памяти Эзиза

Глеб Андреев
(6 января 2015)

Сегодня не стало моего одноклассника, Мамметдурдыева Эзиза. Правда, когда мы выпускались, мы уже были в параллельных классах, он в С, я в А. Первый год в лицее только были вместе, сидели на соседних рядах. Потом лет 10 не виделись, по окончанию школы. А последние два года начали вновь общаться, и я открыл для себя старого нового друга - компанейского, доброго, веселого и очень справедливого ко всем. Но теперь его нет. Ещё прошлым летом мы собирались у него дома, играли в покер, смотрели какие-то футбольные матчи и новые фильмы до поздней ночи, но теперь этого ничего нет. Этих отношений уже нет. Его не стало.
Эта мысль ударила меня чем-то тупым сегодня утром по затылку, как только проснулся и прочитал сообщения в группе от одноклассников. Весь день потом так и прохожу с этой болью в затылке. Говорят, прошлой ночью было многим нехорошо со здоровьем. И, наверное, Эзиз был одним из тех, кто этого не выдержал. Ему стало плохо, говорят, что-то с печенью, забрали в больницу, но не спасли.
Он очень любил свою семью и очень много работал, чтобы обеспечить их. После официальной работы, приходя в шесть вечера домой, он начинал принимать учеников до поздней ночи, помогал им готовиться к университету. Но теперь они остались одни: его маленький сын, молодая жена.
Через полчаса после этой новости я в полубреду ехал в такси на заведомо не тот адрес. Тело его было в доме у отца, а его квартира пустовала, когда я стучал туда. Попасть на вынос тела (по мусульманским традициям хоронят в тот же день) я потом так и не смогу из-за круговорота своих дел. Но весь день мысль о том, что старушка Смерть постучалась в двери нашего класса, не будет давать мне покоя. А в голове будет вертеться всё фраза булгаковского Воланда о том, что "порою люди внезапно смертны".
Но в смерти всегда остаётся что-то такое, что расставляет всё на свои места. Она приходила и придёт к каждому без исключения, как бы мы ни пытались её завуалировать и не думать о ней. И, пожалуй, только верующий человек, человек любящий, будет видеть в смерти не конец, а лишь какой-то новый переход и этап в своей жизни. Да, никто точно не знает, что будет там потом (если только он не фанатичный атеист или верующий-неофит, у которых на всё всегда есть "ответы"). Но ведь у истинно верующего человека, у человека любящего, причастного к вечному свету любви в сердце, будет всегда внутри жить надежда на то, что отметку он получит удовлетворительную, когда фигура с косой придёт и за ним. Ведь ложно говорят, что смерть - это экзамен, нет, совсем не экзамен. Смерть - это уже оценка нашей жизни, а экзамен для нас происходит здесь и сейчас - вся наша жизнь - один большой экзамен, и каждый наш выбор, хороший ли, плохой ли, это выбор на экзамене. Каждая наша мысль и поступок в этом сне реальности определяет то, как и кем мы проснёмся после этого выставления оценок.
В школе Эзиз был очень силён в математике и точных науках, и я уверен в том, что и свой жизненный экзамен он сдал так, что плохой его оценка быть не могла. Вечная тебе память, друг, царствия небесного. Ты всегда будешь жить в наших сердцах.