Размышления перед визитом к врачу

Николай Дик
    Какого врача выбирать? К какому врачу обратиться за помощью?
    Эти проблемы возникают чуть ли не перед каждым из нас. Сложно ответить. Это зависит от каждого конкретного случая. К сожалению, многим из нас не приходиться выбирать вообще, а простаивать огромные очереди в участковой, сельской или городской больнице.

    Десять подсказок Е. А. Шапошникова, академика РАЕН, профессора, д.м.н.,
    по которым вы сможете распознать  непрофессионала и шарлатана:

   1. Хороший врач выслушивает вас, не поглядывая на часы и не перебивая бесконечными «короче». Он вникает в нюансы не только вашего недуга, но и образа жизни, характера работы, семейной обстановки и наследственности – ведь все это сказывается на том, как вы себя чувствуете.
   2. Не отвергает пренебрежительно мнение врачей, у которых вы лечились раньше. Обязательно учитывает результаты ранее сделанных анализов и исследований. От врача, который не уважает своих коллег и оскорбительно о них отзывается, лучше сразу бежать.
   3. Не рекомендует «с ходу» модных средств. Не навязывает БАДов, действующих обязательно «на клеточном уровне со 100%-ным исцеляющим эффектом». Не прописывает лекарство, которое нужно купить обязательно в определенном месте и у определенного продавца.
   4. Не посылает на модные сверхдорогие курорты и не заявляет, что лечит все – от онкологии до алкоголизма. В любом случае хороший специалист при малейшей вашей просьбе или сомнениях подтвердит свою квалификацию свидетельствами о достаточных знаниях и подготовке.
   5. Дает о себе развернутые сведения, по вашему желанию сообщая, какой институт и факультет закончил, где специализировался, повышал квалификацию, о чем написано в его статьях и диссертации. Если у пациента серьезная болезнь и возможны экстренные ситуации, доктор дает пациенту свой контактный телефон, по которому можно посоветоваться при форс-мажоре. Не объявляет себя «узким» специалистом.  Очень многие заболевания являются пограничными, они с трудом втискиваются в прокрустово ложе какой-то одной врачебной специальности и требуют от врача широкого клинического кругозора. В странах с высокоразвитой наукой и социальной сферой (например, в Германии, Швейцарии, скандинавских странах) ответственные врачи учатся всю жизнь. Обычно они имеют широкий профиль, но особенно глубоко специализируются в 3–4 конкретных областях. Например, это может быть одновременно гастроэнтеролог, эндокринолог и физиотерапевт или кардиолог, невропатолог, клинический психолог. Постепенно такая схема внедряется и у нас.
   6. Разъясняет, почему делает те или иные назначения, как, когда и зачем следует принимать таблетки, производить процедуры. Причем делает это просто, на языке, понятном вам. Никогда не отказывается ответить на любые вопросы по схеме лечения.
   7. Не страдает лечебным и диагностическим «техницизмом». Для хорошо обученного, логически мыслящего врача хорошей клинической школы даже самая совершенная аппаратура – только инструмент, источник получения вспомогательной информации о болезни. Он не назначит лечение слепо, основываясь только на результатах УЗИ или томограмме, но проанализирует, сопоставит их с результатами других обследований. При этом он хорошо разбирается в медицинских приборах, знает много лечебно-диагностических методов и приемов, успешно их использует.
   8. Не обижается и не возмущается, если узнает, что вы перепроверяете его диагноз и назначения у других специалистов. Напротив, видя ваши сомнения и колебания, сам может порекомендовать произвести очный или заочный консилиум с участием независимых специалистов из различных учреждений.
   9. Не прожженный циник. Для него пациент – не источник «пиастров», а страдающий человек. Хороший врач не занимается завуалированным вымогательством, не запугивает: мол, если не начать немедленно дорогостоящего «авторского» лечения, болезнь приведет к тяжелым осложнениям. Он не злоупотребляет лозунгами, что «лечит не болезнь, а больного»: болезнь тоже надо лечить и симптомы устранять.
   10. Щепетилен и деликатен в финансовых вопросах. Не требует ничего, кроме пунктуально оговоренных сумм.
    (По материалам сайта «Здоровье. Удовольствие для души и тела», www.zdr.ru).

    Можно воспользоваться «народными средствами»:
    Если у вас есть выбор и возможность, то:

   1. Поговорите со знакомыми, коллегами по работе, близкими друзьями, в общем, с теми, кому можно доверять.
   2. Не стремитесь сразу попасть в дорогостоящий медицинский центр. Помните, «не все золото, что блестит». Главное, чтобы врачи были высокого класса.
   3. Убедитесь, если в клинике, которую вы выбрали, есть лицензия на медицинскую деятельность (конкретные виды, кем и когда выдана, где и кем зарегистрирована).
   4. Обратите внимание на общую культуру обслуживания, начиная с гигиены и кончая оборудованием.
   5. Наладьте контакты, найдите взаимопонимание с врачом. Чаще всего по первому визиту у нас складывается общее впечатление, но это не всегда верное решение. Настоящий врач никогда не начнет запугивать вас (неизлечимостью болезни, дорогостоящими лекарствами и т.д.), намекать на «благодарность» и т.д.
   6. Хороший врач вначале вас досконально выслушает, посмотрит ваши анализы или другие медицинские характеристики вашего здоровья. Заполнять медицинскую карточку он должен в последнюю очередь, а не в начале диалога (разговаривая с вами). Обязательно попросит встретиться с ним ещё раз.

   Желаем вам успехов и крепкого здоровья!

      *****