Человечность

Фаиза Халимова
Сижу во дворе небольшого дома в селе Джалка. Сюда меня занесли мои профессиональные дела, да и не только… Наслаждаюсь ароматом цветущих деревьев. Как все же прекрасна весна!

По проселочной дороге легкими шагами идет высокая женщина лет 45. В руках сумка. Одета она в строгий, но нарядный костюм светлых тонов с удачно подобранным платком и обувью на низком каблуке. Приятные черты лица, задумчивый взгляд. Знакомое лицо…Столько лет прошло. Эта женщина воспитанна, умна, образована. Добрейшей души человек. Она сельский фельдшер…

Из глубины памяти всплывают картинки минувших дней и, видеолентой, пробегают перед глазами…

Все, кто жил в Чечне во время известных событий, наверняка помнят весь ужас и хаос войны. Республика находилась в сложнейшей ситуации. Хотя трудности начались еще задолго до этих кампаний. Голос тогдашних местных чиновников почти не имел никакого веса. Да и вообще чиновники не имели ничего, кроме своих кресел.

«Эпохальный» 1992 год. Безработица… Не было зарплат, пособий, пенсий… Чувствовалась надвигающаяся беда, которая пугала, атмосфера накалялась…

Попытки некоторых «отчаянных» исправить положение в республике, к сожалению, ни к чему не приводили. От политической деформации страдал, прежде всего, простой народ. Кульминацией стала кровавая драма под названием «меры по наведению конституционного порядка на территории Чеченской республики», обернувшаяся для чеченцев огромными человеческими жертвами…

Зло порождает зло, говорится в народе. В 1994 году можно было обойтись без крайностей… Но это была большая игра, ставки были сделаны…И кто-то один решил за всех, что для народа «хорошо», а что - «плохо». Гибли сотни тысяч мирных жителей, «точечные удары», наносимые по бандитам, приходились по домам мирных жителей, а последствия были более чем масштабными. Больницы не успевали оказывать помощь раненым, у многих не было возможности доставить пострадавших к пункту оказания медицинской помощи. Куда поедешь под артобстрелом!? А для тех, кого все же удавалось довезти, не хватало медикаментов, врачи еле успевали оперировать при свете керосиновых ламп и свечей… Но, находясь в таких тяжелых условиях, подвергаясь смертельной опасности, врачи бились за жизнь каждого и до последнего…

Высокая женщина, идущая по проселочной дороге – Фарида Довлетукаева, одна из тех, кто, забыв о себе, спасал других.

Родилась и выросла Фарида в Киргизии. Родители занимались там выращиванием хлопка. В 1979 году семья вернулась на родину. Здесь она окончила школу, а 1981 году - Чечено-Ингушское медицинское училище. После учебы по распределению ее направили работать в село Джалка. И этот уголок Чечни, окруженный густыми лесами и необычайной красоты горными вершинами, стал для нее родным домом. Здесь она встретила свою вторую половинку и вышла замуж. Но женское счастье было недолгим. Муж трагически погиб. Фарида осталась одна с двумя малышами на руках…

Тридцать лет она отдала медицине. Фарида очень отзывчивый человек. Любой сельский житель может ее остановить по дороге, чтобы пожаловаться на головную боль или еще на что-то и получить рекомендации или совет. И дело не только в верности клятве Гиппократа, а в человечности, сострадании, осознании своей ответственности перед Всевышним. Медицину – как дело всей своей жизни – можно выбирать только по истинному внутреннему призванию. Впрочем, это относится и к другим профессиям, и для Фариды ее дело - неотъемлемая часть жизни.

Вновь вспоминаю события 1994 года….

Местная амбулатория находилась в плачевном состоянии, но Фарида всегда старалась содержать пункт в образцовом виде. В меру своих возможностей она делала все, чтобы помочь пациентам. Даже в выходные дни она принимала больных у себя дома или сама посещала их. Покупала обездоленным односельчанам лекарства, иногда – на последние копейки… В те сложные времена ей доводилось проходить «переквалификацию» …Она становилась педиатром, фтизиатром, акушеркой, травматологом, а чаще - психологом. Все, кто обращался к ней, получали поддержку и помощь, хотя ей самой она была необходима. Ее материальное положение на фоне любого среднестатистического местного жителя, оставляло желать лучшего. Но она никогда не жаловалась на трудности. Ее мальчишки часто оставались дома одни, а бывало даже и ночью. Сердце колотилось вдвойне от переживаний, как за больного, так и за своих детей. Наверное, ей было невыносимо страшно идти к пациенту посреди ночи по темным не освещаемым улицам. Представьте себе, в три часа ночи приходит абсолютно незнакомый вам человек и говорит: «Срочно нужна помощь, человек умирает…» И Фарида, доверившись ему и уповая лишь на Аллаха, шла… Ведь у недугов нет графика, и мысль, что где-то тяжело страдает человек, а она может ему помочь, заставляла преодолевать все страхи.

