Часы

Александра Абель
Часы.
Над заливам розовел закат. Чайки резали крыльями воздух, кричали в борьбе за мелкую добычу. Она сидела на причале, свесив ноги к воде и ела яблоки, украденные в местном гастрономе. Был сентябрь, осень медленно заступала в свои права, и хотя днем еще царила жара, вечером становилось прохладно. Она угрюмо разглядывала свое отражение в воде, когда к ней подсел Бродяга.
-Привет, красавица !
-Дурак,напугал !,-вскрикнула она с набитым яблоками ртом. –Есть сегодня что-нибудь?
-Обижаешь !-блеснул он довольной улыбкой, оголив неровную россыпь зубов, пожелтевших от беспрерывного курения. Лицо его обрамляла борода.
Бродяга снял с себя дутую куртку и оттуда посыпалась всякая утварь-старые,перевязанные в нескольких местах веревки и другие мелочи быта,полупустые пачки импортных сигарет, бутылка портвейна.
Потом он снял и жакет,на обороте которого было множество вручную пришитых кармашков из самых разных тканей. Они тоже были набиты найденным или украденным барахлом.
-Ну и хапуга! Ты бы лучше себе набор для бритья стащил! Вон как зарос!
-Нет, милая, эта борода придает мне образ заядлого бандита. С ней я выгляжу мудрее!
-И старше лет на сто! А это еще что?-спросила она, заметив как в одном из кармашков что-то сверкнуло.
-А это,красотка ,особая вещь! Не для твоих лучезарных глазок! -съязвил Бродяга и демонстративно запахнул жакет.
-А ну дай сюда !-она рывком залезла в кармашек его жакета и вытащила оттуда маленький предмет, так привлекший ее внимание. Это были невиданной красоты часы. Такие как она всегда хотела, циферблат причудливой формы-ни круглый ,ни квадратный, обрамленный черным, явно дорогим камнем. Часы сверкали в ее руках, отражая лучи заходящего солнца.
-Ты где такие взял ?как смог утащить,Бродяга?!
-А я не крал. Мне подарили. Дай сюда! Он хотел вырвать часы, но она крепко вцепилась в находку. Воровские руки навсегда запомнили эту хватку-нашел-держи замертво и не отпускай.
-Кому ты рассказываешь! Подарили ему ! Кто ?
-Турист. Француз.
-Просто так взял и отдал тебе со своей руки ? Глянь, это же настоящие "Ролекс"! Где ты нашел этого богача?
-Встретил на вокзале, когда пытался стащить у одной старухи кошелек. Он сказал ,что хочет вернуться сюда. Мол примета такая ,нужно оставить какую то вещь. И отдал мне часы. Славный мужик.
Мы с ним еще и на душу приняли, пока он ждал свой поезд.
-Как странно.-она не отрывала взгляд от переливающихся на солнце часов.-Слушай, отдай-ка их мне!
-Ишь чего захотела!-вытаращил в гневе глаза Бродяга и все же выхватил из рук соседки часы.-Тебе зачем? Они ж мужские!
-Ты видел на мне когда то хоть одну женскую вещь?!-она развела руками, демонстрируя свободный джинсовый комбинезон и мешковатый бордовый свитер.
-К тому же это не мужские, а унисекс!
-Чеее? Ты-то откуда знаешь? Так говоришь, будто водишься в элитных кругах!
-Чтобы знать такое, не обязательно водиться в элитных кругах, достаточно воровать у элитных людей!- она подмигнула Бродяге и тот зарделся.
¬-Ох, нашлась тут элитная воровка.-он вздохнул и по-доброму посмотрел на нее.-Нет, милая, слишком тяжким путем они мне достались…
-Ты же сказал, что это подарок.
Но он промолчал, достал из одной из своих помятых пачек сигарету и закурил, глядя вдаль где горизонт обнимался с небом.
Через какое-то время он перевел взгляд на Нее, поедающую яблоки.
-Ты опять за свое?!-крикнул бродяга, схватив в руки пакет яблок. -опять воруешь в местном гастрономе?!
-Оо,бродяга, не начинай.-Она иронично вздохнула и закатила глаза.
- Ты же знаешь, они зуб точат на ворюг. Если тебя поймают...
-то Что?! Что они мне сделают ?-перешла она на крик.
-Хочешь знать,что они с тобой сделают ?
Он оглянулся по сторонам, скинул с себя увесистую авоську, жакет и грязную рубашку. Потом бродяга повернулся к ней спиной и она обомлела. От затылка до копчика тянулись жуткие почерневшие шрамы, оставленные плетью или хлыстом.
-Бог поцеловал меня в макушку, раз я до сих пор сижу здесь и говорю с тобой, красотка. –бормотал он, застегивая рубашку и подрагивая от холода.
-они не пожалеют ни тебя ни твою малышку-дочку, если продолжишь наведываться к ним. Ни я первый ,ни я последний "разрисован " подобными шрамами. И я не хочу такой судьбы для тебя.
Она смотрела на него с огромным сожалением и страхом.

