На Волге

Юля Вавилова
Ни звука! Душа умирает
Для скорби, для страсти. Стоишь
И чувствуешь, как покоряет
Ее эта мертвая тишь.

Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес,

Влекущий неведомой тайной,
Глубоко-бесстрастный... Но вот
Послышался шорох случайной —
Вершинами белка идет.

Ком снегу она уронила
На Дарью, прыгнув по сосне.
А Дарья стояла и стыла
В своем заколдованном сне...


   Иногда я думаю, что кое в чем мне невероятно, сказочно повезло - мой город стоит на Волге. Великая русская река, сколько песен о ней написано, сколько фильмов снято... И просто счастье для нас, интровертов, что когда хочется одиночества, когда устаешь от всего - работы, семьи, друзей и подруг, или даже от самой себя, всегда можно прийти к ней, послушать шум волн, насладиться этим простором, ветром, криками чаек, запахом воды, всем тем, что успокаивает, лечит душу, уносит твои заботы прочь... Там, на Волге, понимаешь и Катерину из "Грозы", и Ларису-бесприданницу, и всех русских женщин, находящих покой, а может, и последний приют в ее ласково-равнодушных волнах.

   У нас, конечно же, есть прекрасная, длинная, благоустроенная набережная, сейчас мне по работе выпало это счастье - гулять по ней. Но... там не бывает пустынно, и я иду на другую, промышленную, носящую название "бетонка". Многих друзей и знакомых я приводила туда, и они, зачастую люди искушенные и побывавшие не в одной стране, не могли не проникнуться очарованием этого места - бетонные скаты, ржавая баржа, острова вдалеке, и... Волга. Прекрасная именно этим - вроде бы близостью и цивилизации, и простора, равнодушно плещет она, и ей все равно, мимо чего нести свои волны - плотина ли, заводы, железная дорога, или камышовые заросли да песчаные плесы. Волга, казалось, была всегда и всегда будет, меняться могут эпохи, люди, мода, бревенчатые избушки на ее берегах превращаются в заводы да небоскребы, а ей все едино - не до нас, у нее своя забота - медленно течь в Каспий.

  Я люблю приходить сюда именно в плохую погоду - летом здесь бывают купающиеся и отплывающие на острова, да и просто гуляющие. А вот когда холодно, ветер и дождь - это мое время. Тогда я могу побыть с рекой наедине...

   Сегодня было не очень холодно, на реке были рыбаки, семьи с детьми, катающимися с бетонных скатов, засыпанных снегом. Но я ушла подальше и вот - остались мы с Волгой вдвоем. Холодно, пустынно и безлюдно. Кому-то для того, чтобы расслабиться или получить удовольствие, нужно напиться, кому-то - другое. А мне - хотите верьте, хотите нет - провести некоторое время здесь, в этом белом безмолвии. Шорох ветра в ветвях кустов да крики ворон - вот и все звуки. Два корабля на стоянке да огни города вдалеке - нашего города, в этом месте у Волги небольшая заводь - вот и все признаки цивилизации. И ветер, которому я подставила лицо, казалось, уносил все мои заботы, печали и обиды, все обязанности, привязанности и чувства, срывал все многочисленные маски, оставляя меня счастливой и умиротворенной в этом стылом безмолвии... 

   "Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?"

   Да, старо, не раз цитировалось, но ведь так и есть?.. Кто скажет о таком лучше Островского? А сегодня я вспоминала Дарью - вдову из поэмы Некрасова "Мороз - красный нос". Стояла вот так, зачарованная простором, рекой, ветром и тишью, постепенно расслаблялась, забывала все свои проблемы, самое себя забывала. И понимала ее - измученную жизнью женщину, хотя моя судьба не так горька. И стыла... так не хотелось двигаться, просыпаться, выходить из этого состояния. Так бы и замерзла там под кустом, превратившись в снежную бабу...