы всякую надежду. Мир человека для меня - оковы; мир природы - свобода... Счастье, которое дарит мне природа, равноценно лишь с искренними словами любимого человека.
Пауза.
ДЕНИ: Мариокка. Посмотри на меня. (Поворачивает ее лицо к себе.) И скажи, что хочешь оставить весь мир ради своей мертвой клетки... Оставить меня.
Пауза.
Мариокка всхлипывает. Обнимает Дени за шею. Он нежно прижимает ее к своей груди. Молчат.
ДЕНИ: Я... Знаю, что испытываешь, когда страх обступает со всех сторон.
МАРИОККА: Откуда? Ты ничего не боишься.
ДЕНИ: Мне было во много раз страшнее в первые три дня, которые я провел один в лесу. Но когда я проснулся на четвертый день, с первыми лучами солнца ко мне пришло осознание, я понял... Что не хочу больше воевать. Лес - он не враг нам. Он — наш защитник. Мы здесь сильнее, чем в темницах цивилизации. Мы свободны и нас ничто не сломит. Сегодняшний день доказательство этому.
Пауза.
Природа за нас. Потому, что мы — ее дети.


Картина шестая.

По ночному лесу бредет Кроуль. Останавливается, чтобы передохнуть, присаживается на большое поваленное дерево, кое-где еще сохранившее зеленеющие ветки. Достает из заплечного рюкзака фляжку, пьет. Из-за ствола дерева выглядывает Аиша. Она следит за Кроулем, оставаясь для него незамеченной, медленно приближается, с любопытством рассматривая его со спины. В тот момент, когда она подобралась совсем близко, Кроуль как-то неуловимо изменился в лице, одним движением вытянул из ножен на поясе тесак и направил на Аишу.
КРОУЛЬ: (Опуская оружие.) А, это ты, Аиша... Не подкрадывайся больше, я этого не люблю.
Аиша садится рядом с Кроулем. Смотрит на него.
АИША: Почти весь лес сгорел. (По-прежнему внимательно следит за ним.)
Пауза.
АИША: Я думала человеку не выжить в таком огне.
КРОУЛЬ: (Усмехается.) Я не просто человек. Я — охотник! Меня не пугают ни лесные пожары, ни стихийные бури.
АИША: А я бы погибла вместе с последним деревом... Такова моя природа.
КРОУЛЬ: Я думал, дриады бессмертны.
АИША: Ты забываешь, что я не просто дриада. Я — Хранительница! Если я не смогу уберечь лес, то навсегда исчезну, уйду глубоко в землю, там, где не растут даже корни... И буду заточена там до тех пор...
КРОУЛЬ: Так ты говоришь, что лес не полностью сгорел. Значит, тебе удалось остановить пожар?
АИША: Нет... Это не я... Это... (Шепотом.) Дух Леса.
КРОУЛЬ: Его не существует!
АИША: Да, мало кто его видел, но он защищает лес, он — хозяин всего этого.
КРОУЛЬ: Не правда! Его нет. И я это докажу! (Достает компас и фонарь.) Но сначала нужно найти наконец эту девчонку.
АИША: Я не видела ее. Думаешь, она спаслась?
КРОУЛЬ: Во всяком случае, если я ее и завтра не найду, придется возвращаться к ее родителям ни с чем. Сумма не настолько большая, чтобы рисковать жизнью, вылавливая из леса эту фифу. Городской слабачке лес не по зубам. Если ее еще не сожрали дикие звери и не уничтожил пожар, значит ей просто невероятно повезло. Но нужно удостовериться. Аиша. Отведи меня туда, куда не добрался огонь.
АИША: (Идет на шаг впереди, напевает.)
В реке, омывающей берег,
В зелёном лесу над рекой
И рыбе, и всякому зверю
Для отдыха нужен покой.
Спешит перелётная птица
Родные найти берега,
И путник усталый стремится
На свет своего очага,
И тёплое логово волчье
Мохнатую манит родню.
И мы собираемся молча
И тянем ладони к огню...
(Кроуль вопросительно смотрит на нее.)
АИША: Эту песню пел один юноша. Несколько лет тому назад.
Пауза.
Он плутал по лесу почти неделю, и я все эти дни следовала за ним по пятам, я смотрела на него из старого дупла, я наблюдала за каждым его шагом из зарослей шиповника, я прикидывалась сухим валежником и диким плющом, чтобы каждый день видеть его. А потом я вывела его на тропу, ведущую к деревне. Он уходил от меня и пел... Чистым, как родниковая вода, сильным мальчишеским голосом...
КРОУЛЬ: (Неприятно рассмеявшись.) И почему же ты не вывела его сразу? Нравится людишек мучить?
АИША: Мне просто не хотелось его отпускать! Этот юноша, он был так не похож на тех, кого я знаю. Лесные жители мне наскучили, а он... так манил к себе.. я не помню, как он выглядел... у меня ужасная память на лица! Но зато я навсегда запомнила его песню...
(Напевает.)
С утра приключений мы ищем,
Но вечером этого дня
Нам теплое нужно жилище,
Одетое светом огня.
Пустеет вечернее поле,
Холодные ночи близки.
И сердце сожмется от боли,
И выбелит иней виски,
И осень звонит в колокольчик,
Сжигая траву на корню.
И мы собираемся молча
И тянем ладони к огню.
(Уходят. Эхо искажает ее голос, в нем сквозят грубоватые мужские нотки, повисающие в ночной темноте.)


