( Опубликовано в журнале-газете "Публика" № 15 за 14-20 апреля 2015 г. Мариуполь).
Канун 38-й годовщины Великого Октября. В маленьком украинском городке Нежине (известном на весь мир своими огурчиками), столпотворение и ажиотаж: по случаю предстоящего праздника завезли и продают пшеничную муку.
Чтобы не портить праздничный декор и убранство улиц, а также не опозориться перед областным начальством, местные руководители приняли решение продавать муку не в самом магазине, что на центральной Гоголевской улице, а со стороны хозяйственного двора.
А так, как муку продавали строго по одному килограмму в руки, в очередь были поставлены дети всех возрастов, начиная с грудничков и заканчивая великовозрастными школьниками, бабушки, дедушки, инвалиды войны и детства... Очередь, похожая на гигантскую змею, опоясывает несколько улиц и чем ближе к вожделенным задворкам магазина, тем она становится все объемнее и агрессивнее.
Двое крупных, кряжистых милиционеров вместе с заведующей, дворником и сторожем пытаются навести хоть какой нибудь порядок уже у самого стола, где громоздятся весы и ведет "неравный бой"с остервенелой толпой известная на весь город продавщица Оксана Петровна.
Бойкая продавщица одной рукой защищается от наседающей на нее толпы, другой совком набирает и взвешивает муку. Мы тоже стоим в многочасовой очереди. Мы - это я, мой младший брат Саша, мама и бабушка. Мама заранее приготовила и держит в руках торбочку, на положенные нам четыре килограмма муки. Проходит час, другой, кажется, мы застыли на одном месте.
Через пять долгих часов мы все таки вплотную приблизились к магазинным воротам. На самом хозяйственном дворе - "Куликовская битва": страшная давка, надрывные крики, ругань... Вот падает фронтовик - инвалид. Слышится треск сломанного костыля, звон боевых медалей и, горький, полный отчаяния возглас "поверженного" героя войны: "Братцы! Как же так?" Но на него никто не обращает внимания. Через некоторое время спотыкается и падает на землю еще один инвалид- фронтовик... Дружно заплакали грудные дети, запричитали женщины...
Неожиданно просачивается информация - запасы муки заканчиваются, а значит многие останутся ни с чем. Все как будто по команде, одновременно, заволновались, загалдели... И только искренние заверения заведующей магазином о том, что муки вдоволь и продаваться она будет еще несколько дней перед праздником, успокаивают народ. К вечеру отоваренные и самые счастливые в мире, мы возвращаемся домой...
Рано утром мама замешивает тесто. Через несколько часов мама и бабушка лепят из него пирожки с разнообразной начинкой, булочки, рогалики, кренделя... Я, как старший из детей, (мне семь лет) тоже принимаю в этом процессе самое активное участие - смазываю будущую выпечку гусиным пером, предварительно обмакивая его в сбитые яичные белки с сахаром. После чего противни ставят в русскую печь.
Русская печь постоянный "фигурант" сказок и мифов. На ней лежит богатырь Илья Муромец, на ней ездит Емеля, печь сама печет пирожки, она разговаривает с героями сказок, одним словом, русская печь предмет одушевленный. А в доме она действительно занимала сакральное место. Как сказали бы сейчас, это часть генетического кода нации. "Ладонью предков" или даже " Ладонью Бога" - наши предки называли печь.
Ещё зреют в печи причудливые творения женских рук, а бабушка уже вынимает из скрыни (сундука) вышитые рушники (полотенца) и расстилает их на свободных площадях.
Я и брат путаемся под ногами взрослых и мешаем им раскладывать выпечку. Она уже "созрела"и сама просится в рот! От ароматного запаха кружится голова! Нет терпения больше ждать! Наши руки непроизвольно тянутся к ней!
Но пока старшие все не разложат на рушники, мы не имеем права лакомиться сдобой. Проходит короткое время и мы с братом первыми снимаем пробу. Вкуснотища! Прошли годы. Но я до сих пор помню неповторимый запах и вкус маминой и бабушкиной выпечки- запах и вкус детства!
Фото: г. Нежин. Я с братом Сашей и мамой. 1956 г. Я - слева. Саши уже давно нет. Он был самым способным из всех троих сыновей. Военный врач. Прекрасно играл на трубе и саксофоне.