Француз

Душа Шахини 1
Париж

Фото из интернета

Роберт родился в Париже, в семье дипломата. Окончил Академию художеств, женился и у него родился сын. Отец был с дипломатической миссией в Лондоне когда в Париж вошли немцы.Страх за Роберта заставлял отца просить сына приехать к нему с семьёй на остров, но Роберт решил иначе. Он ушёл в маки.

В одной из операций его ранили и немцы, захватившие его в плен, отправили Роберта в Польшу, в концлагерь. Но ему повезло. Поляки помогли бежать. Роберт стал воевать в партизанском отряде. Этот отряд подчинялся руководству из Лондона.К тому времени он знал не только французский, английский, немецкий, но теперь говорил и по-польски. Воевал в этом отряде до освобождения Польши советскими войсками. Закончил войну вместе с ними в Германии.

В первые же дни мира его арестовали и отправили в ГУЛАГ.Роберт ничего не знал о своей семье. Это его тревожило. Связаться было не с кем, никто и ничем ему не мог помочь.В лагере он голодал. Силы покидали его. Солагерники решили ему помочь и пошли договариваться о Роберте в барак где жили более привилегированные заключённые. Там содержались художники, скульпторы, учёные, писатели и другие. Художники и скульпторы работали на лагерное начальство и их кормили лучше других. В этом бараке были более щадящие условия жизни. Именно там ему сказали о том, что его жена вышла замуж за его друга и покинула пределы Франции. Где она живёт никто не знал.

Пробыл в лагере Роберт от звонка до звонка. Его отправили на поселение. На поселении он познакомился с литовкой. У неё было два сына. Через какое-то время они стали жить вместе. Чтобы дети не забывали родного языка он выучил литовский. Но желание вернуться во Францию не покидало его.

Через год или два он сбежал в Москву. В ближайшем киоске купил газету "Юманите" на французском языке и надвинув на глаза свой берет отправился к воротам посольства.Милиционер попытался преградить ему дорогу, но Роберт по-французски стал ему объяснять причину своего визита. Тот ничего не понял, но услышав французскую речь, пропустил. Посол принял Роберта и выслушав его историю развёл руками, сказав о том, что отношения СССР и Франции переживают не лучшие времена и пока этот вопрос не может быть рассмотрен. С горечью Роберт покидал посольство.

Когда закончился срок его поселения он с женой уехал во Псков. Там он проработал до пенсии и снова уехал. На этот раз в Эстонию. СССР разваливался, гражданство ему не давали в связи с незнанием языка. Но Роберту уже трудно было учить язык. Беда не приходит одна и он стал слепнуть. Это было особенно тяжело. Он не мог жить без книг, без своих любимых занятий которые требовали хорошего зрения. Вынужден был обратиться за помощью к людям ставшими ему друзьями ещё в лагере. И он просил помощи у друга академика. Тот предложил Роберту приехать в Москву и показаться офтальмологу Фёдорову. В клинике ему сказали о том, что операция будет стоить две тысячи долларов, но и она не гарантирует успеха. Но где же было взять пенсионеру такую сумму? Он готов был бы рискнуть, но...

Благодаря друзьям о судьбе Роберта узнали на российском телевидении.О нём сняли передачу, эстонское телевидение сделало свою. Но что Роберту эти передачи? На его судьбе это никак не отразилось. Денег у него не прибавилось. Приехали и из Франции телевизионщики и сделали свою передачу. Позже пригласили его с визитом в Париж. Роберт гулял по знакомым улицам. Было ощущение, что он мог гулять по ним с завязанными глазами - так хорошо он всё помнил. Ему сказали о том, что в одном из госпиталей умирает от рака его последний друг. Он был самым младшим из друзей его молодости. Когда Роберт пришёл к другу тот сразу его узнал. "Роберт!" - сказал он. Уезжал Роберт из Франции без сожаления. Его там никто не знал и не помнил. Пытался узнать о сыне и его судьбе, но никто не дал ему ответа.


В Литву приезжал Папа римский и Роберт, как истый католик, поехал на встречу с ним. Он ехал не столько к Папе римскому - сколько к старому другу с которым он был знаком во время войны. Роберт был принят Папой. Они долго говорили. Я не спрашивала о чём. Это было делом двоих.

У меня всё время было чувство вины перед ним. И хотя я родилась после войны и никакого отношения к той беде не имею - ощущение, что я несу ответственность предков на себе. Не только предков, но и людей своего племени. Иногда я спрашиваю себя, может быть Фемиде стоит иногда открывать глаза прежде чем судить кого-то. Не всегда отсутствие зрения обостряет слух.

Роберта уже давно нет, но я всегда помню этого человека.


Мне очень хотелось показать как судьба вносит свои коррективы в жизнь того или иного человека. Мы выбираем свои дороги и за всё платим. Роберту жизнь улыбалась и обещала... Война была лакмусовой бумагой проявившей настоящего человека. Роберта.


Послушайте Ив Монтана

"Под небом Парижа"

http://www.youtube.com/watch?v=wsgL8FmpOh8