Любовь к животным

Иван Сущенко-Званный
Я далек от гринписовцев и их идеологии. Не близок с членами общества собаководов и других любителей братьев наших меньших.Понимаю тех богатых,что держат больших собак во дворах и в апартаментах - им есть кого бояться. С неодобрением, но могу понять тех среднестатистических граждан, что держат зверюшек в собственной квартире и выгуливают их вокруг домов без намордников и ошейников. Большинство из них не обращают внимания на испуг детей, женщин и стариков, когда игривые питомцы, часто с теленка величиной, начинают обнюхивать или облаивать этих проходящих мимо людей. "Она же не кусается," - с упреком реагируют владельцы волкодавов на нервные замечания своих соседей. Любят они животных, любят. Это благодаря им растут ряды бродячих псов и кошек.
Но речь не о них. Хотелось бы рассказать пару сюжетов о людях, которые держат собак и кошек по необходимости, как это повелось с древнейших лет.
 Собака, говорят историки, была первым прирученным животным. Она была и сторожем, и жилище стерегла, и часто ее употребляли в пищу, когда нужда заставляла.
На селе собака в основном в наше время дом сторожит. Иные хозяева держат ну совсем уже маленькую собачонку, но с громким лаем - роль звонка выполняет.У моего родственника был черный кобель немалого роста. Будка его находилась у ворот. Лаял он неистово даже после того, как хозяин прикрикивал  - дурковат был псина. Долго его терпели, но тут заметили, что кур этот "чернуха" стал давить.Если близко подходила несушка, собака накрывала ее лапой и душила. Один, два, три более раза этот придурошный псина лишал своих соседок жизни, а хозяев борща с мясом. И наконец-то мой родственник не выдержал. В очередной раз, когда в его хозяйстве произошел горестный убыток, он отвязал псину с цепи, взял его за ошейник и подвел к багажнику своего жигуленка и отвез в этом багажнике через речку километров за 20 в соседний район, бросил в поле. Так собака и не вернулась в свой родной двор. Где-то на свободных харчах
гуляет.
Есть у меня подобное воспоминание и о кошке. Без нее в сельском доме мыши жить не дают. Летом мурка, как правило, бегает во дворе, и только поесть заскакивает в дом, а зимой вместе с детьми греется на печке.Хозяева строго следят, чтобы кошка не шкодила: не воровала еду со стола, молоко и сметану из крынок и банок, не ловила цыплят. Расправа за такие проказы бывает суровой.
Как-то в нашем доме бабушка и мама стали замечать, что вершок топленого молока, настаиваемого в кувшине для сливок, стал исчезать. И нас, детей, спрашивали, и на кошку думали, но достоверно выявить воришку не могли. Но однажды дед Игнат заметил, как кошка метнулась от стоявшего в сенцах кувшина, и тут все стало ясно. Поймать кошку не сложно. Привязал ей дед к хвосту несколько пустых консервных банок,вынес на улицу и стегнул проказницу лозиной. Бежала животина, как угорелая, бренча банками, убежала так далеко, что больше не возвратилась.
Не скажу, что у жителей села и частного сектора городов не бывает сентиментальной привязанности к домашним животным. Бывает да еще как, особенно у детей и женщин, но все же отношение с братьями нашими меньшими там строятся на принципе целесообразности. Уровень жизни пока не позволяет им вылизывать разные места своим любимцам - и некогда, и не для того животное заводится в хозяйстве.Может когда-нибудь эта система отношений станет другой, когда все заживут, как на Рулевке или, как в Америке...
Моя жена все это прочитала по моей просьбе и сказала: "Собачку, что твой родственник увез - жалко". Я не стал философствовать, и просто спросил у нее: "А курочек не жалко?". Обычная жизнь далека от сентиментов - иногда.