О дружбе

Надежда Филиппова Панченко
Однажды мне пришлось недолгое время работать в небольшой частной организации с персоналом в 4-5 человек. В один из дней руководительница, она же владелица фирмы, завела со мной разговор, предупредив, что он не совсем приятный, но ей нужно мое мнение. С некоторыми оговорками она сказала,  что в последнее время она стала замечать, что из кассы, к которой в течение дня имеют доступ все сотрудники, периодически пропадают некоторые суммы денег. Слегка шокированная, я сказала, что могу отвечать только за себя, и задала прямой вопрос - подозревает ли она меня. Ответ был - нет, так как статистически она высчитала, что пропажи случаются как в дни моего присутствия, так и отсутствия, в связи с чем я из круга подозреваемых исключена полностью. И ей нужно мое мнение по поводу одной сотрудницы, с которой, я это точно знала, у руководительницы установлены давние внешне дружеские отношения (сотрудница оказывает ей помощь вплоть до домашних дел, а руководительница, вполне манипулятивно, говорит сотруднице добрые, хотя и не очень искренние слова).

Руководительница хотела знать мое мнение, может ли сотрудница брать деньги и не пропадало ли в ее присутствии что-либо у меня лично. Преодолевая дискомфорт, я сказала, что в отличие от хозяйки фирмы мало знаю эту женщину, но по моему мнению на все вопросы ответ нет. Руководительница стала приводить аргументы и выводы из ее наблюдений и спросила, что ей делать. Мое мнение было - поговорить с сотрудницей, но на предложение сделать это мне я отказалась, так как ни должность, ни близость знакомства, на желание этому не способствовали и, к счастью, не обязывали. И вообще я считала эту женщину вполне хорошим человеком.

Через некоторое время владелица фирмы сообщила мне, что разговор состоялся, ее предположения подтвердились, сотрудница со слезами призналась, что испытывала серьезные финансовые затруднения и брала деньги временно, возвращая впоследствии в обязательном порядке, и делала это неоднократно. При этом она вела строгий учет и в ближайшее время все возместит. Получив обещание никогда более этого не делать, руководительница внешне никак не изменила отношение к сотруднице,  и их "дружба" продолжалась еще многие годы. (Даже когда сотрудница перешла на другую работу, она продолжала по первому зову являться к бывшей руководительнице для помощи в ремонте, переезде, декорировании квартиры и т.д., пока ей это не надоело и она не прекратила такую "дружбу".)

Я же была очень сильно разочарована в этой сотруднице. Наши хорошие отношения, начавшие перерастать в дружеские, для меня были под вопросом. Делать вид, что я ничего не знаю, у меня не получалось, да я и не хотела никаких игр. В минуты нашего неформального общения я сказала ей все, что думаю по этому поводу. При этом мне хватило ума обойтись без оскорблений. Я говорила о там, как мне неприятно, что я зла и что каждый делает свой выбор. Она была очень расстроена. Она спросила, буду ли я продолжать с ней общаться. Мой ответ был да, так как это все остается на ее совести, и она отвечает за свои поступки. Я же, говорила я, не собираюсь быть сволочью ни к кому, не собираюсь становиться подозрительной и осуждающей, поэтому буду и дальше относиться к ней как к хорошему человеку. Сейчас, описывая эту ситуацию, у меня не получается полностью восстановить логику моих слов (к сожалению), но в тот момент они были очень логичны и, я помню, поразили ее. Я не собиралась давать ей никаких шансов, и это вообще не про шансы (почему бы мне что-то кому-то давать или не давать, кто я такая?), но она восприняла мои слова как шанс.

Об этой ситуации мы более никогда не говорили. В дальнейшем наше дружеское общение продолжилось и переросло в дружбу, одну из самых теплых и длительных в моей жизни. И сегодня этот человек мне дорог и близок, хотя сейчас мы живем в разных городах и встречаемся в год раз или два в отличие от лет, когда встречались по нескольку раз в неделю. Я многому научилась у нее и благодаря ей. Думая о нашей дружбе, я никогда не вспоминаю тот случай, так как, слава Богу, есть множество других гораздо более прекрасных моментов. Но, задумавшись о начале дружбы, или о началах дружбы, мне вспомнился именно этот эпизод, возможно, как иллюстрация тезиса "новые шансы приходят под видом неприятностей". Я очень рада, что и я, и моя подруга, - мы обе использовали ту неприятность, тот шанс, и обе получили подарок, благо. У меня это получается, правда, не очень часто. Но, при умелом обращении, благо, как видно, может вырасти из чего угодно. Если этого хотеть... Или хотя бы не отрицать...