-Поэтому ты так редко появляешься у нас ?-спросила она после долгого молчания.

-Да. Наверное, инстикт самосохранения. Они не люди. И не считают людьми нас. Нас никто не хватиться.
Он продолжал курить и смотреть на уходящий закат. А она отложила яблоки в сторону и больше не ела.
-Проводишь меня? –нарушила она тишину.
-Ага, пойдем. Мне тоже пора возвращаться.
Они шли то вверх, то вниз, по неровным улочкам. У нее в душе что-то перевернулось. Теперь, когда она знала, что бродяга не водится в порту не потому что, как он говорил «здесь нечего ловить», а потому что им движет обычный человеческий страх, теперь ей тоже стало не по себе. Но она не должна бояться. Не должна позволить страху руководить собой. Трусливый вор-не вор.
-Как думаешь, то, что мы делаем-правильно?
-Что именно?-глядя себе под ноги пробормотал бродяга.-Воровство?
Он придал этому слову некий пафос и вольяжность, будто это совсем не то, чем они занимались.
-Ну да. Просто иногда мне кажется, что я не там, где должна быть и уж тем более не делаю то, что мне подобает.
Бродяга взглянул на нее и едва заметно улыбнулся.
-В такие моменты,милая, я представляю, что я-Робин Гуд. Забираю блага у богатых и отдаю их бедным.
-Но мы ведь никому ничего не отдаем…
-А мы по-твоему не бедные?
-А они по-твоему богачи?
-Тоже верно.
Вокруг закрывались лавки. Торговцы с рынка тоскали коробки с овощами и фруктами, порт быстро пустел и становился похожим на безлюдный остров. Очутившийся тут ночью, точно бы решил, что его перебросило в другую, страну, в другой город, в чужой, бедный затхлый безжизненный порт, каким становился он ночью. Но днем-это был рай на земле.
Она подумывала о том, что ей нужно чем-то кормить дочку, но из открытых мест остался только злосчастный гастроном. От этой мысли по спине пробежал холодок
- Послушай, красотка,-вырвал ее из раздумий  Бродяга, когда они уже подходили к ее дому,-не знаю, что за мысли лезут в твою светлую головку, что там тебе стало правильно или не правильно. Помни-Даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время .

-Кстати, о часах. Он залез во внутренний кармашек и, достав свою драгоценную находку, кинул ей.-Может тебя это немного взбодрит.
Она ловко словила их и улыбнувшись, проводила его, уходящего, взглядом.
Потом она какое-то время сидела на бордюре маленькой площади и рассматривала подарок.
Интересно ,что часы могут рассказать о своем владельце ?
Металл ремешка был потерт совсем недалеко от циферблата. Хм , неужели у мужчин бывают такие тонкие запястья? Она думала о французе, отдавшем Бродяге часы. Что им двигало? Она представляла его тонкие ухоженные руки. Ведь у богатых не бывает безобразных рук. Как у нее или у Бродяги. Еще ей казалось, что он, наверное очень молод и беззаботен, у него миловидное загорелое лицо и накрахмаленная рубашка. Конечно. Он же француз. Она посмотрела на оборот часов и увидела гравюровку: «С.А.Ришарм».
-Ну что ж господин Ришарм,-тихо пробормотала она себе под нос,-если верить вашей традиции, то мы еще встретимся…

