Исповедь домохозяйки

Борисова Елена Вл
   ПЬЕСА В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
 
Н а д е ж д а  П е р в у х и н а,  39 лет, домохозяйка
А л е к с е й  П е р в у х и н,     43 года, ее муж, владелец небольшого продуктового магазинчика
 
В е н и а м и н,                19 лет, их сын, студент
Д а ш а,                18 лет, невеста Вениамина, студентка
В е р а  И в а н о в н а,            64 года, соседка из квартиры напротив, пенсионерка
 
 
 
                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
 
 
Лестничная клетка обычного типового многоквартирного дома. Всепоглощающий, словно бездна, полумрак. Скромно одетая женщина  пытается  попасть к себе в квартиру. Сумки сиротливо прислонились к стене здесь же, рядом: брошены на кафельный пол.
 
 
 
Н а д е ж д а.  Ничего не пойму! Ключ не подходит… Вот незадача! Странно! Замок, что ли, кто-то сменил? Не может быть…Или я подъезд перепутала? Или дом? Нет! Дверь –то точно наша. Когда въехали сюда двадцать лет назад, так муж сам ее оббил коричневым дерматином. Теперь-то у всех двери красивые, железные, новомодные, это у нас все еще по старинке... Так что дверь точно наша. Я еще не выжила из ума. Но почему ключ не подходит, не пойму…Неужели мой благоверный  решил сменить замок? Зачем ему это?  Задумал меня таким образом из квартиры выкинуть?
 
 Достает из сумки допотопный телефон.
 
Н а д е ж д а.  Привет! Это я...Ты можешь говорить?
 
А л е к с е й . Что случилось?
 
Н а д е ж д а. Вот, пришла с рынка... В  квартиру не могу попасть. Кажется, ключ не подходит... Ты , случайно, замок не менял?
 
А л е к с е й ( раздраженно). Какой еще замок?
 
Н а д е ж д а. Какой-какой...На двери в квартиру!
 
 
А л е к с е й . Слушай, оставь меня в покое! Я занят! Ничего я не менял...
 
Н а д е ж д а. Странно...
 
 Машинально кладет телефон обратно в сумку и  садится на ступеньки. За сценой хлопает  входная дверь в подъезд. Затем - слышится радостный собачий лай вперемежку с монотонными звуками шагов.
 
 
В е р а  И в а н о в н а (входя на сцену). Доброго здоровьичка!
 
 
Н а д е ж д а. И вам не хворать! Что, нагулялись?
 
 
В е р а  И в а н о в н а. Да! Мы, вот, к ветеринару ходили прививку делать, а потом еще в парке погуляли. А вы что здесь сидите, домой не идете?
 
 
Н а д е ж д а.  В квартиру попасть не могу: дверь не поддается.
 
 
В е р а  И в а н о в н а. То-то я смотрю, ваш Венечка все утро возился с дверью: молотком стучал, сверлил что-то. Может, починить хотел, да не вышло?
 
 
Н а д е ж д а (соседке). Веня? ( И в сторону.) Так это он сменил замок?
                (Снова соседке.) А ключ он не оставлял?
 
 
В е р а  И в а н о в н а. Нет, мне не оставлял. Может, в почтовый ящик кинул?
 
Н а д е ж д а (с воодушевлением). Точно! В почтовый ящик! Как я раньше не догадалась посмотреть там…
 
 
 Соседка исчезает за своей дверью. Надежда   убегает со сцены, уверенная, что ключ, конечно же,  ждет ее в почтовом ящике. Через минуту возвращается, потерянная и расстроенная.
 
 
Н а д е ж д а (про себя). Странно! Нет ничего: ни ключа, ни записки.  Не понимаю...
 
 
Снова достает телефон, пытается кому-то позвонить. В ответ - безмолвие... Опять садится на ступеньки.
 
                ЗАНАВЕС
               
 
                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
 
 
Кафе. Несколько столиков, за одним из которых-  хорошо одетые юноша и девушка. Мило разговаривают,  улыбаются, как весенние цветы  солнышку на клумбе.
 
 
В е н я. На! Вот тебе ключ от нашей квартиры! Теперь нам есть, где вить семейное гнездышко. Я все устроил…
 
 
Д а ш а (капризно, растягивая слова). Жить с родителями я не хочу, ты же знаешь. Тут со своими-то поладить не могу, а с твоими - тем более. Да и   мать у тебя -такая отстойная лохушка из прошлого столетия: будет с нравоучениями постоянно лезть.
 
