Перлы Болеслава Пруса

Боцим Бюголев
Благодаря медиуму, нам удалось поговорить с духом высоко почитаемого нами Болеслава Пруса о великом человеческом чувстве — любви, а именно, о любви мужчины к женщине:

Уважаемый Болеслав, не могли бы вы прояснить кое-что о любви. Можно ли достичь непреходящей любви, чтобы она радовала человека каждую минуту жизни?
— Любовь как мед: ее можно отведать, но невозможно в ней купаться.

Часто для молодого человека столкновение с женской неверностью является грандиозным шоком. Чем является любимая женщина для типичного мужчины? Переживали ли неверность и как это сказалось на вас?
— Для мужчины любимая женщина — святыня, алтарь… И вот, когда первый встречный авантюрист приближается к этой святыне, как к стулу, и обращается с нею, как со стулом, а святыня чуть ли не в восторге от подобного обращения, тогда… начинаешь подозревать, что алтарь то и на самом деле — всего только стул.

Жертвенность — хорошее мужское качество для завоевания женщины?
— Женщин завоевывают не жертвами, а силой.

То есть, скромность не является полезным качеством в деле покорения женщины, а, напротив, не помешает небольшая доля нахальства?
— Чтобы покорять женщин, нужно обладать изрядной долей наглости и бесстыдства.

Как любовь соотносится с разумностью? Как складывались ваши отношения с женщинами на протяжении жизни? 
— Глупая это вещь — любовь. Знакомишься, влюбляешься, страдаешь… потом тебе надоедает или тебя бросают… да, два раза мне надоело, пять раз меня бросили. Потом встречаешь другую женщину, более совершенную — и она делает то же самое, что и менее совершенные… Между тем если человеком завладеет идея, она никогда уж не покинет его и никогда не изменит…

Женщины вряд ли подвластны тому, чтобы их могла объять мужская логика, их сложно постичь, словно существ с другой планеты. Возможно,  вместо лишнего усложнения, мужчине нужно всего лишь учитывать некие примитивные истины, инстинкты в отношении женщины? Может быть, ларчик открывается просто?
— Женщины — неземные создания, и мы с ними так и обращаемся. Однако если они прежде всего самки, то мы в их глазах глупцы и простаки. Касса достается тому, кто владеет подходящим ключом.

О чем же следует помнить молодому человеку, мечтающему завоевать женское сердце?
— Помните же, что женщины подчиняются только тем, кто их крепко держит в руках, в  то же время потакая их капризам.


Уважаемый Болеслав, еще несколько весьма волнующих нас вопросов о человеке, его качествах, обществе, государствах, и том, все чаще мелькающим в разговорах ненавистном слове, которое противоположно теплому и доброму слову "мир":

Что в нашем мире, полном несправедливостей, уверенное в своей правоте меньшинство может противопоставить превосходящей силе ворога?
— Бесстрашный ум ценнее силы. Слон в пятьдесят раз сильнее человека, однако покоряется ему.

Важно ли человеку обладать смелостью? Правда ли, что смелость, как качество характера, часто бывает тем ангелом, который хранит человека от гибели, например, на поле брани?
— Смерть не бросается на смелых, а только останавливается против них, как злая собака, и смотрит зелёными глазами: не зажмурится ли человек.

Как на взаимоотношения людей влияют военные условия?
— Самые прочные отношения завязываются на поле боя.

Может ли человек гневливый в то же время быть справделивым?
— Гнев не уживается со справедливостью, как ястреб с голубем.

Могут ли возникнуть условия, когда человек, обладающий постоянством взглядов, имеет моральное право пересмотреть их, как бы предан он им ни был? Извинителен ли отказ от прежних взглядов?
— Человек — не устрица, которая так прирастает к своей раковине, что ее только ножом отдерешь. Человек видит все, что происходит вокруг, мыслит, взвешивает и в результате отбрасывает прежние, ложные представления, убедившись, что они ложны.

Чему уподобить нестабильное общество, то и дело ввергающее себя  в пучины политических потрясений, радикальных пересмотров социальных отношений?
— Общество — как кипящая вода; то, что вчера было снизу, сегодня взлетает вверх...

Чем являются деньги в современном мире? Не чем иным, как, образно выражаясь,  презренным металлом?
— Все мы лицемерно презираем деньги, однако каждый из нас понимает, что это навоз, на котором вырастает личная свобода, наука, искусство и даже идеальная любовь.

Интересно, почему человек не склонен заниматься самоедством, а часто выплескивает недовольство на ближнего, назначает виноватым в своих бедах других, но не себя?
— Возмущение человека никогда не обращается против него самого, подобно тому как голодная пантера не ест самое себя, а, виляя хвостом и прижимая к голове уши, высматривает вокруг себя жертву.

Насколько свойственно человеку печалиться? Печаль —  неотъемлемая часть душевного мира?
— Всегда и повсюду исполнено печали сердце человека. В пустыне угрожают ему лев и скорпион, в пещерах — дракон, между цветами — ядовитая змея. При свете солнца жадный сосед замышляет, как бы отнять у него землю, ночью коварный вор нащупывает дверь в его кладовую. В детстве он беспомощен, в старости бессилен, в цвете лет окружен опасностями, как кит водною бездной.

В государствах правители непрерывно сменяют друг друга. Можно ли считать, что государство, это самовозводящийся дом или же беспрерывно прогрессирующий организм, который выбирает себе правителей под стать? Или скорее правитель является той силой, которая формирует государство?
— Государство — не вечное несокрушимое здание, к которому фараоны должны камень за камнем прибавлять свои великие дела, а скорее куча песку, которую каждый повелитель пересыпает, как ему заблагорассудится.

В государстве, каким мы его можем видеть, очевидно, что не достает равенства. Являются ли государственные законы, если они хорошие, тем регулятором, который выравнивает общество?
— В государстве нет тех узких дверей, именуемых законами, проходя через которые каждый, кто бы он ни был — крестьянин или наследник престола, — должен наклонять голову. В этом здании есть разные ходы и выходы: узкие — для малых и слабых, весьма широкие и удобные — для сильных.

Где, в каких сферах человеку лучше искать счастья?
— Счастье каждый носит в самом себе.
 


На фото: бронзовый памятник славянскому титану мысли Болеславу Прусу (на гранитном постаменте, в два раза выше человеческого роста - 3,6 м) воздвигнут в 1977 г. в центре Варшавы.
Использованы цитаты из разных произведений.