Она завернула за угол и вошла в темную улочку. Спустилась в подвал и открыла ключем два замка и щеколду, защищающее ее «дом» от посторонних.
Внутри ее ждала дочь. Ее маленькая копия. Существо, только что сменившие меланхолию детства на все трудности полувзрослого состояния, хотя ей было только 9.
-Мамочка!-кинулась она ей в объяться.
-Прости, что задержалась. Я встретила друга. Что ты хочешь на ужин?
-Ммм, как насчет персиков? В сиропе? Или чернослива?
-Тебе не надоело есть консервированные фрукты? Свежие гораздо полезнее.
-Неа.
Она села рядом и стала перебирать волосы дочки. Они были такого же пепельного цвета как у нее и так же завивались на концах, но по сравнению с материнскими, они были сильнее и красивее. В них жила неистерзанная юность.
-Ладно, хочешь персики-будут тебе персики. Я тебя закрою, но скоро вернусь, обещаю.
Она взяла авоську и направилась к двери.
-Мам.
Она обернулась на дочь.
-У нас ведь лежит немного денег... Ты можешь купить на них еды.. Нам ведь не обязательно воровать…
Она видела как в глазах дочери отражается боль. Боль, которую они несли вместе. Иногда ей казалось , что она родилась уже взрослой и рассудительной, какой она сама никогда не была.
-Эти деньги для того, чтобы однажды мы смогли бы уехать отсюда. Из порта наверх, в город. Там нам будет хорошо, и никаких сырых подушек,-она попыталась улыбнуться, переведя все в шутку, но у нее не очень получилось. -Не беспокойся. Я обо всем позабочусь.
С этими словами она вышла и закрыла за собой дверь.


Гастроном закрывался в 9. Ее новехонькие часы показывали 8:58. Она сидела в кустах не подалеку и выжидала. Вот задние двери открылись, служащий вышел на улицу и обошел гастроном с другой стороны, чтобы собрать товар. Тогда она тихонько пробралась через дыру в заборе, которую уже хорошо знала, и бесшумно пробралась на склад. Вот, свежие овощи, хлеб..Самый последний, в углу склада-ряд с консервами. Сердце бешено колотилось, хотя раньше она делала все быстро, ловко, без доли сомнения и страха. Но теперь у нее перед глазами были шрамы Бродяги и печальные глаза дочери. Она стала быстро складывать в авоську консервы персиков и тут…чья-то рука схватила ее за запястье.
Она обернулась прямо в черные злобные глаза служащего.
«Они не люди…» звучало у нее в голове.
На автомате она ударила ногой между ног и служащий согнулся пополам, ослабив хватку на ее запястье. Но она была уже далеко. Она неслась сломя голову вниз по улице, домой. Домой. Скорее домой.
За спиной слышались крики:
-Воровка! Держи ее!
-Теперь точно не уйдешь!
-Все никак не угомонитесь, сволочи!
Она только бежала, пытаясь не слушать топот ног. Сколько их? Пять пар? Десять? Наконец, ее поворот! Она забежала в подвал и рывком закрылась на все замки. Дочь смотрела на нее, широко раскрыв глаза, а она тяжело дышала.
Наступила мертвая тишина.
-Мама?
В дверь заторабанили дестяки рук. Тысячи ртов кричали «вор» и требовали расправы. Она прижималась к двери спиной, по щекам ее катились слезы, а из рук выпала авоська с персиками. Она понимала-если они сейчас войдут, пострадает и она и дочь. Поэтому, не смотря на умоляющие взгляды своего отражения, не смотря на панику в ее глазах, она мужественно подошла, сняла с себя часы и одела на руку дочери.
-Вот, возьми, и никогда не снимай их. Это особенные часы, они придадут тебе сил, когда ты вдруг потеряешься в себе. Или в крайнем случае, ты сможешь их продать, они очень дорогие.
-Мама,-плакала девочка,-почему ты говоришь так, будто уходишь?
Она только поцеловала ее в лоб и прошептала
-Так надо. Ничего, ничего. За тобой придут хорошие люди, но даже они тебе не нужны. Ты такая взрослая. Взрослее чем я.
Она обернулась и быстро пошла к выходу, навстречу своей судьбе, от которой она бегала всю жизнь с той поры, когда решила встать на путь воровства. Она ушла туда, где сотни людей жаждали ее и где она, где-то в глубине души жаждала их.

Дочь взглянула на время. Было 21:21. Часы остановились и больше никогда не пошли. Их время вышло. И ее тоже.



Одну вечность спустя….