1996 год… Подписан мирный договор. Но это было «затишье перед бурей». Силы, невесть откуда появившиеся на нашей земле и действовавшие по ведомым только им законам, завели республику в тупик. А уставший израненный народ ждал, что жертвы, которые были принесены на алтарь победы, не напрасны: возможно, эта власть, вступившая на трон правления республикой, реально что-то сделает вместо громких и пустых обещаний - разбитые дома восстановят, начнут выплачивать пособия, пенсии, зарплату, запустят заводы, отремонтируют дороги, жизнь станет безопасной, преступники будут наказываться… Много о чем мечталось нам в то время… Но день за днем светлые надежды, хранимые людьми в сердцах, на фоне серых будничных дней, постепенно превращались в пепел…

1999 год. Новый этап военной операции в Чечне… Небольшие подвальные помещения, пригодные только для хранения банок с соленьями, стали бомбоубежищами. Здесь мы целыми днями просиживали, надеясь, что стены этих маленьких помещений выдержат самый сильный удар. В небе черными вороньими стаями летала авиация, стояли страшные гул, грохот. Долгие молитвы поднимались в небо… Мужчины обычно не прятались. Сидели в домах, доверившись судьбе. Временами, заглядывая в убежище, успокаивали находившихся в ужасе детей и женщин. Горец всегда сохраняет спокойствие и хладнокровие. Ведь семья должна чувствовать в нем опору и силу.

15 декабря 1999 года. Артиллерийский снаряд попал в один из домов села Джалка. Молодому человеку оторвало конечности. Обстрел продолжался. Но кто поможет парню, истекающему кровью? Фарида, узнав о случившимся, схватив сумку, побежала спасать его - через несколько улиц. Обезболивающие уколы облегчили на время страдания парня. Но ведь есть и психологическая сторона. Фарида постоянно что-то говорила парню, пытаясь его как-то отвлечь, успокоить. Брат молодого человека все время находился рядом и старался хоть чем-то помочь, но видно было, что он в полной растерянности. Мужчины не плачут, и он всеми силами старался поддержать младшего брата. Милость Аллаха и ее упорство позволили сделать почти невозможное – парня удалось спасти.

Вспоминая события тех лет, Фарида признается, что самым сложным для нее был момент, когда она осталась без медикаментов. Пожилая бабушка 85 лет жаловалась на боли во всем теле. Фарида обнаружила, что лекарства у нее нет. Простейшей успокоительной таблетки и то не осталось… Что же делать? Она взяла пустой флакон из-под «Пертуссина», налила туда кипяченую воду, наклеила бумажку с многочисленными надписями о полезности средства и протянула со словами: «Это самое хорошее лекарство. Оно Вам обязательно поможет». Бабушка еще очень долго жила и очень долго благодарила за чудодейственное средство. Возможно, это был старческий каприз, обычно старики немного похожи на детей и им не хватает внимания. Не знаю… Но одно точно – иногда просто авторитета врача достаточно, чтобы – как в этом случае – простая кипяченая вода стала плацебо, ведь в добрых руках даже простая вода совершает чудо. Главное, дать человеку надежду.

Много чего случается в жизни. Женщину принято считать слабым и беззащитным существом. Наверное, мало кто из мужчин выдержал бы те трудности, которые молча и достойно выносила Фарида. Но, впрочем, это уже отдельная история…

Долгожданный мир наступил в Чечне. Постепенно жители республики стали приходить в себя. Появилась возможность думать не только о выживании, но и о налаживании своей жизни: работе, учебе, строительстве, об открытии своего дела… Наперекор всем пессимистическим прогнозам некоторых недоброжелателей, Чеченская Республика стала развиваться активными темпами. Преобразования коснулись даже самых отдаленных горных районов Чечни. В общем, регион приобрел привлекательность для внешних инвесторов, значит, он перспективен.

Сейчас амбулатория села Джалка полностью отстроена заново. Созданы все условия для работы. В здании десять кабинетов: терапевтический, педиатрический, кабинет физиотерапии, стоматологический и т.д. При амбулатории функционирует и клиническая лаборатория. Медикаментозное обеспечение качественное и своевременное. Под руководством Фариды Давлетукаевой трудится целый штат квалифицированных специалистов. Работа, которую она выполняла одна, сейчас распределена. Для села с населением в 7 786 человек это имеет огромное значение. Да и само село обрело новые очертания. Обустроены местные административные здания, строится большая мечеть. В селе уже построен кирпичный завод, создано тепличное хозяйство, а это новые рабочие места. Также построен спортивный клуб, детский сад. Заасфальтированы дороги, проведено уличное освещение. Современный облик приобрели местные школы – как внешне, так и внутренне. Библиотечный фонд школы пополняется новыми книгами, а выпускники школ поступают в высшие учебные заведения не только нашей страны, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Значит, в будущем республика приобретет хороших специалистов. А каким оно будет, это будущее, покажет время…

Сижу на скамейке во дворе небольшого дома, в селе Джалка. Сюда меня занесли мои профессиональные дела – и не только… Наслаждаюсь ароматом цветущих деревьев, пением птиц. Как прекрасна все же такая весна!

Мимо меня прошла высокая женщина лет 45-ти. В руках сумка. Идет она уже спешной походкой. Гляжу ей в след. Эта женщина воспитана, умна, образована, добрейшей души человек. Она фельдшер…