Чувства верующих и насилие

Дмитрий Борисович Тихонов
          На этой неделе произошло чудовищное событие – теракт в Париже, в результате которого погибло 12 человек – 10 сотрудников редакции сатирического издания и двое полицейских.

Преступление, как было установлено почти сразу же, было совершено радикальными исламистами, проживающими во Франции, которые кричали, во время атаки: «Аллаху акбар». До сих пор преступники не задержаны.

В связи с данным преступлением в соцсетях и по радио развернулась дискуссия на тему: «Можно ли задевать чувства верующих?». Одни люди считают, даже из тех, кто принципиально осуждает террористическую атаку (и таких, слава богу,  – большинство), что сатирики сами спровоцировали такие силовые противоправные действия, кто-то даже может считать, что сотрудники редакции получили по заслугам, оскорбив чувства мусульман, изобразив пророка в неприглядном виде, как они его увидели, при том, что пророка мусульмане, в принципе, не видят и не имеют права видеть нигде, включая даже мечеть.

Данную дискуссию наиболее ярко сформировали и озвучили в соцсетях М. Ходорковский и Р. Кадыров. Бывший владелец НК «ЮКОС» М. Ходорковский призвал художников и журналистов, принципиально, защищая свободу слова, как одной из основополагающих ценностях, во всех изданиях разместить карикатуры на Пророка. В ответ на высказанное предложение человека, недавно освободившегося из мест лишения свободы, куда он попал по явно политическим причинам, глава Чечни Р. Кадыров объявил того своим личным врагом и выразил уверенность в том, что позиция М. Ходорковского будет правильно воспринята и «оценена» сторонниками Ислама, проживающими в Швейцарии – нынешней стране пребывания М. Ходорковского.
 
Если абстрагироваться от этого жуткого преступления, совершённого террористами, возникает необходимость разрешить для самого себя вопрос: «Можно ли позволять себе задевать чувства верующих, в том или ином виде, и, если «да», то до какой степени?». Где и в чём может быть наложено табу на возможность критиковать и высказываться?

В связи с этими событиями, лично у меня, возникает ощущение того, что происходящее связано не только с погибшими французскими карикатуристами, расплатившимися за своё видение мира ценой собственных жизней. Трудно предположить, что главная проблема в существовании настолько свирепых апологетов религии Ислама, которые позабыв всё на свете, кинулись защищать свои религиозные чувства. Фанатики различных религиозных вер, включая и Ислам, безусловно, есть по всему миру, но в случае с редакцией журнала в Париже можно увидеть продуманную и хорошо исполненную атаку исламской военизированной организации.

Очень похоже на то, что мы стоим перед фактом начала открытого, очень агрессивного, противодействия между представителями разных верований и религий в мире, в котором исламисты пытаются навязать другим религиозным группам свои правила и культурные ценности всем остальным людям, включая атеистов. И это ужасно. Хотя бы потому, что в нашей стране проживают люди разных конфессий. И начавшаяся конкуренция способна вызвать предпосылки социальных, помимо экономических, которые нас уже и так одолевают, причин для последующих потрясений нашего общества, на фоне религиозных потрясений. И доказательством моей позиции я считаю именно прозвучавшие угрозы Р. Кадырова в адрес М. Ходорковского.

          Конечно Христианство возникло и распространялось в мире, в том числе, крестовыми походами, отличавшимися большим количеством жертв и разрушений. А выявленных врагов Христианская Церковь не так давно отправляла на костры тысячами. Разве же это нельзя назвать своего рода терроризмом и экстремизмом, проводящимся на уровне Государств того времени?

          Но любая религия, включая Ислам или Христианство – это инструмент, позволяющий управлять группам одних людей, находящихся у Власти, людьми, составляющими пассивное большинство, поэтому террористические атаки,  совершаемые даже под религиозными лозунгами, можно считать попыткой управлять и манипулировать огромными группами людей, составляющих представительство нашей современной цивилизации.

          Похоже, что в настоящее время в нашем мире наиболее активизировалась группа мусульман, которая, радикализировавшись, начала борьбу за мировое господство в мире, набирая в свои армии мусульман, проводящих террористическую работу. Мир просто раскололся вследствие разных религий, так как завоевать господство людям, исповедующим Ислам, вряд ли удастся мирно. А это значит – нужно ожидать и бояться новых потрясений, под теми же лозунгами борьбы с неверными, которые характерны для радикальных мусульман всего мира. И для нас это очень актуально, потому что хоть РПЦ и является ведущей, на сегодняшний день, религиозной «начинкой» для умов людей нашей страны, мусульман у нас тоже много, их становится всё больше и больше.

          Но для меня важно также, чтобы насилие было запрещено и изжито в человеческом обществе не только под лозунгами Ислама, но также под лозунгами нашей Церкви, Православной, являющейся частью мирового Христианства.
А насилие, проводящееся в интересах нашей Церкви, на мой взгляд, существует, и оно даже не только  оправдывается людьми, но также и возводится на уровень Государства, как будто интересы Православия, защищаемые насильственным способом, становятся в один ряд с интересами граждан, которые ждут от своего Государства защиты и средств к существованию.

          Давайте вспомним скандал с Пусси Райот. Мне кажется, что, в принципе, по уровню возможного  воздействия на чувства верующих и своей направленности, в своём роде, дело девушек, получивших за своё выступление в Храме Христа Спасителя по 2 года от имени Российской Федерации, представляется более серьёзным событием, чем факты публикаций карикатур французами. Но наши девушки получили тюремные сроки, что является актом насилия, а сотрудники французской редакции погибли. 
И в том и в другом случае, к людям, по-разному заявившим своё несогласие с действиями людей, совершаемыми под прикрытием религиозных лозунгов, применены насильственные методы, имеющими разное исполнение и разные последствия. Отличие в том, что у нас насилие, в пользу Церкви, совершено от имени Государства, без лишения человека жизни, а во Франции людей судили и сразу привели приговоры в исполнение, совершив это от имени мусульман.

          Но в обоих случаях к людям, высказавшимся с антирелигиозными взглядами против действий людей, разных вероисповеданий, применено насилие, хоть и в мерах разной степени.

          Полагаю, что не разумно и не справедливо, в равной степени, осуждать или защищать  разнонаправленные действия одних групп людей по отношению к другим. Считаю, что необходимо либо полностью отказаться от защиты чувств каких-либо верующих, путём любого насилия, проводя это через позицию Государства (в частности – в судах), исключив данную норму из Права, либо готовиться, хотя бы мысленно, что права религиозных групп людей должны быть защищены в отношении любой религии, причём, по всему Миру, но исходя из принятых для всех и каждого правил.