Картина седьмая.

Дени и Мариокка сидят на траве, прислонившись к стволу дерева. Луч лунного света, пробившийся сквозь густую листву, освещает их фигурки. Мальчик высекает острым ножиком что-то на камне, который был спрятан в мешочке на поясе. Мариокка опустила голову на плечо Дени и наблюдает за тем, как умело он орудует ножом, острием выскабливает линии на шероховатой поверхности камешка.
МАРИОККА: (Глубоко вдыхает.) Воздух какой чистый стал. Чувствуешь?
ДЕНИ: Пожара как не бывало. Нимфы, наверное, постарались.
МАРИОККА: Кто?..
ДЕНИ: Ну, дриады, духи леса, хранительницы деревьев, называй как хочешь, это существа, неразрывно связанные с природой, у них одна жизнь...
МАРИОККА: А ты? Ты тоже?..
ДЕНИ: (Улыбнулся.) Да, и я храню лес. По-своему. Как могу.
Пауза.
Я полюбил лес, с тех пор как сбежал из города, и чем дольше здесь живу, тем больше люблю его. Это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать, — не зная, нельзя любить. Кто полюбит, тот будет беречь. Лес — это километры счастья. И я ни за что не променяю их на квадратные метры железобетонных тюрем.
Последняя его фраза повисла в незаметно установившейся тишине. Природа в этот момент казалась более величественной и торжественной. Пауза. Появляется Багульник.
БАГУЛЬНИК: Я счастлив, что ты произнес эти слова, Дени. Выбор сделан. Теперь ты действительно готов. (Дени поднимается и идет к нему навстречу.)
МАРИОККА: Какой выбор? К чему готов? (Переводит взгляд от Багульника к Дени и обратно.)
БАГУЛЬНИК: Мы все так ждали, когда этот момент наступит и вот... ты доказал, что достоин владеть оружием, с помощью которого сможешь защищать свой дом... Наш дом.
ДЕНИ: Я не понимаю... Багульник, ты мне никогда раньше не говорил...
БАГУЛЬНИК: Потому что ты должен был решить, готов ли ты рисковать, защищая жизни других. А мы  должны были убедиться, что ты не такой, как другие люди. Те, другие, приходят в леса из городов только чтобы что-то отнять у нас. Они срубают красивейшие из деревьев, режут их на куски, грузят на железных монстров и увозят. Они приходят с оружием, подкрадываются к резвящимся зайцам, лисам, соболям, убивают их, съедают их плоть и одевают на себя их шкуры. Они отравляют ядовитыми испарениями воздух, а зловонной жидкостью - воду. Они ведут себя, как завоеватели, стоит им оказаться там, где еще не было других людей. Они сжигают все дотла. Они несут смерть всему живому...
Пауза.
Но ты совсем не похож на тех людей, каких мы знали. Тебя вытолкнул твой искусственный мир и ты пришел в настоящий. Ты еще молод, но владеешь мудростью, которой нет и у многих старцев. (Берет руку Дени в свою, проводит пальцем по линии на его ладони, кладет его руку ему на грудь напротив сердца, затем вторую и свою — сверху.) Прими силу земли. Отныне ты будешь знать путь к сердцу природы. Эти знания бесценны. Всегда будь При Роде.

