Дневник Элли. Заметки филолога. Глава первая

Лена Элли Путилова
Первые слова:
2.07. 2014

– Слушай, а не хочешь на две недели взять себе попугая?  Мой знакомый, писатель, уезжает за границу, а пернатого не с кем оставить…  Возьмёшь? Он даже говорящий…
– Говорящий? — Заинтересовалась я.
 Я с детства мечтала завести себе попугайчика, и, конечно же, говорящего. Особенно, когда мне мама рассказала пару историй, про попугая бабушкиных    знакомых, который говорил не просто «Попка - дурак», а, когда кто-то приходил,   он спрашивал «Чаю хочешь?» или «Кофе хочешь?»  Или говорил дочке знакомых, тогда ещё школьнице: «Лара, учи уроки».
Тогда это меня очень смешило. Поэтому идея взять к себе хоть на время попугая, да ещё говорящего, да ещё, у которого хозяин писатель показалась мне заманчивой, и  я с удовольствием  согласилась. И не прогадала.
Я уже два месяца не могла взяться за новую … а, собственно, что?  Повесть, а может рассказ или даже роман?
Я ещё не решила, поэтому скажу  просто  «вещь», но идея у меня родилась аж два месяца назад, в самый разгар весенней сессии, поэтому, её пришлось отложить до лета.
И вот, придя в себя после экзаменов и аттестации, на что ушло немало нервов, я, наконец-то села за компьютер.
А только сегодня взятый у вышеупомянутого писателя попугай, по кличке        Маркиз, сидел на моём левом плече и смотрел, на пока ещё пустой лист на экране монитора.
 Сам себя он звал Марком (так было короче и удобнее), хотя если его очень    просили назвать своё имя полностью, он,  приосанившись, проговаривал Мар-р-киз, и делал крылом жест, будто снимал с головы шляпу, и, раскланявшись, одевал её  обратно.  Это очень веселило самого писателя – Серафима Никаноровича,  и его гостей. А один знакомый писателя, модельер, ко дню рождения попугая, даже подарил Марку шляпу с пером, времён девятнадцатого века.
– Не выходит?  –  Спустя десять минут услышала я слева голос.
 – Не-а – покачала головой я – Идея у меня есть, но ведь без героя нельзя,  а героя я придумать не могу.
Я вкратце рассказала Маркизу, о чём хотела бы писать.
– А…  Ну так может?  – он сделал жест крылом, и на пустом листе начал вырисовываться силуэт некоего молодого человека.
 Я даже сначала не успела удивиться.
– Узнаешь?
– Кого? – Не поняла я. Силуэт стал вырисовываться чётче. Это был молодой  человек, лет двадцати двух, невысокого роста со светло русыми волосами и карими  глазами, с конспектами собственных уроков в руках. Затем, он стал преображаться в семнадцатилетнего юношу,  голубоглазого  блондина в ковбойской шляпе и с гитарой за спиной. Но и он начал таять. Третьего   портрета я дожидаться не стала. Всё, перестань, поняв, куда он клонит, попросила Марка я и дёрнула плечом так, что Маркизу пришлось спрыгнуть на стол.
– Ты что?
– И откуда такая осведомлённость? – поинтересовалась я. – И что это вообще   такое было?
До меня потихоньку начало доходить, что это что-то уже из ряда вон выходящее, что попугай просто такого сделать не мог.
 А если это не простой попугай?
Я на всякий случай поморгала. Нет, не сплю.  Лист, в программе Microsoft word, тем не менее, оставался абсолютно белым.
– Ну, так что это такое было? – повторила я свой вопрос.
– А тем временем, Маркиз, ничуть ни смутившись (интересно, попугаям вообще это свойственно?) посмотрел на меня, и, что-то прикинув в уме, сказал: «Хорошо, тебе, так и быть, расскажу. Тебе, случайно, не рассказывали, как мы с Симой познакомились?»
– С кем? – переспросила я.
– Ну, с Серафимом Никаноровичем то есть.
– А… Нет.
– А это, когда он в Африку летал, встретил одного туриста – шотландца, и с ним путешествовал я. Я тогда ещё молодым был, птенцом почти… Так вот.  Этот шотландец был волшебником. До встречи с ним я был обычным попугаем. Даже говорить  не умел. А он меня обучил. И говорить,  и колдовать, немного.
– Кем-кем? Поперхнулась я чаем, который как раз в это время отпивала.  Я люблю иногда, во время, если можно так выразиться, работы, брать с собой чёрный чай и плитку молочного шоколада. Неплохо для мозговой деятельности, знаете ли.
– Ну, волшебник, маг, чародей…
– Как Мерлин, что ли?
– Типа того.
– Ты меня прямо заинтриговал. И что дальше?
– Дальше маг-шотландец предложил Симе купить меня у него.
– Ммм… А Серафим Никанорович знал, у кого и кого он покупает?
–  Не-а, тогда не знал, но я себя выдал, когда мы приехали в Москву.
– Сознательно?
– Ага, у него юбилей был, а он давно мечтал коллекционное издание  одной энциклопедии приобрести, но, знаешь ли, на гонорары с книг, очень даже приличных, между прочим, но ведь даже на приличных книгах особо много не заработаешь, даже и трети этого сто томного издания не купишь.  И вот, представляешь, просыпается Сима, а у него в коридоре (пришлось немного пространство незаметно увеличить, а то уже от полок с книгами места и так не было)… Так вот, просыпается, значит, Сима, идёт в коридор, а там стоит книжный  шкаф с полной коллекцией той самой энциклопедии.  Естественно, возникли вполне логичные   вопросы…  Пришлось сознаться. Ты не сердись на меня…
Я думал, что герой, в первую очередь, должен нравиться автору.
– Да ладно, ничего… Между прочим, неплохая идея. Только пусть тогда это будет молодой человек с русыми волосами и голубыми глазами.
– Хорошо. Теперь надо вспомнить твою идею. Ты хотела написать рассказ о значении слов… Если у нас герой, ну так пусть он и будет их значения объяснять.
– Хмм…
– Ну, между прочим, в герое может быть же что-то и от автора.
– Хорошо, пусть филолог, но тогда только студент.
– Ну вот, героя выбрали, деятельность его тоже. Возраст примерный, значит, тоже. Что ещё осталось?
– Да, собственно, придумать, как начать. Кажется, у меня появилась идея.
Я поставила кружку, похлопала себя по плечу, приглашая попугая обратно.
И набрала:

- Ну, снимай очки, мерзавец.
- А Вы знаете, что мерзавцами называ... - договорить он не успел, получил   резкий удар в нос. Пощупал, вроде не сломан, но пальцы  окрасились в красный цвет. Затем последовал второй удар с ноги под коленную чашечку, однако, его он предвидел, перехватил ногу, и, заломив  ее, опрокинул обидчика на асфальт.
- Так вот, мерзавцами называли тех, кого, наказывая за какие- либо проступки, на морозе привязывали к столбу и поливали водой. Тех, кто поливал, называли подлецами. А ты действительно подлец, если бьешь еще не готового тебе ответить противника.

– Ну вот, теперь знаю, что забыли. Назвать героя мы забыли – осенило меня.
– Да, точно. Давай назовём его Ивгением. Смотри. – Марк опять сделал  движение крылом.
            На экране появилось:
Имя Ивгений как фраза
И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, "Вместе с")
Веди
Глагол (Говорить)
Еси (Есть, Быть, Существовать)
Наш (Наше, Ваше)
И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, "Вместе с")
Иже (Ежели, Если, а также значение i - Единство, Едино, Воедино, Соединять,    Совершенство, Союз, Объединение)
А ещё, например, «Г» в имени Ивгений это стремление к знанию, ввод в  скрытую тайну, умение все понять в неразрывной связи с жизнью, внимание к   деталям и потребность все делать добросовестно.
Ну и наконец, Ивгений, с греческого, значит благородный. Да и не обычно. Имя не с Е, а с И начинается.
– Отлично, спасибо, Марк! – Я лишний раз про себя подумала, что как же   всё-таки мне повезло, и продолжила:

Илюха застучал ладонью по асфальту, как по ковру.
– Молодец, знаешь правила  борьбы, – сказал Женя и отпустил ногу. Противник сел, ощупывая ногу, потом осторожно встал. 
– Ну что, продолжим? – Поинтересовался Женя.
– Да нет, знаешь... – Протянул  Илья и заковылял в сторону дома.

