Новый предмет

Владимир Буфф
- Сегодня, мы начинаем изучение нового предмета, он называется сотворение мира, - Учитель с удовлетворением отметил заинтересованность в глазах учеников. – В конце занятия я запущу машину, симулирующую создание вселенной, согласно современной теории возникновения космических тел. Каждому из вас будет выделено по планете в рамках одной системы для развития и создания новых форм жизни и нематериальных объектов.  Живое изображение системы будет выведено в виде голограммы в отдельном помещении, куда мы в ближайшее время направимся. Для контроля над своим объектом вы, войдя в программу, сможете обозревать его как со стороны, так и изнутри, с любой точки на поверхности  планеты или над ней, наблюдая процессы образования различных видов материи в рамках известных на сегодняшний день законов физики. Вам будет предоставлена возможность влиять на них посредством создания незначительных отклонений от естественного развития событий, путем, так называемого, фактора случайности. Для более подробной информации смотрите учебник. Надеюсь, все загрузили обслуживающую программу? – сделав паузу, и не услышав возражений, Учитель продолжил. – Конечной целью проекта является создание мира таким, какой он есть сейчас, или каким вы его хотите видеть, то есть преобладание белковых форм жизни на поверхности планеты, впрочем это не означает создание того же набора видов, который существует на сегодняшний день. Приветствуется творческий подход,  – довольно улыбнувшись к месту произнесенной фразе из методических указаний, Учитель продолжил. - Процесс создания разделен на несколько фаз, по мере перехода от одного этапа к другому, время на вашей планете будет замедляться, предоставляя большую возможность для созидания на поздних стадиях проекта. Для космических объектов, перемещающихся между планетами и вне их, будет использована специальная система согласования времен. Впрочем, давайте лучше ознакомимся с программой в действии.
Создание мира промелькнуло перед их глазами. Ярчайшая вспышка рассыпалась на множество сверкающих кусков, некоторое время ученики могли обозревать картину вселенной целиком, затем масштаб изображения стал укрупняться, пока в комнате не осталась одна, горящая ярким огнем, звезда и несколько планет, вращающихся вокруг нее.
- Можете приступать. Помните, перед тем как что-нибудь сделать обязательно сверьтесь с инструкцией, если все будете делать в соответствии с учебником, непременно добьетесь положительного результата. В крайнем случае, всегда можете рассчитывать на мою помощь, -   напутствовал с восхищением рассматривавших новую игрушку детей Учитель.

Шаг за шагом, ступень за ступенью Зи преодолевал сложности, следуя инструкциям. Долго пришлось повозиться над созданием приемлемого магнитного поля, до конца стабилизировать его так и не удалось. Следующим на очереди было создание атмосферы и мирового океана, это прошло более или менее удачно. Он наблюдал как жизнь выходила из воды на сушу, как распространились по поверхности растения и появились первые виды животных, постепенно становившиеся все более сложными. Давно оставив в покое инструкцию, он творил по настроению, поддерживая одни виды и задерживая в развитии другие, некоторые из них вымирали, но на их место всегда приходили новые, порою совсем неожиданные для создателя существа.
Учитель редко вмешивался в дела учеников. По его мнению, конечный результат в этом предмете не имел особого значения, поэтому он чаще всего дремал в стороне, предоставляя детям увлеченно играть со своими планетами, пользуясь возможностью отдохнуть от шумных учеников, редко предоставлявшейся на других предметах.
Зи выполнил все основные задачи и теперь просто наслаждался созданным миром, наблюдая картины наполненной жизнью планеты с высоты недоступной ни одному из ее обитателей. Однажды его внимание привлекли непохожие на других существа, отдаленно напоминавшие по строению тела его самого, они селились колониями, использовали в своей деятельности, удачно найденные предметы, и даже пытались усовершенствовать их собственными неловкими усилиями. Необычные создания заинтересовали его. Он все больше следил за ними, наблюдая как, от занятия к занятию, их орудия труда принимали более пригодные для деятельности формы, как они стали строить себе жилища, а система общения между индивидами сделалась достаточно выразительной для передачи мыслей и эмоций. Социальная структура поселений усложнялась, а сами поселения распространились практически по всей поверхности планеты. Время в его проекте уже текло с минимальной скоростью, всего лишь в несколько миллионов раз  обгоняя реальность. Периодически Зи приостанавливал ход событий и наблюдал за существами вживую. Он даже несколько раз пытался общаться с ними, с переменным успехом используя сложную, для его восприятия, систему обмена информацией, однако через некоторое время оставил эти попытки, отчаявшись понять чуждую логику и просто дивился непонятными действиями странных созданий, порою производивших бессмысленные действия, в попытках воспроизвести собственными силами явления окружающего мира.
Между тем, пользуясь его благосклонностью, существа успешно увеличивали свою популяцию, понемногу научившись использовать в своих целях другие виды животных и растений, а так же в некоторой степени модифицируя условия окружающей среды применительно к своим нуждам. Зи был доволен, хотя, в то же время, что-то начинало смутно его беспокоить, но он гнал неудобные мысли прочь, наблюдая, как развитие любимцев двигалось все быстрее. Каждый раз он приходил на занятие в ожидании чего-то нового и чаще всего не был разочарован, удивляясь чему-то, чего не мог представить в их исполнении.
Однажды Зи задержался после занятий, наблюдая за суматошным созданием громадного объекта правильной геометрической формы, непонятного назначения. Кроме него в помещении остался парень с соседней планеты, его проект скорее напоминал неудачный химический опыт, чем нечто пригодное для жизни, однако он на протяжении всех занятий с упоением возился над своим периодически взрывающимся искрами творением и, казалось, даже не замечал, как остальные ученики посмеиваются над его стараниями.
- Хочешь посмотреть? – предложил Ар, так звали незадачливого химика, заметив, что Зи наблюдает за ним.
На поверхность планеты страшно было смотреть, громадные массы вещества перемещались на огромные расстояния в доли секунды, временами рождая завораживающие образы, казалось, вышедшие из глубин подсознания безумного художника.
- Вывожу новые виды минералов, - пояснил Ар, – если получится вывести антиматерию - это будет что-то новое. – А у тебя вижу все по  плану, - произнес он, на секунду отвлекшись от своего проекта.
- Пойдем, покажу, - они разом перешли к проекту Зи. Родная планета смотрелась, чуть ли не идиллией после предыдущего подавляющего зрелища. Зи удовлетворенно осматривал свое творение, ожидая хвалебных комментариев. Однако Ар ничего не говорил. Зи уже собирался сам спросить мнение товарища, когда тот, рассмотрев размножившихся по планете существ, неожиданно воскликнул:
 - Да ты что! Это же паразиты!
Быстро замелькали страницы учебника. Некоторое несходство изображения одних из самых опасных вредителей со странными существами оставляло некоторые надежды, однако идентичность описания их общественной структуры и обычного образа действий не оставляли сомнений. Далее следовали иллюстрации последствий возникновения данного вида. Зеленая, наполненная жизнью поверхность понемногу все больше и больше покрывалась проплешинами, венчала все картинка, на которой планета обращенная целиком в бесплодную пустыню была забита многочисленными громадными жилищами паразитов, оставшихся чуть ли не единственным живым видом.
Зрелище было настолько пугающим на контрасте с красотой предстающей взору, что Зи, наверное, усомнился бы в правоте учебника, однако отчетливость первых признаков болезни на поверхности ясно говорила, что проблема стоит очень серьезно, тем более, что четких инструкций по выведению вредителей учебник не содержал.
- Ничего, чего-нибудь придумаем, - произнес Ар, успокаивая друга, - говорят, есть вирусы, которые убивают паразитов. Сейчас поищу.
Некоторое время он просматривал базу вирусов, наиболее опасные из которых были скрыты, во избежание неумелых действий учеников, - Попробуй вот этот, по-моему, подойдет.
Зи, обескураженный неожиданным открытием, послушно запустил вирус в скопление паразитов. Через некоторое время он возымел действие, болезнь постепенно распространялась, убивая большинство особей и захватывая все новые и новые территории, временами возвращаясь на прежние, добивая немногих, сумевших пережить предыдущую эпидемию. Ар ушел еще в начале процесса, убедившись, что вирус работает, в то время как Зи еще долго наблюдал безумие, охватившее бедных созданий, в ужасе уничтожавших свои жилища, без разбора убивающих себе подобных, разрушая все то, что было создано ими за период непродолжительного существования. Когда он уходил, судьба существ еще не была определена, несмотря на то, что популяция резко сократилась, все же отдельные группы оказывали болезни упорное сопротивление.