Он издает звуки, напоминающее шаманское пение. У Багуля низкий, гипнотический голос. Его ритм учащается вместе с биением сердца Дени, наконец достигает максимальной силы, в этот момент под их ладонями как будто взорвался золотой вулкан, а песня превратилась в шепот, слилась с пульсом земли. Когда юноша отнял руку от груди и выпрямился, по всему его телу от сердца растеклись сияющими змейками тонкие ветвистые линии, наполняя его изнутри искрящимся солнечным светом. Дени взглянул на свои ладони: они так сияли, будто по венам струилась не кровь, а жидкое солнце.

БАГУЛЬНИК: Теперь ты можешь пробудить силы природы. На твой зов откликнется каждая травинка и каждый камень. Ты можешь разговаривать с ними, слышать их и чувствовать. Но. Не. Повелевать. Запомни это. Мы в лесу. Мы все свободны.
ДЕНИ: Почему ты преподнес мне этот дар сейчас? Тебя что-то тревожит...
БАГУЛЬНИК: Приближается опасность. Я чувствую инородную силу, и это враждебная сила. Времени мало.
МАРИОККА: Что? Что опять происходит? Дени! Дени, мне страшно! (Прячется в его объятиях.)
ДЕНИ: Не бойся, Мариокка. Поверь в меня. Твоя любовь сделает меня непобедимым. Я буду защищать тебя всегда. Обещаю. (Она уловила в его взгляде знакомое выражение и еще к нему добавилось какое-то новое, более зрелое и мужественное, чувство ответственности.)
МАРИОККА: Ты не представляешь, как сильно я в тебя верю.
БАГУЛЬНИК: Дени, пора.
ДЕНИ: (Мариокке.) Иди в дом. (Сжав напоследок ему ладонь, она спустилась в пещерку под корнями.)


Картина восьмая.

