Байки из НИИ. Проводы варяжского гостя

Владимир Репин
Дело было в начале перестройки. Шеф наш то ли почувствовал что-то раньше нас, то ли просто личную жизнь обустраивал на новый лад, но из сектора он уволился, оставив нас бесприглядными сиротами.

Но свято место, как известно...
И вскоре к нам зашел приглядеться /надо полагать, по предварительному решению руководства/ начальник соседнего сектора, занимавшегося исследованием перспективных технологий электромонтажа. Дядька он был толковый, за освоение автоматического монтажа плат методом накрутки незадолго до этого его даже медалью наградили, что среди технологов редкость необычайная: раз уж сам основоположник марксизма Ф. Энгельс назвал технологию наукой второго сорта, значит, и награждать, с точки зрения ЦК, технологов незачем.
Но при этом подходы к работе были у него хоть и не "времен очаковских...", но и отнюдь не те, которые позволяли бы обогнать потенциального противника, успевшего оторваться в волоконной оптике на 10 лет. А задача ведь ставилась, как всегда: "уровень разработки должен быть выше, чем у потенциального противника".

Он, например, удивился составу и возрасту сектора: половина сотрудников - ведущие инженеры до 30 лет, свой патентный инженер, у каждого - несколько специальностей: исследователи, конструктора, технологи, химики, электронщики. И каждый из ведущих мог и НИОКРом руководить на уровне зампотеха, и тему по новой технике провести, и к станку встать /был в секторе свой токарный станочек, чтобы за каждой мелочью в цех не бегать/, и за микроскопом поработать с мелочевкой размерами в десятые доли миллиметра.
Походил варяг по сектору, пригляделся:
- А это у вас что? Стеклянные провода? Свет передают? Ладно, чего там, разберемся!

И тут же поползли по отделению слухи о приведении сектора к "нормальному виду", о "новой метле" и т.д. и т.п.
Сектор надо было спасать, и мы вспомнили о недавно вышедшем Законе о трудовых коллективах. Среди прочего был там пункт об участии коллектива в назначении руководства. Подняли, почитали. И выкатили руководству контр-предложение: назначить начальником сектора одного из наших ведущих.

Бунт на корабле?
Суматоха, срочное собрание, представители верховной администрации, профкома, парткома... Пробовали давить, пробовали свести собрание к скандалу и прекратить, но мы стояли на своем спокойно и аргументированно:
Состав сектора отработан годами, роли распределены, ведущие уже задействованы в качестве замов по технологии в крупных НИОКРах, специалистов по волоконной оптике в патентном отделе нет, а обрабатывать приходится по десятку заявок в год и больше, да еще и переписку вести с неуступчивым ВНИИГПЭ.  Начальник со стороны только вникать в тонкости работы будет больше года - вся работа встанет. И если надо будет - мы ради пользы дела готовы идти и выше, если на местах к голосу коллектива не прислушаются. Так и разошлись тогда вничью.

Но чуть позже назначили нам в сектор замнача из соседней химической лаборатории -  к нашему общему удовольствию. Он был доволен тем, что ему не надо больше разбираться в проблемах почти чисто женского коллектива, а мы - тем, что, помня то собрание и посмотрев на народ, он решил, что раз всё крутится без его вмешательства, то управлять и не надо: коллектив, как умный конь, и сам до кормушки дойдет. Просил в начале месяца планы работ, а в конце месяца - отчеты по ним, составлял графики отпусков, ходил на планёрки, в общем - не мешал. И работа шла своим чередом.

А потом поставили нам начальника из наших ведущих, и вопрос рассосался окончательно. А ведь сколько дров могли сгоряча наломать!

Да, а "потенциального" мы тогда всё же догнали и обогнали. ПЛ с нашей волоконной начинкой вышла в Океан, когда "противник" с такой же связной оптикой еще стоял у достроечной стенки.
И позже, когда мы с закрытием наших тем в НИИ ушли в "свободное плавание", за отличную работу изделий нашего ЗАО, установленных в Плесецке, мы получили благодарность  /и просьбу оснастить еще и Байконур/ на месяц раньше, чем о пуске волоконной сети с помпой объявили на космодроме Кеннеди.

Вы спросите меня, что же здесь смешного? Поясняю: развеселил нас факс от нашего представителя в США, где, как и в Европе,  наши изделия продавались  Noname, но пользовались хорошим спросом. Он написал после этого триумфа американской технической мысли во Флориде:
"Поздравьте меня! Я стал поставщиком NASA!"

А потом пришли китайцы со своими копеечными ценами и всё опошлили...