Облачные дали. Два полюса

Елена Маркелова 2
Удел поэтов и художников - сосредоточенность на внутреннем мире. В своих произведениях они воссоздают этот мир, выплескивая то напряжение, которое скапливается в душе. При этом происходит определенная структуризация внутреннего опыта и одновременно его объективизация. Получается, что произведения искусства — это своеобразный буфер между миром внутренним и миром объективным. Первый творит человек, он может содержать как объективный, так и субъективный взгляд на мир. Второй существует независимо от внутренних представлений человека.

Может быть, дело в скорости и масштабе событий? Внутренний мир создается по подобию внешнего, только значимость событий в нем другая, и эта значимость образует некое замкнутое пространство, в которое попадает человек. Тогда как во внешнем, или объективном мире события сменяют друг друга очень быстро, и этот поток, в котором главное движение, образуется за счет взаимообусловленности событий. При этом предсказать направление этого потока, повлиять на него человеку не всегда удается. Рядом с этим объективным миром выстраивается “мир представлений о нем”.

Есть два полюса проверки “мира представлений”: первый — проверка соотнесением с внутренним миром, с некими внутренними представлениями. Он таит в себе опасность погружение в двойную иллюзию. Второй полюс — проверка с оглядкой на объективность мира, математически точный расчет, в котором нет места отступлениям от правил. Тогда как реальность таит в себе больше возможностей, сочетаний, тонких переходов.

Между этими полюсами и находится некая “нечеткая логика”, когда в расчет принимается допустимость “размытых” решений.

Поток, в который включен человек, это одновременно и рамки, и отсутствие этих рамок. Максимализм — это принятие одного из полюсов, тогда как в реальности мир не может быть задан жестко, однозначно.