Обочина. Глава 5. 10 января

Во Глуши Живущий
10 января
В доме было темно и тихо… Я решил, что встану тогда, когда услышу, что проснулся дед. По моему мнению, он должен был уже скоро встать, потому, что старые люди мало спят и просыпаются рано. Начинались предрассветные сумерки. Я лежал в теплой кровати и размышлял о том, чем же так провинился, и почему все эти события происходят именно со мной.

Я не считал себя никогда ни хорошим, ни плохим… Я знал, что совершил много в жизни вещей, за которые меня мучила совесть, и я знал, что сделал также и немало хорошего, и был горд собой от того, что я всё-таки не эгоист и могу думать о других. Вот почему те люди, которые всю жизнь делают только одно зло, живут долго и более или менее спокойно? Почему молодые и добрые люди уходят рано? Почему не доживают порой и до тридцати? А те, которых проклинают, разменивают восьмой-девятый десятки и продолжают своей гнилью отравлять всех, кто с ними соприкасается?

Я глянул в окно, тьма еще не собиралась сдавать свои позиции, но снег уже неотвратимо менял свой цвет с темного на серый, и было понятно, что рассвет, не заставит себя долго ждать, и скоро осыплет деревья рубинами. Мне всегда нравился этот переход: еще не свет, но уже и не тьма. Почему-то именно с этим временем я олицетворял себя. Помню, однажды на работе нам дали какие-то тесты и там был вопрос: «с каким временем суток вы себя ассоциируете»?  Слово-то какое! Ну, я так и написал: «Переход из ночи в утро». Подходит, значит, ко мне потом наша директриса и заявляет: «Ты чего не знаешь, как это время суток называется»? «Это, - говорит она, - рассвет». Ну, рассвет, так рассвет. Мне на самом деле непринципиально было спорить, но я знал, что то, с чем я себя олицетворял, рассветом не было.

В доме становилось холодно. Пуховое одеяло уже не согревало, и я подумал: «Чего это дед все еще спит? Так и замерзнуть недолго». Надо было вставать. В темноте я оделся и двинулся на кухню, и пока собирал все углы и пороги, в голову пришла следующая мысль: «А где тут свет»? Логично рассудив, потирая снова ушибленное об угол плечо, я пришел к выводу, что электричества тут нет и в помине. Значит, должна быть свеча. Ага, помню! Когда я вчера был на кухне, она стояла на столе. Шарю рукой по поверхности дубового стола: «Добротный стол». Ага, вот она. А спички?

Снова логично рассудив, что спички должны лежать рядом со свечой, я принялся водить рукой по столу. Посшибав все, что можно было сшибить и уронить, я понял, что спичек тут нет. Где они еще могут быть? Ага, на печке! – Ведь дед печку чем-то растапливает?! Я двинулся к этой огромной и мрачной громадине, снова попутно сшибая все, что попадалось на пути. Наконец, наткнувшись на холодный камень и проведя рукой по побелке, моя рука стала искать выступы, которые могли быть пристанищем этого несчастного коробка.

Я обшаривал все уголки этой необхватной печи и, изрядно матерясь про себя, питал надежду, что вот сейчас нащупаю этот коробок, как вдруг наткнулся на что-то теплое, шерстяное и мягкое. Не успев сообразить, что схватила моя рука, я увидел, как из-под локтя на меня сверкнули два ярких глаза: один зеленый, другой голубой…
- Боже мой! – крикнул я с ужасом, одергивая руку. Таких страшных глаз видеть мне еще не доводилось.
-Это не Боже, это кот. Если тебе нужен Бог, то Красный угол напротив печки, - ответил спокойный голос позади меня.
Я снова вскрикнул теперь уже от неожиданности и повернулся. Чиркнула спичка, вспыхнул фитилек свечи и очертания стали яснее. Около стола стоял дед с корзиной дров за спиной.
-Шуганный ты какой, - ставя корзину, продолжил дед. – Всегда таким был али модно сейчас?
-Ваш кот меня напугал. Как вы так бесшумно вошли? - страшные глаза кота до сих пор продолжали смотреть на меня, я аж затылком это чувствовал.
-Этот кот давно никого не пугает, даже мышей, слишком старый, - дед залез в карман, достал оттуда коробок спичек и зажег вторую свечу. – Первый жизненный урок: всегда и везде носи с собой спички.
-Я же не курю, - не понимая необходимость данного правила, ответил я.
-Я тоже.



Спустя полчаса, когда затрещал печной огонь, дед веником сгреб щепки и мусор, поставил на печь огромный чайник («Зачем ему так много чая?») и сел на стул, который по размерам превышал его самого. Я снова начал восстанавливать все события, произошедшие со мной за последние несколько дней.

Дед пристально глядел на меня, а я стоял у печи, приложив к ней руки и ожидая, пока кирпич начнет греться. Было много вопросов, но я не знал, с чего начать. Первый заговорил дед:
-Вижу, спросить что-то хочешь. Отвечу тебе.
-Как мне к вам обращаться? – решил начать с самого простого.
-Чаще всего зовут Дед Матвей.
-Где мы? – я решил выяснять все по порядку и маленькими частями.
-Глаза твои лес вокруг видят, не так ли? – дед отвечал спокойным и уверенным тоном.
-Как в лесу может быть такой добротный дом? Вы тут один? А где другой народ? Как далеко мы от города или ближайшего района? Почему вы привели меня сюда? – вопросы вдруг хлынули сокрушительным потоком и мои эмоции взяли верх. Дед оставался все так же спокоен.
-Я же говорю, нервный в этот раз попался, - дед адресовал реплику, сидящему рядом со мной на печи коту, и тот (я что, спятил?) кивнул!!! в ответ (нет, однозначно, у меня поехала крыша).

-Да, мой, как ты выразился, добротный дом находится в лесу, и я тут один. На много-много километров один. Деревня тут раньше была, но разъехались все в города да померли, а я люблю уж больно природу, посему и остался, да еще к тому же и долгожителем оказался. Вот и коротаю свой век здесь уже много-много лет.
-А я как тут оказался?
-Сам пришел, али запамятовал уж? – дед впервые усмехнулся.
-Нет, это я помню, - на самом деле, я не совсем помнил, как я сюда пришел, но это решил опустить, - почему вы привели меня сюда и как мне теперь назад попасть?
-Ты был один, не из наших краев и к тому же замерзал.
-Откуда вы знали, что я "чужой" в этих местах, может, я  «свой»? – решил немного поднять свой статус я.
-«Свои» на деревенских остановках по ночам не мерзнут, - дед был непрошибаем.
-А может быть, я ждал автобус?
-Ночью в сочельник? – мне ответить на это было нечего. Дед умудренно покачал головой и сказал, -чай, поди уж, согрелся.



Чай пили молча, видимо, Матвей не любил разговоров за едой. Я сидел и обдумывал свои дальнейшие действия и вопросы к нему. Дед прервал мои размышления (ага, значит, за едой он все-таки разговаривает, или это касается только чая?):
-Крещенские морозы близко, я в это время в район не собираюсь. Один ты дорогу не найдешь и заплутаешь, а мне уж больно помощник по хозяйству нужен, стар я стал. Мы, значит, вот как сделаем: до крещения ты поживешь у меня, а как только потеплеет, я тебя назад отведу.

Я размышлял над его предложением. Торопиться мне было, конечно, некуда, меня никто и нигде не ждал, но с другой стороны, жить в доме незнакомого человека? Ситуация казалась, мягко говоря, необычной. Дед снова прервал мои раздумья:
-Я так понимаю, ты свои вещи потерял? И, видимо, переезд вершить надумал куда-то? За работу и помощь мне по хозяйству в эти дни я заплачу тебе, в дорогу дам еды, теплую одежду и все, что требуется. Тем более ты сейчас слаб, какая тебе дорога?

Признаюсь, Матвей умел убеждать. Но где-то внутри червь сомнения все-таки делал свое дело… Что-то было не так… Я не могу сказать, что меня настораживало: дед или обстановка, нет, дело было в другом. Я привык по жизни везде и всюду полагаться на здравый смысл и логику, а вещи, которые происходили со мной за последнее время, логике не поддавались.  Почему дед так добр и щедр ко мне, незнакомцу с улицы, как он может здесь все это время жить один без удобств и благ цивилизации, что за сны (или не сны) вижу я по ночам? Вопросов было множество и один страннее другого. Последняя фраза Матвея поставила точку во всех моих размышлениях над выбором дальнейших действий (он что, мысли что-ли мои читает?):
-Если хочешь во всем разобраться, то оставаться тебе следоват.

Решение было принято. Дед одобрительно кивнул. Я стал размышлять о том, какой же работой мне придется здесь заниматься всю эту неделю. Дед убирал посуду со стола, кот (ну, и огромных размеров же он был! Таких больших котов я никогда не видел в своей жизни) мирно спал на печке, за окном было тихо и явно морозило. Матфей очертил мне круг моих обязанностей быстро и четко:
-Весь дом в полном твоем распоряжении, кроме тех комнат, которые заперты, их не так много. С тебя буду требовать уборку, стряпню, да топку печи. Иногда кормить кота надо, но чаще он сам ест, другие животные у меня тоже имеются. Этого с тебя будет достаточно.

Все оказалось проще, чем я думал… Ну, кота покормить, посуду помыть, может, у деда там еще какая собака или коза есть, - тоже не сложно. Подмести пол, растопить печь и приготовить что-нибудь – для меня вряд ли составило бы большие проблемы.
-С завтрего дня и начнем, а сейчас делай, что считаешь нужным.