Образы разрушения и смерти не давали ему покоя. Когда Зи пришел на следующее занятие и увидел, что от страшной болезни не осталось и следа, а паразиты, как ни в чем, ни бывало, расплодились в невиданном множестве, то скорее был этому рад, хотя дальнейшая судьба проекта теперь вызывала сомнения. Следы болезни все заметнее проступали на поверхности планеты. Жилища существ становились все больше и больше, для их создания они использовали необычные приспособления, принципы работы которых, далеко вышли за пределы простых законов механики. Периодически одна популяция нападала на другую, истребляя  значительную часть взрослых особей, при этом сложность механизмов, используемых в подобных войнах, не уступала, применяемым в строительстве.
Между тем, соседняя планета, не выдержав экспериментов создателя, разлетелась на мелкие кусочки, и только разрозненные обломки летали по орбите, напоминая о ее былом местонахождении. Другие ученики долго смеялись над ним, и Ар, не выдержав нападок, покинул занятия, с разрешения Учителя.
Присутствие паразитов на планете становилось все явнее, а когда они затеяли грандиозную возню по всей территории на суше и на воде, периодически что-то громко взрывая, то даже мирно дремавший Учитель, очнувшись осознал, что у Зи не все ладно. Подойдя, он долго рассматривал странных созданий, их хитроумные приспособления и долго не мог взять в толк, что же это за существа, за короткий период доведшие до такого состояния некогда цветущую жизнью планету. Зи молча ожидал своего приговора.
После продолжительного раздумья Учитель, наконец, изрек:
– По-моему - это паразиты.
- Может, оставим, - вяло проговорил Зи, без особой надежды в голосе. – Они столько всего интересного сделали…
Учитель снова погрузился в раздумья. Неожиданный поворот событий застал его врасплох. Точных указаний по поводу результатов проекта инструкция не содержала, и хотя о вреде паразитов было написано довольно четко, все-таки ему не очень хотелось ограничивать творческую свободу Зи, учитывая, что задание он уже, по сути, выполнил.
Из раздумий Учителя вывели возгласы ребят. Аппараты странных существ преодолели притяжение и болтались на орбите, а некоторые летели дальше к соседним планетам.
 - Они лезут и лезут, - жаловался парень со следующей за взорвавшейся планеты, сщелкивая очередной аппарат, упорно желавший высадится на его территории.
- А мне они нравятся, такие забавные. Пускай прилетают, с ними весело! - отозвалась девочка с ближайшей к зараженной планеты, с интересом рассматривая подбирающийся к ней космический корабль.
- Так дело не пойдет, - принимая наставнический тон, произнес Учитель, – нужно удалить вид из программы. Мне нужен твой код, чтобы начать процедуру, -  Учитель уже выбирал в меню специальных функций нужную вкладку, однако  Зи, казалось, его не слышал.- Ну вот, сейчас мы наберем код…
- Я не буду, - тихо произнес Зи и, не справившись с эмоциями, вышел из комнаты.
Появление паразитов и непослушание ученика неожиданно поставили Учителя  в неприятное положение, только что, все шло как обычно, и он был уверен, что вполне контролирует проекты своих учеников и их самих, однако на деле оказалось, что это не так. Дети смотрели на него, казалось, спрашивая объяснения случившемуся, и это не давало сосредоточиться, он не знал, что сказать или сделать и с трудом просто просуществовал до конца занятия, когда, наконец, остался наедине с собственными мыслями.
Это было тяжелое решение, однако у него не было лучше – предмет был, несомненно, сорван. Взорвавшаяся планета и расплодившиеся вредители удалили двух учеников с занятий, он не мог допустить этого, нужно было подобрать для преподавания в оставшееся время что-то другое.
В темной комнате было тихо и спокойно, даже паразиты как будто бы затихли, напоминая о себе только крохотными аппаратами, летающими вокруг истощенной планеты. Учитель некоторое время наблюдал картину воссозданной вселенной, затем щелкнул выключателем, и голограмма медленно растаяла в воздухе.