Записки аутиста. Гиперчувствительность. Выводы

Анна Филимонова
Гиперчувствительность

Вопреки существующему мнению и при кажущемся внешнем спокойствии, многие "аспи" чрезвычайно, можно сказать, экстремально, гиперчувствительны.
Слишком громко и запредельно близко - это про них.

Большинство "аспи" крайне тяжело воспринимают критику. Это осложняется ещё и тем, что они, минуя тонкости, всё понимают слишком буквально.

Некоторые очень чувствительны к яркому свету (особенно, к лампам дневного света), другие остро реагируют на различные запахи, и многие не выносят громких звуков, а также излишней суеты вокруг.

Если сильные внешние раздражители продолжительны, у них может очень быстро произойти моральное истощение. Одна из женщин-аутистов писала в сети, что у каждого человека есть внутри своя "батарейка". И если у нейротипичных людей она израсходовалась, допустим, на 80 процентов, то при прочих равных условиях у людей с синдромом Аспергера с учётом аварийного питания она расходуется процентов на 150 и более.

При сенсорных перегрузках им необходимо срочно уединиться, какое-то время побыть в тишине, чтобы восполнить экстремальные энергетические затраты. Если же это невозможно сделать в данный момент физически, то они просто уходят в себя.


Выводы

Словом, каждый раз при общении высокофункциональные аутисты понятия не имеют, что и как говорить, как смотреть на собеседника и что при этом полагается чувствовать. То есть всё, что так естественного для нейротипичного человека, аутисту даётся с адским трудом и нечеловеческим напряжением.

При этом зачастую они моментально и экстремально эмоционально истощаются, что может негативно сказаться на их физическом и душевном здоровье.

К тому же, аутистам с синдромом Аспергера свойственно говорить в основном на интересующие их, и часто довольно узкоспециализированные, темы, при этом они могут совершенно не ориентироваться и теряться во всём остальном, тем более в том, что касается повседневной жизни и социальных взаимодействий.

Вследствие этого становится понятным их неудержимое и естественное стремление к уединению и замыканию в своём собственном внутреннем мире, где им интереснее, комфортнее и безопаснее, поскольку это продиктовано в том числе инстинктом самосохранения.