Появляется Кроуль в сопровождении Аиши.
КРОУЛЬ: (Свет его фонаря вырывает поочередно из темноты фигуры Дени и Багульника.) Мальчишка? Откуда здесь взялся мальчишка?
АИША: А! Дак это Дени. Привет, Дени-и! (Машет ему рукой.) Он здесь живет.
КРОУЛЬ: Почему ты раньше не говорила, что мы не одни в лесу?!
АИША: (Смотрит на него широко раскрытыми зелеными глазами.) Ну ты же спрашивал только про девочку. Вот ее я точно не видела. А про Дени ты не спрашивал, нет.
ДЕНИ: Аиша? Это ты привела сюда человека?
АИША: Я... А что?
Пауза. Багульник тяжело вздохнул.
БАГУЛЬНИК: Человек, зачем ты пришел в наш лес? Ты причиняешь ему боль. Уходи.
КРОУЛЬ: Ага. Уже бегу. Не-ет, не для того я проделал этот долгий путь и чуть не сгинул в вашем проклятом лесу! Меня зовут Кроуль! По кличке Зверобой. (Он плотоядно оскалился.) Я охотник.
Пауза.
(Ухмыльнулся, начал обходить Дени и Багуля по сужающейся спирали.) Сейчас я охочусь на необычную зверушку, она сбежала из дома и скрылась в лесу. Девчонка по имени Мариокка. Мне поручили поймать ее и вернуть (хмыкнул) в племя. Не пробегала тут? (Обвел их взглядом.)
ДЕНИ: Уходи. Убийце здесь не место! Лес не допустит насилия.
КРОУЛЬ: (Смеется.) Смешной ты, парень. Здесь мне самое место. Вообще, я смотрю, веселенькая у вас тут компания собралась. Я всегда подозревал, что этот лес не такой уж необитаемый, каким кажется на первый взгляд! Дриада, леший, дикарь и... (Молниеносно подскочил к входу в жилище Дени, где пряталась Мариокка.) непослушная принцесса. Я ведь тоже не дурак. Думали, не учую запах горожанки в лесу? Ха-ха-ха! (Сложил руки рупором.) Выходи-и, я тебя наше-ел! Мариокка! Я знаю, что ты здесь! Пошли со мной, я отведу тебя к твоей семье!
ДЕНИ: (Заслоняет собой проход.) Уходи из моего леса. Это последнее предупреждение.
КРОУЛЬ: (Пытается оттолкнуть Дени, но прикоснувшись к нему, отдергивает руку, как от горящей сковородки.) Что за черт? (Выхватывает тесак.) Слышь, Маугли! Не лезь, куда не надо. Не то пожалеешь.
ДЕНИ: Меня зовут Дени. И Мариокку ты не получишь!
КРОУЛЬ: Ууу!.. (Смеется.) Да я смотрю, вы уже подружиться успели! Так вот, парень, я тебя расстрою. Скажи подружке «пока-пока», ей пора домой. (Дени разжал кулаки и из них брызнул свет, он провел ладонями по корням дерева, и они, перевившись, закрыли вход в пещерку.) Так, значит?! (Кроуль оттолкнул его ногой и принялся ожесточенно рубить тесаком корни. Багульник бросился к Дени.)
БАГУЛЬНИК: Пробуди лес, Дени. Ты должен пробудить лес. Он поможет нам.
ДЕНИ: Но как? Скажи как!? Я не знаю!
БАГУЛЬНИК: Ты знаешь путь к сердцу природы. Она в каждом из нас. Ты можешь слышать ее дыхание, а она - твои мысли. Попробуй. (Дени приник к земле, закрыл глаза и услышал... крик Мариокки. Кроуль уже почти добрался до нее!)
БАГУЛЬНИК: Не думай сейчас ни о чем! Если ты не призовешь на помощь силы природы, мы погибнем! (Он бросился на Кроуля, неожиданно сильно обхватил его руками и повалил на землю.)
ДЕНИ: (Прижавшись руками к почве.) Земля-матушка... Помоги, прошу тебя... Помоги мне искоренить зло. Не дай пролиться ни крови, ни слезам! Будь со мной... Будь со мной... Просто будь...

Вверх по его рукам и ногам поднимается многовековая мощь земли, она наполняет каждую клеточку его тела, и, когда он встал во весь рост, кроны деревьев всколыхнулись, по всему лесу словно пронеслась волна свежего воздуха. А под корой деревьев ярким светом вспыхнул древесный сок, как венки на руке, когда с другой стороны ее подсвечиваешь фонариком. Кроуль и Багульник замерли, сцепившись друг с другом. Аиша, не отрывала потрясенного взгляда от Дени, выглядывая из-за дерева. Повинуясь зову юноши, узловатые ветви дерева туго обвивают запястья Кроуля, он выпустил оружие и корни растений стразу же втянули его в землю.

КРОУЛЬ: (Отчаянно борясь с ожившими растениями.) Аиша! Помоги мне! (Аиша непроизвольно шагнула ему навстречу, но, не дойдя, остановилась в нерешительности.) Давай! Ну же!
АИША: Я... Не могу... Ты хочешь навредить Дени, а он мой друг!
КРОУЛЬ: Я! Твой друг!
БАГУЛЬНИК: Не слушай его! (Аиша отступила назад.)
КРОУЛЬ: Аиша!!! Это был я! Пацан, заплутавший в лесу! Двадцать лет назад ты мне жизнь спасла! Вывела! Помнишь? (Откашливается.)
Спешит перелётная птица
Родные найти берега,
И путник усталый стремится
На свет своего очага.
И тёплое логово волчье
Мохнатую манит родню...
АИША: (Автоматически подхватывает, твердит, как мантру.)
...И мы собираемся молча
И тянем ладони к огню...
Пауза.
Кроуль... Неужели... Я тебя нашла...
КРОУЛЬ: Я всегда боялся леса! И стал охотником, чтобы победить свой страх! Но если бы ты тогда вышла ко мне, я бы остался с тобой! Навсегда! (На Аишиных глазах выступили слезы.)
АИША: Ты правда хочешь быть со мной? Не с людьми, а со мной?
КРОУЛЬ: Всем сердцем желаю!
БАГУЛЬНИК: Это ложь! Не дай ему тебя снова одурачить!
АИША: Почему? Почему все думают, что меня нельзя полюбить?! Почему вы решили, что все такие, как вы!?
БАГУЛЬНИК: Нет! Это не так!.. Послушай...
АИША: Не мешайте мне! (Пересилив на мгновение импульс, исходящий от Дени, она направляет ветви дерева на Багульника, выпуская охотника на свободу. Едва ощутив под ногами почву, тот нащупал эфес, вырвал оружие из земли, сгреб Аишу в удушающих объятиях и приставил к ее горлу лезвие тесака.)
АИША: Нет! Нет! Нет! (Бьется в его руках.)
КРОУЛЬ: Прости.
АИША: (Бессильно поникает.) Ты меня обманул...
КРОУЛЬ: Это правда был я! Но я должен выполнить задание.
БАГУЛЬНИК: Ты ей ничего не сделаешь! Дриады бессмертны!
КРОУЛЬ: Вот и проверим! Она будет умирать, возрождаться и снова умирать! Если я сейчас же не получу Мариокку!


Картина девятая.