– Ну вот. Даже два слова объяснили. Только как-то непонятно получается. Откуда взялся этот Женя, кто такой Илюха, почему он уже так настроен… –        перечитав напечатанное мной, сказал Маркиз.
– Да, точно. Хотя в таких ситуациях, как говорится, «шерше ля фам»… Вот  пусть оно так и будет – ответив Марку, я отломила плитку шоколада, и,  сделав глоток, начала печатать снова:

Илья наблюдал за Лизой, сидя за столиком в институтской столовой.
Столик был угловой, человек на четырёх, но, стоило только посмотреть на      студента, сидящего за ним, как было сразу понятно, лучше подыскать другое место. Однокурсники и ребята постарше вертели головами, чуть приостанавливаясь  напротив  столика Ильи, ища, где можно расположиться.
Он же не обращал ни на кого внимания, хмурил брови и от негодования кусал губы.
А Лиза, девушка за которой он пошёл на этот «грёбаный» филфак Санкт-Петербургского Государственного Университета, сидела за столиком почти в центре столовой с русым голубоглазым парнем, и о чём-то с ним увлечённо беседовала,   даже не обращая внимания на пристальный взгляд  зелёных  глаз из дальнего угла.
Илья иногда даже сомневался, из-за чего он больше пошёл вообще в университет. Из-за неё, или чтобы откосить от армии. Продолжал бы работать в известном интернет магазине телефонов, ноутбуков и некоторой другой техники, получал бы, как раньше, неплохую зарплату и  жил бы себе спокойно, но, увы, в магазине отсрочку от армии не дают.
Он пытался добиться её расположения с девятого класса, а она тогда гуляла с ботаником  с первой парты и не обращала на него никакого внимания.
Он думал в институте ему будет легче, ботаник уехал в Москву и поступил в   МГУ, так нет, откуда-то выискался этот Ивгений Сергеев… Именно И, а не Е  была   первая буква его имени, о чём он при знакомстве не упускал случая упомянуть.  Илья  опять остался в тени этого звезды курса, отличника, поэта, певца и гитариста.
Он с отвращением подносил ко рту вилку с гречкой, на которую уже смотреть не мог, и ел лишь из-за того, что нужно было есть.
- Вот смотри, - говорил Ивгений, а попросту Женя, захватывая вилкой кашу. Вот мы греча говорим, а в Москве говорят гречка.
- Да ладно! – удивилась Лиза. Нет, про различия названий некоторых предметов я и раньше слышала. Поребрик и бордюр, например, карточка и проездной, парадная и  подъезд, но чтобы греча и гречка…
- А ещё кура и курица, шаверма и шаурма, булка и батон, пончик и пышка – добавил Женя, пережевав то, про что, сказав, сразу же отправил в рот. -  Я собирал даже московско-санкт-петербургский разговорник какое-то время…
- Интересно. А с чего это тебе пришла в голову такая идея?
- Так у меня же почти все родственники в Москве остались… Бабушка, сестра, тётя с двоюродным братом и сестрёнкой. Мои родители с бабушкой, дедушкой  и сестрой жили в Москве. Я родился, в двушке, в которой они тогда жили, стало тесно. К тому же сестра уже в  школу пошла. А тут друг отца, бизнесмен, подарил ему квартиру в доме, который построила его фирма, правда не в Москве, а здесь. Родители решили, чтобы сестру не дёргать, её с бабушкой и дедушкой оставить, а сами с полугодовалым мной уехали в Питер. Вот я и вырос здесь. А вообще я  по месту рождения москвич, хоть и живу в Санкт-Петербурге.
- А сестра, она с родителями видится?
- Да, конечно, приезжала к нам на каникулах, когда в школе училась.  Сейчас она уже замуж вышла, поэтому реже навещать стала.
- А ты сам в Москве был?
- Был несколько раз, правда, последний раз давно, лет семь назад. Да, Лиз, раз уж мы об этом заговорили… Я ведь этот семестр доучиваюсь и в Москву с родителями уезжаю. Они хотят на родину вернуться, да и бабушке больше помогать нужно,  а у сестры самой малыш.
По лицу Лизы пробежала тень, но кот, который жил при институте, и забежал в столовую, погнался за лучом мартовского солнца, проникшего через окно, и Женя ничего не заметил.
Женя попрощался с Лизой на выходе из института. Она побежала в метро, а он пошёл по направлению к дому, где у подъезда с ним произошёл случай, описанный в самом начале этой главы.