Тайное имя Бога или куда вознесся Христос?

Алексей Иваненко
В эпоху новоевропейского номинализма имя это пустой звук. Случайная метка. Знак, как писал Фердинанд де Соссюр, немотивирован. Однако при обращении с религиозными текстами все по-другому. Крестят "во имя..." в молитве Отче наш произносится "да святится имя..." Имя Бога не может быть случайным. В противном случае, почему бы эллинам не чтить его под именем Зевса, а иудеям - под именем Баала? Все авраамические религии настаивают на сакральности имени Бога. В исламе принято учение о 99 именах Аллаха, в хасидизме существует традиция поисков тайного имени ("Шем") Бога.

Однажды меня попросили проповедовать в мессианской лютеранской общине на тему Нового Года. По церковному лютеранскому календарю 1 января - это день имянаречения Иисуса Христа. Поскольку мессианские лютеране - это лютеране-евреи (не путать с иудеохристианами), то для того чтобы быть им понятным мне пришлось ознакомиться с литургическим ивритом. Скажем, заглавная литургическая фраза "Во имя Отца, Сына и Святого Духа" звучит на иврите как "Б-Шем ха-Ав, ва хаб-Бен, ва-Руах ха-Кодеш".

В еврейской хасидской традиции имена не случайны, поэтому я задумался: почему христиане крестят не во имя Иешуа (Иисуса), а во имя Троицы? В хасидской каббалистической традиции приняты акронимы. Отец Сын и святой Дух - это не просто Троица, это акроним "АБРК" - аббревиатура из заглавных букв Ав, Бен, Руах Кодеш. Первое впечатление, что это абракадабра. Однако мы живем в эпоху Интернета и я ввел этот акроним на иврите в поисковик. Каково же было мое удивление, что Гугл выдал мне вполне осмысленное слово - это Сириус. Любопытно, что это имя Христос дал апостолам после своего воскрешения (Мф. 28:19). Значит вот куда вознесся Христос! Вот где он телесно пребывает "одесную Бога"!

Сириус не случайное имя. Эта звезда занимала особое место в мифологии древних египтян, да и в арабском Коране Аллах не зря назван Господом Сириуса (53:49).