В зоне комфорта

Лара Козиорова
            В зоне комфорта.

            Декабрь радовал своей теплой погодой: солнечные и сухие деньки напоминали скорее  осень, чем  уже давно наступившую зиму.  Ветер гулял по кронам деревьев, срывая с них остатки сухой листвы... Солнце садилось рано,  и подбиравшийся вечер медленно  сгущал свои сумерки… 
            Я неторопливо шла по проспекту, мимо  проносились, еще не вставшие в  пробку автомашины, а  внезапно раздававшиеся сигналы клаксонов, призывающие ускориться медленно ехавших водителей,  дополняли и  усиливали шумовой эффект... Впрочем, этот авто-прессинг, характерный для крупного мегаполиса, стал уже его неотъемлимой частью... Огромные рекламные экраны с застывшими улыбающимися лицами призывали поверить в то, что «ты свободен,  успешен  и самодостаточен», только «выбери, приобрети, сделай вложение», или  «расширь, увеличь площадь зоны своего комфорта»…
             Город играл огнями…  Стеклянные витрины магазинов, заманивая посетителей,  казалось, соревновались в своей яркости. Мне нравилось смотреть, как зажигается свет в окнах высоток, как спешат с  работы домой усталые люди.., как синие купола церкви сливаются с вечерним небом…  Город жил своей жизнью, где каждый был погружен в себя, со своими делами, проблемами, заботами, мыслями...  И, казалось, здесь нет никому и ни до кого дела, но все же, какая-то странная общность была у всех этих людей, и я пыталась понять, найти ее, эту общность, которая невидимой нитью одной паутины связывала их всех…
 - Давай скорее, через двадцать минут уже начало занятия, - меня обгоняла женщина, тащившая за руку своего уже довольно взрослого ребенка.
- Ма, купи мне новую игру… (он сказал название).
- Папу проси, я тебе уже покупала, денег нет больше. Да поторопись же ты! - повысила голос его мать, нервно поглядывая на наручные часы.
Они ускорили свой темп, попутно задевая пакетами и сумкой прохожих, которых обгоняли, но не останавливаясь, чтобы извиниться,  и двигались дальше.  Одни  оборачивались им во след, с укоризненным взглядом бросая какие-то фразы в спину, другие, торопясь, и  сами летели,  каждый по своим делам, окунувшиеся в собственные мысли и не замечающие ни своего пути, ни дороги, ни кого вокруг…
            У перекрестка, уткнувшись носами каждый в свои гаджеты,  стояли несколько подростков.
- Ну, где он там? - недовольно буркнул  долговязый худой парень.
- Вышел  уже, - не отрывая глаз от экранчика отозвался кто-то в ответ.
            Я перешла дорогу… Странное чувство какой-то непонятной печали нахлынуло из ниоткуда взявшейся накатившей волной… Не пытаясь это себе как-то объяснить, я поправила съехавшую с плеча сумку и чуть медленнее пошла к остановке.  Подумалось о зоне комфорта: а что это такое? Просто обычные вещи, которыми ты себя окружаешь, и  которых желаешь иметь всё больше и больше, создавая  обстановку домашнего уюта.., или же,  это привычное человеку поведение, которое означает - тешить свой эгоизм и поступать так, как удобно тебе, пользуясь при этом и окружающими людьми, и всем тем, что «идёт в руки»? А может быть это ментальная установка, позиция, выражающаяся в «мне всё равно до вас, и вы не затрагивайте меня»? А что такое «зона комфорта», например,  в близких отношениях? Своеобразный непроницаемый кокон вокруг человека? Быть с кем-то вроде бы вместе, но не привязывать себя ни к кому, не чувствовать обязательств, не брать ответственности.., или  же, зона комфорта – это  погружение в себя, свой мир, куда нет входа никому, чтобы никто не нарушил личного пространства…  Наверное, у каждого будет свое представление об этом…  Но где присутствует охраняемая человеком его «зона комфорта», там нет места жертвенности, состраданию,  любви…
             Навстречу шли и о чем-то весело трещали две молодые женщины. Мы поравнялись.
- Столько купальников набрала с собой, каждый день буду менять! И к ним - цветные парео - громко хвалилась  одна подруга другой.
- А жить-то вы будете в одном номере, или в разных? - полюбопытствовала другая.
- Надеюсь, что в одном, ну, а если и не в одном, то всё равно окажемся в одном!
Они, удаляясь, захихикали…
             У киоска с прессой, по телефону, вероятно со своим парнем, громко ругалась маленького роста щуплая девушка.
- Ты достал уже врать, понял?! – визгливо  кричала она в сотовый, не обращая внимания на прохожих.
Видимо  он что-то ответил ей, потому что, через секунду раздалась  тирада  отборной нецензурной брани.  В другой её руке тлела недокуренная сигарета, которой она размахивала, жестикулируя по ходу своих выяснений… 
              Я вдруг поняла, а еще точнее сказать – увидела, что ей подсознательно нравилось вот так, на слуху у всех, срываясь на крик и мат, заявлять свои права на существование в этом мире…  Похоже,  что через такой способ общения она чувствовала себя уверенней, значимее, или сильнее. Что ж, каждый утверждается, как может…
Но почему людям нравится унижать друг друга…
             На остановке уже никого не было: скорее всего,  автобус только что уехал, собрав всех ожидавших его пассажиров. Подул резкий ветер, мой капюшон откинулся назад, но накидывать его снова я не стала:  пусть разлетаются волосы, а свежее дуновение - как глоток свежего воздуха…  На небе стали заметны уже первые звезды…
- Солнышко, - кто-то ласково позвал меня.
Я обернулась: на меня пристально смотрела пожилая женщина.  Я заметила в ее руках упаковку тонких церковных свечей.
«Наверное, только что из церкви», - подумала я, «неужели о Боге поговорить хочет»…   
Разговаривать о том, «есть ли Творец» мне совсем не хотелось…
- Солнышко, -повторила она, - Ты веришь в то, что в жизни бывает настоящая любовь? Та, которая зажигается в сердце с первого взгляда?
Я верю, а потому ответила утвердительно.
- Вот  и я верю, и ведь была у меня такая любовь…, - она с грустью вздохнула, затем помолчав немного добавила: но я ее променяла на мишуру…
          Я не знала, что ей ответить, но она и не спрашивала ответа, да и что здесь можно было сказать… Только сейчас я заметила какой ясный у нее был взгляд…
Женщина постояла, посмотрела куда-то вдаль, затем еще раз вздохнув, попрощалась:
- Пойду прогуляюсь, погода нынче отличная,  автобус когда еще придет, а мне всего-то пару остановок здесь: пешочком – одно удовольствие…
Она уходила…   Какое-то время я смотрела ей вслед: маленькая худенькая фигурка таяла в уже сгустившихся сумерках… Что-то отличало ее от всех остальных, но что… 
           Подошел мой автобус, но я не села в него, почему-то тоже захотелось пройтись пешком…   С её появлением вдруг что-то изменилось…  Что-то витало в пространстве, как некая невидимая нить, которую мне предстояло выделить и схватить…  Силуэт женщины исчез, а я, развернувшись в свою сторону, неспешно пошла к дому…
           Мимо меня всё также неслись машины,  играл огнями проспект, с наступлением темноты город стал еще красивее,  но странная присутствующая внутренняя отчужденность мешала слиться с этим миром…   Я смотрела на  прохожих, на  их лица, и видела разницу:  что-то было в той женщине, что резко отличало её встречающихся мне людей.
           Ко мне приближалась средних лет пара: муж с женой громко обсуждали предстоявший им квартирный ремонт, они не сходились  на том, как сделать им детскую комнату.  Женщина была грузной формы, но тем не менее, на довольно высоких каблуках,  отчего со стороны смотрелась совсем неуклюже...  Семеня спешащими мелкими шажками, она держала своего супруга под руку,  склонившись всем телом в его сторону, так, что со стороны казалось, что она опирается на него как на костыль, пытаясь скинуть  на своего партнера значимую часть своего веса. 
           Мы поравнялись… Мужчина  откровенно оценивающе оглядел меня, не стесняясь при этом присутствия своей жены… Но та ничего не заметила: она уже что-то тараторила о цвете обоев, о спортивном уголке… Я перехватила его взгляд.., и тут меня осенило: глаза! Я вспомнила глаза той женщины, что повстречалась мне на остановке: они были наполнены, они были живыми и понимающими…  Однажды в какой-то из книг,  я прочитала, что свет осознания делает взгляд  особенным, и теперь, вспомнив ее глаза, я поняла, что именно отличало ее от всех остальных, встретившихся сегодня мне людей… 
           Обычно я не люблю заглядывать в лица, считая это дурным тоном, но в этот вечер мне хотелось  увидеть чей-нибудь  взгляд, хотя бы отдаленно похожий  на то, как смотрела та незнакомка... 
           В приближающийся час пик  улицы  как всегда были полны людьми. Я затерялась в толпе, как можно затеряться  только лишь в крупном мегаполисе, испытывая при этом нахлынувшее чувство одиночества: я поняла ту  общую паутину, что связывала их всех: зона комфорта…  Каждый пребывал в своей личной зоне комфорта, которую хранил, лелеял и берёг, в которую не пускал никого, и которая делала человека равнодушным ко всему тому, что было вне этого круга… , вне этой матрицы… И даже мужчина, ожидавший  у метро свою даму, стоя  с цветами, тоже был в своей зоне комфорта: он не заметил как рядом ненавязчиво бродил, пытаясь обратить на себя внимание, нищий старик в заштопанной шерстяной шапке, в надежде получить хоть несколько рублей хотя бы  на хлеб...
           Мимо меня проходило много людей,  они были разного возраста, у них были разные выражения лиц: одни шли, понурившись,  другие – были чем-то озабочены и мрачны: погруженные в себя, куда-то спешили и ничего не замечали вокруг; кто-то ругался,  реже встречались и радостные лица,  но все же, одна общность связывала их всех: их глаза не имели того  магического наполнения, которое придаёт человеку особую силу… 
Свет осознания…
               

*будет перемещено в сборник Миниатюр (см. ниже на странице)