 
В е н я (с ухмылкой). Никаких родителей! Бери ключ! Я тебе говорю, что СВОЕ, гнездышко вить будем. (Переходя на шепот.) Батя у любовницы уже полгода как обосновался, похоже, надолго. А мать у бабки с дедом будет жить.
 
 
Д а ш а (радостно, бодро). Так это  другой разговор! С этого бы и начинал…
 
В е н я (расплачиваясь с подошедшим к столику официантом). Поехали к тебе за вещами!
 
 
 
Влюбленные встают и уходят.
 
                ЗАНАВЕС
 
 
                ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
 
 
Детская площадка: пустующие качели и  песочница. На заднем плане - многоэтажные здания. Надежда пристроилась  на убогой, как вся ее жизнь, скамеечке в стороне.  Пытается, наверное,  в сотый раз до кого-то дозвониться. Наконец-то на том конце соизволили ответить.
 
 
Н а д е ж д а. Сыночка! Наконец-то! Ты где, родненький?
 
 
В е н я. Мам, я занят... Буду поздно, не жди меня.
 
 
Н а д е ж д а. Я не могу попасть домой. Ты что, замок сменил? А ключ мне оставить забыл?
 
 
В е н я. Да, сменил. А ключ не оставил, потому что так надо. Ты, мам, иди, переночуй у бабки с дедом.
 
 
Н а д е ж д а. Как "переночуй"? Так мне же обед готовить надо! У меня ,вон, и  курица уже оттаяла, течет, на сковороду просится. Ты же придешь, а дома - ничего вкусненького.
 
 
В е н я. Мам, да о чем ты!  И не голодный я: в кафе поел...Ты иди, слышишь, иди! А вещи я тебе потом привезу…
 
 
Н а д е ж д а (с удивлением и подозрением). Какие вещи? Зачем мне вещи на одну ночь?
 
 
В е н я. Все, мам, некогда мне…Короче, я тебе сказал,  иди к бабке, и не выводи меня из себя…
 
 
 Сын отключился, как будто канул в пустоту, во мрак небытия.
 
Н а д е ж д а ( про себя). Бросил трубку. Короткие гудки, как иглы, царапнули ухо. Вот и вырос мой Венечка... Кто бы мог подумать? С отца пример берет: мать ни во что не ставит...
 
 
 
                ЗАНАВЕС
 
                ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
 
 
Тротуар поперек сцены.( Которая в этом действии то медленно  вращается, когда героиня идет, то  останавливается, когда та перестает двигаться). По тротуару плетется, еле волоча ноги, Надежда.  На заднем плане - дорога, по которой мчатся автомобили. (Нарисованная декорация или передвигающиеся подвешенные макеты). Звуковой фон за сценой:  автомобильные сигналы, свисток милиционера, звуки резко тормозящих машин.  Женщина периодически останавливается, ставит сумку на землю, отдыхает, делает пару-тройку шагов и снова останавливается.
 
 
Н а д е ж д а  (бормоча себе под нос). Как не хочется  идти к родителям. Будут расспрашивать...Как себя вести?
 
( Глубоко вздыхает).
 
 
Разобраться бы, что сейчас происходит! Всю жизнь посвятила мужу и сыну, экономила на всем: на косметике, на одежде, покупала себе только действительно самое необходимое. Вот именно! Покупала все необходимое только себе. Экономила только на себе... Муж работал, обеспечивал семью, был на людях. Ему надо было хорошо выглядеть. Поэтому ему всегда покупали, что получше. А мне-то и выйти особо было некуда, разве что за покупками на рынок. А для этого обновы не нужны. Сын постоянно болел, слабеньким рос, хилым, поэтому я так и не вышла на работу после окончания  декретного отпуска. Он рос, росли его запросы. Я же всегда  старалась, чтобы мальчик  не был ущемлен ни в чем.
 
Вот и получалось: за столом  кусок пожирнее – мужу, он добытчик, ему силы нужны. Лакомства – сыну, он маленький и болезненный. Сама довольствовалась малым, тем, что оставалось.
 
В доме - порядок, уют, всегда наготовлено, как на свадьбу. Только вот в глазах, как у загнанного зверя,  видимо, больше не стало  огня, потухла  искра жизни. Вот муж и ...
 
(Надежда   высморкалась в желтый платочек, вытерла слезы  и  снова продолжила  изливать душу самой себе).
 
 
Когда подрос сын,  я ведь как-то   порывалась  вернуться на работу, даже подруг со старой работы стала обзванивать. Тогда у меня еще были подруги...
 
(Надежда  вздохнула. Посмотрела куда-то в сторону, на газон, потом на дорогу. Вернулась в свою реальность).
 