Она глядела вниз на сверкающий огнями порт. Издалека он  казался райским местом, но она знала, что это не так. Сидя на терассе маленького итальянского ресторанчика, в легком как воздух летнем платье, окутанная одеялом из собственных прекрасных волос, которые развивал сентябрьский ветер, она глядела на место, хронящее в себе ее историю. Конечно, она выбралась в город, стала настоящей леди и никогда никогда не брала и не носила чужого. Кроме часов, оставленных ей матерью. Она часто смотрела на них, вспоминая мамины слова и никак не могла понять, чем они так особенны. Как оказались у нее, и кто этот А.С.Ришарм, неизвестный француз, лишившийся такого прекрасного аксессуара? Часы были мужскими, но сидели на женской руке идеально и ни на секунду не давали ей забыть о прошлом. Она знала, что со временем все тайны раскрываются, значит и разгадка ее часов-не за горами. А значит надо ждать.
Она часто приходила сюда, на безопасную дистанцию между городом и портом, между настоящим и прошлым. Как бы не окунаясь с головой в море воспоминаний, а заходя лишь по щиколотку…

В один из таких вечеров к ней подсел мужчина, на вид гораздо старше ее и завел непринужденный разговор.
Она всегда была настороже с незнакомцами, да что там! Она была всегда на стороже, так научила ее жизнь, но почему то этому мужчине, одетом в белую льняную рубашку, с проседью в волосах и должно быть в душе, почему то именно ему ей поверилось. Почему-то его «Не возражаете, если я присяду», показалось ей таким естественным, что она неожиданно для себя пустила его за столик. Он хорошо говорил по английски, но с сильным акцентом, к тому же не выговаривал «р», но ей это показалось очаровательным.
-Знаете, я путешественник, -сказал он как-то после долгих безуспешных попыток привлечь ее внимание и растопить лед во взгляде,-путешествую всю жизнь. Не смотрите так, я знаю. Это по молодости такого рода фраза звучит захватывающе и романтично, ты весь такой полон жизни и сил отправляешься на поиски себя или смысла жизни, или чего-то там еще…!
-Но знаете,-он вздохнул и посмотрел на нее своими добрыми-предобрыми, повидавшими многое, глазами.  когда тебе пятьдесят, а ты все еще ищешь…и не можешь найти, вот тогда становиться не по себе.
Сначала ей показалось, что в его глазах метнулось отчаяние, но оно сменилось каким то ироничным смешком.
-Любая тайна рано или поздно раскрывается. И ваша тоже скоро раскроется.
-Вы так считаете? А у вас есть тайны ?
Он широко улыбнулся ей, а она засмущалась. Ведь вся была соткана из тайн
-Видите, вот уже пристаю к молодым девушкам в кафе. Вы, кстати, отсюда?
Она вздохнула и перевела взгляд на порт.
-Ох, если б я знала, откуда я.
Он улыбнулся еще шире.
-Кажется, вы уловили мою волну. Послушайте, а почему бы нам не прогуляться? В порту на закате очень красиво.
Одна мысль о том, чтобы спускаться в порт, ступать по мощенным улочкам ее детства выбила ее из колеи, сердце отчаянно забилось и она резко встала из-за столика.
-Простите, я спешу. Рада была познакомиться, но мне пора.
-Это значит нет?-спросил он спокойно, оставаясь сидеть и только с надеждой возвел к ней свои голубые, как два озера глаза.
-Извините, у нас с вами нет ничего общего.
Она хотела уйти, но он схватил ее за левую руку, на которой красовались часы. Их взгляды встретились, а потом он посмотрел на украшение.
-А по-моему есть…
Мужчина медленно прокрутил ее запястье тыльной стороной и осторожно потянулся к часам.
-Вы позволите, я посмотрю?
Как завороженная она кивнула.
Он снял с ее руки часы, развернул и замер.
-Так я и думал…
-Что вы имеете в виду?
Она занервничала. Впервые за долгие годы, кто то снял с руки ее реликвию, и ей было от этого крайне неуютно.
-Артур Сэмюель Ришарм. Прятно понакомиться.
Он протянул ей руку, но его лицо сохранило обезкураженный вид. Как впрочем и ее.
-Если вы решили надо мной подшутить, то это не лучший способ. Отдайте часы, они много для меня значат.
-Для меня тоже. И я вам их не отдам.
Она села обратно и придвинулась к нему, оперевшись ладонями на стол.
-Что вы себе позволяете?!
-Нет, я не издеваюсь над вами. Это правда мои часы. Я так же удивлен как и вы. Как они к вам попали?
Он то говорил спокойно, то возбужденно, не в силах контролировать свои эмоции.
-Я вам не верю.-она снова встала. В это  раз мужчина вскочил за ней.
-Стойте, не уходите. Вы сказали, что рано или поздно все тайны раскрываются. Мы с вами в одном шаге к раскрытию и моей и вашей! Так не мешайте же тайнам становиться явью!
Только сейчас они заметили, что на них обескураженно смотрит весь ресторан, и он сбавил тон.
-Сейчас я покажу вам свой паспорт. Секунду.
Он порылся в кармане и протянул ей маленькую книжечку.
Ее сердце замерло. Паспорт Франции.
А внутри имя. А.С.Ришарм.
Она сидела и не могла поверить в то, что происходит.
-Как у вас оказались часы?
-Мне подарили…Мама…-ее голос дрожал и он мгновенно улучил эту дрожь и начал говорить с меньшим напором.
-Я был здесь около 20 лет назад, я же говорил вам, я путешествую всю жизнь. В последний день на вокзале я встретил странного мужчину. Кажется он пытался украсть что-то у пожилой дамы, но я его остановил. Потом мы разговорились, он назвался как-то необычно. Бродяга, кажется. ну в общем я оставил ему эти часы. Знаете есть такая примета…
-Замолчите.-прервала она его.
Она подняла глаза и  он увидел в них накатившиеся слезы.
-Эй, ну вы что, не стоит быть такой впечатлительной…
-У вас была виза?
-Конечно. Посмотрите, там есть…
Он сел рядом и достал из середины паспорта ветхий туристический билет.
-Эту визу я храню с тех времен. Уж слишком мне запал в сердце ваш город.
Вот, дата отъезда. Девятое сентября. Тогда я подарил ему часы.
Ее руки задрожали и выронили паспорт. Тут она поняла, что зашла далеко не по щиколотку, а окунулась с головой в океан прошлого, связала его с настоящим и прямо перед ней раскрывалась ее тайна, тайна матери, тайна бродяги, тайна господина Ришарма и все это хлынуло из нее горячими слезами.
-Ну почему же вы плачете, я не могу на вас смотреть. Он приобнял ее за плечи и она бессильно свалилась в его объятья.
-Этот день. Девятое сентября. День, когда ко мне попали эти часы. День, кода умерла мама.
И она заплакала пуще прежнего. Будто бы все ее слезы копились 20 лет и теперь наконец вырвались на свободу.
-Пойдемте отсюда. Тут слишком много зевак. Обещаю не вести вас в порт. Кажется, я растревожил многое в вашей душе.
-Нет. Я хочу в порт.-сказала она твердо. Больше бояться ей было нечего.
-Кем была ваша мать?
-Она была…воровкой.
Он немного помолчал.
-Это многое объясняет. Вы ее обвиняете?
-Не знаю. Иногда мне кажется, что я несу эту вину на себе.
-Если вы про часы, то это правда был подарок.
И впервые за долгое время она улыбнулась.

