Когда я был моложе...

Анатолий Шуклецов
Были дали голубы, было вымысла в избытке, и из собственной судьбы я выдёргивал по нитке. Булат Окуджава. // Я не тот автор, у которого все факты соответствуют действительности. Разумеется, исключая работы научные и публицистические. Однако полагаю, что ответственный создатель художественных текстов должен прежде всего тщательно изучить реалии, а уж потом предаваться вымыслу, забыв о них. Даниэль Кельманн. // Истинное воображение требует гениального знания. Александр Пушкин. // В начале своей литературной деятельности я предпочитал вымысел. Позже я стал рьяным поклонником чистой реальности, письма с натуры. Теперь, оставаясь верным реальности, я показываю её порой под определённым углом зрения, который видоизменяет её, делает более поэтичной и придаёт ей фантастическую окраску. Эдмон Гонкур. // Впечатления надо переплавлять и создавать людей заново. Никогда я не видел, как индианка рожает. Потому получилось толково. И никто об этом не знает. А видел я женщину, рожавшую на дороге, когда ехал на Карагач, и постарался помочь ей. Вот так оно было. Эрнест Хемингуэй. // Можно сделать правду столь же, даже более занимательной, чем вымысел. Лев Толстой. // Выдумка – это особое искусство. Оно бывает свойственно молодости и с возрастом пропадает. Это естественно, потому что для правдоподобной выдумки нужен жизненный опыт, а когда опыт накапливается, события теряют прелесть новизны, перестают радовать и возбуждать воображение. Сомерсет Моэм. // Кто не способен выдумывать небылицы, у того один выход – рассказывать были. Люк Вовенарг. // Даже самая плодовитая фантазия иссякает при неразумном расточительстве её обладателя. Вальтер Скотт. // В молодости я очень огорчался слабости своей выдумывать темы рассказов. Писал больше об увиденном, или же был так лиричен, что часто начинал какой-нибудь рассказ, а сюжета не мог выдумать или сочинял плохенький. А потом случилось нечто удивительное. Воображение у меня стало быстро развиваться. Выдумка стала необыкновенно легка, один Бог знает, откуда она бралась. Зачастую я и не знал, что выйдет из начатого рассказа, чем он кончится, удивив меня самого. Иван Бунин. // Когда я был моложе, я мог запомнить всё что угодно, неважно, было это на самом деле или нет. Марк Твен. // Я – антисвидетель, ибо реальна для меня лишь фантазия, то есть то, что пропущено через моё индивидуальное восприятие. Федерико Феллини.