За спиной охотника из темноты выплыл маленький зеленый огонек. И тут же в наступившей тишине, как раскат грома, прогремел медвежий рев и, подхваченный эхом, разнесся по всему лесу. Кроуль быстро развернулся, инстинктивно выставляя вперед оружие. Но даже он, опытный зверолов, за многие годы охоты выработавший молниеносные реакции, не сумел избежать удара медвежьей лапой. Тесак вылетел у него из рук. Кроуля отшвырнуло на несколько метров. Огромный медведь с рычанием навис над ним, грозя раздавить его своей тушей. На звериной шее покачивался камень на цепочке, источающий зеленоватый свет. В следующее минуту точно такой же свет, напоминающий блуждающего светлячка, приблизился к ним из глубины леса. Это Дух Леса.
Немая сцена.
Мариокка, наблюдавшая из-за обрывков корней, вышла из своего убежища и прижалась к стволу дерева. Кроуль перестал извиваться в попытке дотянуться до оружия. Аиша закрывала руками лицо, но сквозь щелочки между пальцами неотрывно смотрит на Духа Леса. Он медленно подошел к медведю и положил руку ему на холку. Затем достал из сумки женскую маску, поднес к черному провалу вместо лица и наклонился к Кроулю.
КРОУЛЬ: Нет! Этого не может быть! Тебя нет! Тебя просто не существует!.. (Его внимание привлекает лицо-маска Духа. Он замирает.) Так ты жива, матушка? (Тихо.) Господи, так где же ты была все это время, родная? (Жадно вглядывается в Духа, даже не пытаясь скрыть слезы. Медведь отодвигается от него. Дух Леса берет руки Кроуля в свои, почти вплотную приблизив к нему лицо.)
КРОУЛЬ: Да... Я виноват... Прости меня... Прости меня, если можешь. Да... Я. И пожар... Тоже я. Я... Я не хотел этого. Честно. Я все исправлю... Даю тебе слово. Я начну все с начала. (Дух касается его плеча и он мягко опускается на землю. Дух снимает маску, кладет ее обратно в сумку и достает другую. Он направляется к Дени, поднимает ее, чтобы одеть на себя... Но Дени подбегает и останавливает руку Духа.)
ДЕНИ: (Глядя в черную дыру на уровне лица.) Не надо масок. Мне не нужно видеть твое лицо. Я... Я знаю, кто ты.
Пауза. Все взгляды обращены к Дени.
ДЕНИ: (Духу.) Я должен произнести это?
Пауза.
ДЕНИ: Я чувствую твое присутствие... Ты всегда была рядом. Единственный, кто постоянно может ощущать эту связь... твой сын... Верно? (Дух наклоняет голову, Дени переводит взгляд на зеленый камень. Он прикасается к нему пальцем и, поддев цепочку, осторожно снимает. Как только камень оказался в его руке, он перестал источать свет и стал обычным куском булыжника. Дени вновь посмотрел на Духа, но Духа уже не было, на его месте стояла улыбающаяся сквозь слезы женщина. Мальчику достаточно было одного взгляда, чтобы убедиться, что он не ошибся.)
ДЕНИ: (Выдохнул, шепотом.) Мама... (Они слились в объятиях.)
ДУХ ЛЕСА: Дени... Я знала... Знала, что ты так быстро не сдашься. Ты верил, что найдешь и ты нашел! (Покрывает его лицо поцелуями. Медведь подходит к ним и кладет морду на плечо Дени.)
ДЕНИ: Отец. Я должен был понять раньше... Сколько времени потеряно даром!.. Я искал не там. Вы были намного, намного ближе... (Он снимает кулон с медведя и зверь принимает человеческий облик. Это рослый, средних лет мужчина с бородой и волосами до плеч.)
МЕДВЕДЬ: Я горжусь тобой, сын. Прости нас с мамой. Мы... Не могли открыться тебе... Пока ты сам не узнаешь в Духе Леса свою мать, а в медведе — отца.
ДУХ ЛЕСА: Это условия, которые нам пришлось принять, когда мы появились здесь. Дени... помнишь, как-то папа заболел и я ушла в лес собрать ему трав для настойки... Там я и встретила Духа Леса. Да, он всегда был! Он охранял лес... Но его срок истекал. Когда я увидела его на лесной поляне, лежащим среди цветов, почти рассеявшимся... Я подошла к нему и он вложил мне в руку ремень сумки. С тех пор я с ней не расстаюсь. Дух исчез, а на траве остался лишь зеленоватый камушек. Я стала Духом Леса. Я переняла у него право ведать всеми тайнами природы. Для каждого, кто встречался у меня на пути, я надевала очередную маску и становилась самым дорогим ему человеком...
ДЕНИ: А папа? Он победил болезнь, чтобы разыскать тебя. Но в той экспедиции...
МЕДВЕДЬ: В той экспедиции я отстал. Я услышал волшебный, неземной голос. Это твоя мама пела колыбельную лесу. (Грустно улыбнулся ей.) Она пела ее лесу, потому что ты был заперт в городской многоэтажке и был для нее недоступен. Я пошел на голос. Я нашел ее. И не мог не остаться. Но чтобы всегда быть рядом с любимой, не забывать ее лица, каждый раз, когда она меняет маску... мне пришлось принять условия леса... и...
ДУХ ЛЕСА: (Сжав его руки в своих.) Стать медведем.
МЕДВЕДЬ: И теперь ты наконец-то все знаешь.
Они обнимаются.
ДЕНИ: Мои друзья...
МЕДВЕДЬ: Ну идите же к нам! Мы вам так благодарны. (Багульник, Аиша и Мариокка присоединяются к ним.)
ДУХ ЛЕСА: О, если бы вы знали... как мы вам благодарны... (Зажмурилась, прижимая к себе сына.)
Пауза.
МАРИОККА: Дени? А ты вспомнил, как звучит твое полное имя?
ДУХ ЛЕСА и МЕДВЕДЬ: Даниэль. (Смеются.)
МАРИОККА: Ой. Смотрите, что это? Вон там, видите? (Указывает на дальние холмы, за которыми медленно разливается янтарный свет.)
ДЕНИ: Это рассвет, Мариокка. Это рассвет...