Но муж отговорил: дома тогда будут одни полуфабрикаты. А у него гастрит и печень, он должен питаться свежим и натуральным... Да и Венечку - то на уколы, то на физиопроцедуры надо было постоянно водить. И снова  пришлось уступить.
 
(Тут Надежда снова смахнула слезу, потому что дошла до самой черной страницы  в книге своих воспоминаний).
 
 
 
 
А потом вдруг неожиданно,  как обычно наступает   зима,  муж ушел к молодой, красивой, ухоженной. Сын, тогда уже взрослый, встал на сторону отца, мол, сама виновата,  не смогла удержать мужа: стала для него слишком простой, безделушкой. Как хочется закрыть глаза и проснуться в далеком " вчера", где все по-старому. Попасть бы туда и все  подкорректировать, исправить , стать другой, если дело во мне...
 
(Она обошла двух клюющих что-то на дорожке голубей. Улыбнулась, глядя на них).
 
Сначала муж, а  теперь вот и сын вытер ноги, как о половую тряпку. Почему так вышло? Ведь вся моя  жизнь была -  только для них и ради них. Выходит, зря я  так сильно отдавалась семье? Не оценили! Себя как  крупную купюру на медяки разменяла и не заметила, растратила… А ведь неплохой медсестрой была, училище когда-то на отлично закончила... Да только из медицины на двадцать лет нельзя уходить: навыки теряются. Да и лекарства теперь  - новые, и методы, и оборудование. Кто меня сейчас  на работу по специальности возьмет с такими пробелами в знаниях?
 
 (Снова вздыхает, но на этот раз  глубоко, многозначительно, громко).
 
 
Эх! Все развалилось в одночасье, рассыпалось на мелкие осколки, как будто любимая треснутая чашка в руках распалась, перестала существовать. Треснутая? Вот именно, треснутая.  И давно. Я просто этого не замечала. НЕ ЗАМЕЧАЛА! А трещина разрасталась годами, разбрасывала свои паучьи лапки в разные стороны, все больше и больше охватывая чашку - мою семью. Вот, иду, несу в руках осколки. Куда и зачем? Надеюсь склеить? Нет, так нельзя. Второй раз грабли ударяют вдвое сильнее... Они уже ударили...
 
И слезы - предатели, лезут и лезут. Прийти к родителям в слезах нельзя. У отца больное сердце. Он расстроится. Еще удар хватит... А мать, как всегда, сделает из простой семейной драмы шекспировскую трагедию. Сначала забросают мелкими камешками - расспросами, потом в ход пойдут средние камни - комментарии о моей никчемности, но подытожат водопадом булыжников, которыми и добьют меня. Это будут слова жалости в адрес  убогой, неспособной самостоятельно выбраться из паутины навалившихся проблем.
 
Не состоялась... Не на то в жизни поставила... Проиграла... Все, чем жила столько лет, теперь выброшено в урну скомканным фантиком от конфеты.
 
Поэтому плакать нельзя. Все! Никаких слез! Про то, что муж ушел, они еще не знают. Не надо, чтобы они и про выходку Вени знали. Скажу, что благоверный - в командировке,  сын - у подружки остался ночевать, а мне просто скучно, вот  и пришла...
 
 
Это  я скажу сегодня. А завтра?
 
Может, все-таки, рассказать правду? Подставить голову под водопад камней сразу всех трех калибров?  Или все-таки солгать, мол,  сама ушла, чтобы не мешать молодым? Но это значит, развеять по ветру даже пыль от осколков любимой разбитой чашки... Вымести сор из избы?.. Или нет?.. Что же делать? Как быть? И быть ли мне вообще?
 
(Только что решившая не плакать Надежда, снова смахнула слезу. Взяла сумку в другую руку, освободившейся  поправила выбившуюся из-под заколки прядь волос).
 
 
Видимо, домохозяйка рано или поздно становится неинтересной не только самой себе, но и  мужу, и даже  детям. Как будто перестает быть человеком, превращается в  предмет быта: стул или  стол, о которые все спотыкаются...
 
Уже вечереет. Тяжелые тучи нависают все ниже и ниже. Осень все настойчивее заявляет о себе...Надо поторопиться, а то родители рано ложатся. Как бы мне не остаться ночевать на улице...
 
(В очередной раз достает телефон, смотрится в него, как в зеркало. (Сцена перестает вращаться).  Вытирает платочком влажные от слез глаза и решительно, твердым шагом направляется   в сторону жилых домов.  (Покидает  сцену).
 
                ЗАНАВЕС
 
 
Источник: