Прощание с Китоем. Душа реки

Алексей Бештау
Китой…Река  берущая  начало  в  Восточных  Саянах, где “ белые, снежные  клыки  “  смыкаются  с  синим  небом , бескрайностью  существования   и  всепоглощающей  радостью  бытия… Река  берет  начало  на  возвышенности  Нуху – Дабан, вблизи  истоков   Иркута. Название  реки  связано  с  древним  племенем  хеттов  и  по  местной  легенде  звучит, как  “ волчья  пасть”. Действительно, в  верховьях, река  имеет  яростный  норов. Она    стрелой  несется  в  теснине    узких, скалистых  “ щек”, рыча  прорываясь  через  многочисленные  пороги, закручивая  бешеные  водовороты. Однако  выйдя  на  равнину, примерно  20  километров  ниже  поселка  Раздолье, река   успокаивается, неторопливо  крутя  повороты  влево  и  вправо, расходясь  в  многочисленные  старые  русла  и  огибая  песчаные,  заросшие  соснами  островки. Как  прекрасны  эти  старые  русла, где  летом  стоит  головокружительный  медовый  запах  трав  и  все  напоминает  о  рае, который  существовал  в  природе  до  прихода  человека…
В  детстве  и  юности  я  любил  ходить  на  Китой. Заберешься, бывало  до  Одинска – и  вниз, по  реке. Впереди  откроется  то  величественный  косогор, то  одинокий  , заросший  соснами  и  березами  островок, за  которым  открывается  вход  в  старое  русло.  Позади , сменяя  друг  друга, убегают  синие  предгорья, а  внизу  радугой   блестит  вода – чистая, светлая, холодная, завораживающая…
Расскажу, как  мне, однажды, открылась  душа  реки, но  понял  это  я  гораздо  позже… Перед  выпускными  экзаменами  по    физике  в  10 –м  классе  я  решил  не  зубрить  учебник  дома, а  отправился  на  четыре  дня  на  речку, взяв  с  собой  немного  продовольствия, плащ – палатку,  да  одеяло.   Переплыв   Китой  в  районе  поселка  Одинск  на  плоту, я  причалил  к  небольшому  сосновому  островку  и  здесь  решил  разбить  “ бивак”. Конечно, ни  о  какой  подготовке  к  экзамену  по  физике  речи  не  было. Целый  день, как   Робинзон  Крузо,  я  обустраивал  лагерь:  устанавливал  палатку,  таскал  дрова  и  ловил  пескарей  в  прозрачной  прибрежной  воде. А  потом  бродил  до  вечера  по  многочисленным  протокам, полностью  погрузившись  в  беззаботную  нирвану. С  приходом  ночи  пек  картошку  на  костре  и,  глядя  на  сверкающий  купол  неба, слушал  тихий  плеск  воды. В  общем,  мое  существование  мало  чем  отличалось  от  от  жизни  дикаря… Продукты , вскоре, стали  заканчиваться , пришлось  перейти  на  полуголодное  существование, ограничив  рацион. Однако  домой  решил  не  возвращаться, отбыть  положенный  срок. Так  я  прожил  на  острове  три  дня, выучив  за  это  время  всего  семь  экзаменационных  билета,  что  было  неосмотрительно, с  моей  стороны, однако  созерцание  бегущей  воды  и  бескрайнего  неба, а  также  вылазки  в  лес – совершенно  забирали  все  время.  Наконец,  наступило  утро, когда  я, счастливый  и  голодный, решил  возвращаться  домой.  Прежний  мой  плот  унесло  течением, поэтому, поймав  два  плывущих  мимо  бревна, сцепил  их  голыми  ногами  и  стал  переправляться  на  противоположный  берег. Помнится,  было  солнечное  утро, бескрайнее  синее  небо  и  чувство  легкости  во  всем  теле. Доплыв  до  середины  реки, я  почувствовал  теплоту  в  районе, чуть  выше  солнечного  сплетения  и  внутри  этого  места  стал  вращаться  круг  энергии. Я,  поначалу, испугался, но  все  - таки  продолжил  переправу. Выйдя  на  берег,  был  очень  удивлен  переменам, случившимся  вокруг:  пришла  внезапная  радость, она  текла  с  безбрежного  неба, сверкающей  реки  и  соснового  леса  вокруг. В  этот  момент  я  почувствовал  необыкновенный  прилив  сил.  Домой  возвращался, буквально, на  крыльях. Появилась   уверенность, что  я  хорошо  сдам  экзамены – так  оно  и  случилось. Еще  месяц  меня  не  покидало  ощущение  внутреннего  полета. А  потом  прошло…
Теперь, по  происшествию  многих  лет, я  догадался,  что  это  душа  реки,  предчувствуя  скорую  разлуку  со  мной  после  окончания  школы, решила  обнять  меня  своим  духовным  парусом   и, таким  образом,  дать  толчок  во  взрослую  жизнь… После  сдачи  экзаменов, я  расстался  с  моим  благословенным  Китоем  и  городом  Ангарском