У Храма

Олеги Окромелидзе
               
 

                У ХРАМА
               
    У входа в Храм , в конце ряда сидящих нуждающихся (я их никогда не называл попрошайками или как то по другому) , часто сидит пожилая женщина, приблизительно 80 - 82 лет , которая очень отличается от других своей скромной , старой , но очень опрятной одеждой , наверно , сохранившейся еще со времен ее молодости , а также своеобразно благодарным , скромным и чуть застенчивым лицом. Видно , что человека настоящая нужда "выгнала" из дома просить милостыню.
 
    От нее не пахнет парфюмерией и обострив чуть обоняние , можно почувствовать запах свежевымытых волос и только что наглаженной одежды и это первое , что бросается в глаза - уважение первым делом самому СЕБЕ в таком преклонном возрасте. Жизнь заставила - пошла просить , но честь и уважение к себе сохранила.
 
    Чуть отвлекся , извиняюсь и вот о чем хотел поведать : выходя из Храма , перед мною шел мужчина, 45-47 лет, дорого , но не опрятно одетый . Выходя за калитку Храма , стал медленно и с недовольным видом шарить по всем карманам одежды в поисках мелочи , но каждый раз доставал бумажные купюры, с которыми не хотел расставаться и причитал не довольно: " Да что это такое, где я,Господи, мелочь то засунул". Я шел за ним , с чистой совестью, так как я свой долг исполнил до того , пока вошел в Храм. Так и прошли почти всех нуждающихся у Храма , и когда дошли до данной бабушки , он вдруг остановился , повернулся и спросил меня :
   -  У тебя нет ,,дежурной,, мелочи , хочу раздать бабкам , чтобы Господа не обидеть ?
   -Есть, - спокойно ответил я  и достал из кармана мелочью приблизительно 30 рублей и еще бумажную 10-ти рублевую купюру.
    Он сказал : Спасибо! - не посмотрев в глаза и стал пересчитывать деньги . Я обошел его и продолжил путь к машине , но что то вдруг почувствовал какой то подвох , замедлил ход и оглянулся  : мужик почти стоя , даже не наклоняясь , с расстояния бросил мелочь в коробку перед бабушкой.
    В коробку попали несколько монет , остальные упали мимо или вылетели из  коробки и покатились по асфальту. А в душе выругался и хотел продолжить путь , но увидел как она нагнула голову , правой рукой прикрыла глаза и заплакала.
    Я парень грешный , не без этого , как говорится ,  и не самый лучший , но очень сильно задела.  Подошел , поднял деньги , собрал все , и высыпал аккуратно в коробку. Одно заметил : червонца моего там ......не было(!?)

    Пожилая женщина аккуратно и спокойно собрала с коробки монеты и положила на бордюре. Собрала скамейку складную,  коробку для мелочей  и хотела уйти. Я остановил ее , поднял деньги , добавил еще и протянул ей.

    Она посмотрела на меня и сказала : - Хорошо ,я приму это ,но только как от вас , так как я выдела как вы ему давали денег. Спасибо вам и извините.
     Я хотел медленно удалиться , но вдруг она сама заговорила со мной :
 
  - Извините , -сказала она , -не поймите плохо и не ругайте в душе . Мне много не надо, я как наберу ,буквально на хлеб и молоко, встаю и ухожу . Стыдно , боюсь что увидят бившие ученики , или коллеги учителя , или соседи. Родных нет - муж (инженер-ядерщик) умер , единственный ребенок - сын, офицер , не вернулся с афганской войны. Когда то жили - преподавали , строили реактор , отдыхали ,общались и было легче,но теперь тяжко , обидно и стыдно.

     Я стоял и не знал что сказать , с чего начать , так как мне самому стало и стыдно , и жалко. Этот , я извиняюсь,сволочь - мужик, кидая деньги пробормотал :
    - Больно много развелось дармоедов ,я  "бедный" мужик, не успеваю зарабатывать ,а не дать - не могу , так как боюсь , что Бог накажет меня.

    Чуть промолчав , она мне сказала :

  - Мне радостно получать в качестве милосердия помощь , так как мы всю дорогу тоже помогали людям нуждающимся . Муж когда - то отказался от  госпремии и мы эти деньги отдали в сиротские дома, но когда человек не от души делится ,как кость брошенная собаке - мне не надо , даже если буду с голода умирать - не возьму.
 
    Она попрощалась и стала медленно удаляться. Я стоял еще недолго, потом повернулся в сторону других "уважаемых" бабушек , которые сидели рядом и грубо лузгая семечки вспоминали как на той неделе, постороннюю бабушку лет 90 прогнали с "хлебного" место , да еще и трость  отобрали , чтобы она больше не дошла до Храма за милостыней.
 
    Я  подумал :- Какие ЛЮДИ все разные и как не очень справедливо устроена ЖИЗНЬ - легко и радостно жить тому,  кто нахален ,груб , дерзок , безрассуден , они как вороны и гиены, и как трудно и сложно тем , кто скромен, беспристрастен, отзывчив.
 
    Это не "байки" из интернета ,  это наша с вами ЖИЗНЬ !
    Все мы , так или этак - ГРЕШНЫЕ в этой ЖИЗНИ и будет несправедливо , если ГОСПОДЬ , когда настанет час , помилует Всех одинаково -  и бабушку учительницу , и Бабушек - "рэкетиров", лузгающих семечки у Храма.