Два орешка

Влад Русов
В начале перестройки, когда арахис не продавали в магазинах в красивой упаковке, как сегодня, его на улицах предлагали прохожим старики. Они покупали на овощном рынке у выходцев ближнего зарубежья орехи в скорлупе, расколупывали её, поджаривали содержимое и торговали им стаканами, пересыпанными в газетные кульки. После рабочей смены, выходя из заводской проходной, я часто покупал орешки у одной старушки. Она их поджаривала очень искусно, именно так, как мне нравилось.
Почему моя интуиция выделила именно её из общего ряда торгующих? На ней была простая и, чувствовалось, много раз стиранная, но аккуратная, одежда, рождающая во мне милое сердцу ощущение деревенского уюта и целомудрия. Даже скромный ситцевый платочек на голове, скрывающий седину когда-то густых красивых волос, был тоже к месту. Она, вся такая ладная, сидела, с задумчивым видом поодаль от остальных торгующих, вспоминая, возможно, прожитые годы.
Всю жизнь проработала в колхозе, вначале за трудодни, потом за символическую зарплату. Если бы не личное хозяйство, которое очень раздражало власть имущих, жить было бы не на что. Трудно жилось в деревне в советские годы, что и говорить. Но оказалось, что такое желанное будущее поставило людей ещё в более невыносимые условия. Внучок, окончивший технический университет, не может найти работу, т.к. везде нужны специалисты со стажем. Дочка с зятем торгуют барахлом на вещевом рынке, что бы как-то свести концы с концами. У самой пенсия – курам на смех. Вот и приходится приторговывать. Старики государству оказались  в тягость, и оно на них стало экономить. Куда же подевались деньги на содержание пенсионеров? Мне, старухе и то понятно. Новое поколение бизнесменов думает только о своей прибыли, стараясь уйти от налогов. Они даже не задумываются, что воруют у  стариков, чьих – то отцов и матерей. И откуда только  взялись эти «новые русские»? Поступают, как нелюди: кидают друг – друга, подставляют, шантажируют. Живут одним днём, словно бабочки – однодневки. Ни прошлого у них нет, ни будущего, ни образования, ни воспитания.  Но, что самое интересное, так начинает жить вся страна. А честные, порядочные, совестливые люди оказались не у дел, потому что духовные ценности отошли на второй план. Как же простому человеку противостоять этому злу?   Куда подевались понятия  благородства, чести, достоинства, ответственности, доброжелательности? Ведь именно их отсутствие и рождает в стране массу проблем. Где найти силы выстоять в это трудное время, сохранить душу свою от пагубного разложения потребительской психологии и продолжать творить добро, как бы трудно ни было? Где ты, русский дух, когда пробудишься? Господи, на всё воля Твоя.
  И не было в её взгляде, выцветших от времени глаз,  ни возмущения, ни протеста, а только мудрое спокойствие человека, принимающего жизнь такой, как она есть. А рабочий люд, ещё полный сил и энергии, устремлялся мимо  живым потоком, не желая признавать в ней своего, возможного, будущего.
Хочу обратить внимание на одну особенность. Когда она пересыпала орехи из стакана в заранее приготовленный кулек, то всякий раз обязательно добавляла из своего мешочка пару штук сверх установленной нормы. Это показалось мне забавным.
- Бабушка, скажите, зачем вы добавляете орешки, ведь это явный перерасход товара?
- Э, милок, те, что в стакане, я продаю за деньги, а энти даю просто так, от души. Кушай на здоровье.
Так вот почему её арахис мне казался таким вкусным! Он был заряжен энергией её натруженных рук. Дополнительные орешки,  брошенные в кулёк сверху, первыми попадали в мой пищевод, прокладывая дорогу остальным и заряжая  организм доброй позитивной энергией. Я проникся к старушке такой благодарностью, что, когда её не было на торговом пятачке, у других торговок орехи не покупал.
Но однажды она пропала надолго. Я не выдержал и поинтересовался у женщин, куда делась бабушка, торговавшая вон на том месте?
- Это баба Рая, что ли? Да откуда ж мы знаем? Странная она была какая-то, с нами не общалась, всё больше молчала. А орехи у неё раскупали быстрее всех.
- Да колдунья она, привороты знает, вот и дурачила людей, - зло перебила свою подругу другая женщина.
Мне всё стало ясно. Эх, людская зависть. Обидели человека, вот она и ушла от них. 
Как-то раз мы с женой прогуливались по улице Комсомольской. Проходя по подземному переходу, я заметил торгующих орехами двух интеллигентного вида женщин пред пенсионного возраста. Мне стало интересно, а как у нас, в центральном районе города, обстоят дела с доброжелательностью и бескорыстием. Я попросил жену остановиться, пояснив, что хочу купить орехи.
- Милый, не делай этого, - запротестовала супруга, - не известно, в каких условиях они были приготовлены.
Но остановить меня уже было не возможно. Во мне пробудилась страсть исследователя человеческих характеров. Я часто в детские годы слышал от родителей, что нельзя быть мелочным. И вот теперь, в зрелом возрасте, осознал, что в вопросах любви, добра и веры мелочей не бывает. Эти качества в человеке вначале проявляются  в малом, а уже потом, из незначительных, казалось, поступков, трансформируются в жизненные принципы.
- А можно у вас купить орешки? – Обратился я к женщине бальзаковского возраста, которая выглядела представительнее и респектабельнее своей партнёрши по бизнесу.
- Конечно можно, сейчас обслужим по высшему разряду, - ответила она солидно и с достоинством.
Мои худшие предположения оправдались. В центральном районе города с добродетельностью и милосердием дела обстояли более  напряженно, чем на заводской окраине. Дополнительных орехов мне предложено не было, да и «хрустальный» стаканчик был явно ниже ростом своего стандартного гранёного родственника. Но я всё же попытался спасти ситуацию.
- Извините, мне показалось, что, когда вы пересыпали из стакана в кулёк, два орешка упали мимо.
- С чего вы взяли? Я всегда пересыпаю очень аккуратно.
- Дорогой, успокойся, прошу тебя, - взмолилась жена и попыталась за руку оттащить меня от торговок.
- Нет, подожди, - освободив руку, я твёрдо заявил, - и всё же я настаиваю!
- Ишь ты, какой настырный! И как ты, милая, с ним только управляисси? – Притворно удивилась женщина, придав голосу оттенок явного сарказма. Раскрыв кулёк, она небрежно бросила в него горстку орехов. – На, получай, только отстань, а то всех клиентов мне распугаешь!
Расплатившись, я молча повернулся и отошёл от торговой точки. Маленький цветной кулёк из плотной глянцевой бумаги журнала «Огонёк» оттягивал мне руку, словно пудовая гиря.
Есть  эти орешки мне уже расхотелось.