Этот мужчина внес некую ясность в ее мир. Рассеял туман неизвестности и отчаяния. Теперь часы нашли своего хозяина ,и ее переполняло чувство выполненного долга, о котором она раньше и не подозревала.

-Меня все таки не покидает мысль, что это не спроста. Да я просто в шоке! Мы потратили 20 лет жизни на поиски неизвестно чего, тратили себя не на тех людей, не на те города и я знаю, нет, я уверен, что мы ждали друг друга.
Эта встреча, она была разгадкой наших тайн. Теперь я понял, что я искал. Зачем столько путешествовал. Я искал свои часы! Ну то есть я искал вас. Мои любимые Ролексы устроили мне квест ! И моя награда-вы!
Он остановился посреди набережной и расхохотался. Он смеялся от души, как ребенок. Он и правда на секунду стал им. Она подарила ему такое же освобождение как и он ей. Только она выплакивала свои потерянные 20 лет, а он смеялся и крепко прижимал к себе незнакомую женщину, пол жизни носившую на себе его часы.


-Знаете, Артур,-сказала она, когда они смотрели вслед уходящему закату,-меня всю жизнь не покидает ощущение, что я не там, где должна быть и делаю не то, что должна.
-Не думайте об этом. Даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время.
-Кстати о часах…
Она сняла с себя часы и отдала Артуру.
Он протянул руку но в последний момент одернул ее.
-Давайте так…пусть они остаются у вас. Пусть у нас будет еще одна своя маленькая тайна…К тому же у меня есть новые, тоже очень даже ничего.
Он одел часы обратно на ее запястье и они сверили время.
Было 21:21 и она не заметила, как циферблат снова тихонько затикал…