Картина десятая.

Жилище Дени. Мариокка спит, свернувшись в позе эмбриона. Снаружи доносятся шорох и неразборчивая речь. В пещерку спускается Дени, он передвигается почти неслышно, но Мариокка улавливает его появление сквозь сон и открывает глаза, ища в темноте знакомую фигуру.
ДЕНИ: Я тебя разбудил... Спи-спи, еще рано.
МАРИОККА: Я... Мне... не дает покоя одна мысль.
Пауза.
МАРИОККА: Ты уверен, что они поймут? Моя мама, она меня слишком сильно любит и не успокоится, пока я не вернусь домой. А папа... Он вообще непробиваемый! Это он, наверное, нанял охотника, а тот поджег лес, чтобы меня выкурить... Я так боюсь, что ничего не получится... Что у меня отнимут все это... И я вернусь к тому, с чего начинала.
ДЕНИ: (Присаживается рядом, берет ее за руку.) Тебя защищает лес. Я тебя защищаю! Слышишь? Все люди когда-то были, как мы. Не мыслили жизни вдали от природы. Когда-нибудь все вернется на свои места. Человек вернется в лес.
МАРИОККА: Но на это может уйти много лет...
ДЕНИ: Ты сделала, как я сказал?
МАРИОККА: Да, я отдала письмо той птице... Я написала, что хочу, чтобы они увидели лес. Увидев его, они обязательно его полюбят!... Ведь чтобы полюбить, надо узнать... (Она провела по щеке Дени кончиками пальцев.) Не зная, нельзя любить.
ДЕНИ: (Улыбается.) Вот увидишь. Все будет хорошо. (Достает из мешочка на поясе камешек, украшенный резьбой. Теперь он надет на шелковистый шнурок. Кладет его в руку Мариокки. Она пододвинулась к выходу из норы, чтобы получше рассмотреть предмет в свете предутреннего солнца.)
МАРИОККА: Это же это дерево, Дени! Каждый листик, каждый корешочек! Ты... ты...
ДЕНИ: Пусть всегда будет у тебя. (Закрывает ее ладошку своей.) Мариокка. Спасибо, что перешагнула в тот день черту. Мы бы никогда не встретились, будь ты по ту сторону, а я — по эту.
МАРИОККА: А теперь...
ДЕНИ: А теперь... мы никогда не потеряемся.


Картиночка одиннадцатая.

Утренний лес. Босые ноги Аиши тихо ступают по еще не согретой солнцем земле. Она мурлычет себе под нос заученную наизусть песенку.
АИША:
Спеши же, охотник усталый,
В тобою покинутый дом, -
Цветок распускается алый
Под черным кипящим котлом...
(Неожиданно для самой себя она оборвала пение и пораженно остановилась.)
Как там дальше?..
Кроуль, который до этого неподвижно стоял, облокотившись на ствол сосны, шагнул ей навстречу. Его четко вырезанный на фоне подрумянившегося неба силуэт застыл в двух шагах от Аиши.
КРОУЛЬ:
Забыты тревоги и муки,
Близка долгожданная цель,
Где женские легкие руки
Тебе застилают постель,
(Он потянулся к ней. Она, чуть помедлив, опустила свою узкую ладонь в его просяще протянутую руку.)
И месяц является ночью
На смену сгоревшему дню.
И мы собираемся молча
И тянем ладони к огню.      

Охотник и дриада уходят вперед встречать свой первый рассвет, а их голоса, звучащие в унисон, подхватывает шальное лесное эхо и рассеивает нотками над кустом шиповника.

Конец.

P.S.: В пьесе использована песня А.Городницкого.