Семь законов симеонов

Ольга Самсонова-Гуня
   Каждый из нас, родителей, понимает, как важно до школы развить интеллектуальный и творческий потенциал ребенка. Мы прилагаем к этому массу усилий: отдаем детей в школы раннего развития, покупаем развивающие игры, штудируем умные книги, и при этом не задумываемся, что за тысячи лет была разработана уникальная система развития ребенка, и имя ей – народная сказка.
    Сказки есть в каждом доме. Дети любят их, тянутся к ним душой. Именно из сказок дети получают первые представления о природе, о взаимоотношениях людей, о происхождении  явлений этого мира. При знакомстве со сказкой в легкой развлекательной форме происходит развитие сразу ВСЕХ мыслительных процессов ребенка : и речи, и памяти, и восприятия, и мышления, и воображения. Мира сказки обогащает чувственную сферу ребенка, заставляет его переживать, волноваться, радоваться, и,  в конечном итоге,
превращает его из пассивного слушателя в активного творца новых фантастических миров.
    Сказка эффективна ВСЕГДА. Но при правильном отношении к ней  эффективна втройне. Если  вы решили развивать ребенка на материале сказки , то следует познакомиться с ее законами. Их немного – всего семь.

Закон № 1. Глаза в глаза.

     В старину сказки не читали, и, тем более, не смотрели по телевизору – их рассказывали, передавали из уст в уста. И этот старинный метод таил в себе глубочайшую мудрость. Когда мы смотрим в книгу или на телеэкран, наши глаза не видят ребенка, не замечают его реакции на происходящее, не могут поддержать его, помочь, посочувствовать. Когда мы рассказываем сказку – мы не просто передаем текст – мы ВЗАИМОДЕЙСТВУЕМ, мы создаем с ребенком общее духовное пространство. И чем чаще такое взаимодействие, тем быстрее оно перерастает во взаимопонимание.

Закон № 2.Создание миров.

   Глядя в телеэкран или на иллюстрации в книге, ребенок получает образы героев и их действий в готовом виде. Это лишает его блистательной возможности фантазировать, создавать сказочные миры самостоятельно. Не стоит забывать,  что ребенок дошкольного возраста  в большей мере живет в мире воображаемом, и не стоит обеднять этот мир.
   Уберите книгу. Выключите все источники лишних звуков. Притушите свет. Повествуйте спокойно и размеренно. Дайте своему ребенку время для полета фантазии!

Закон №3.Театр одного актера.

   Задайте себе ряд вопросов: знаете ли вы сказки? Умеете  ли вы их рассказывать? Достаточно ли богат ваш эмоциональный потенциал? В состоянии ли вы увлечь ребенка?
   Первое, о чем вы должны помнить – речь. Не старайтесь пересказать сказку слово в слово, лучше следите, чтобы ваша речь не была монотонной, излишне быстрой или излишне медленной, иначе вы добьетесь обратного эффекта – ребенок не захочет вас слушать.
   Как радуга сияет спектром красок, так и живая ваша речь должна сиять всем спектром чувств: от негодования, тревоги, до чистой, неподдельной радости.
 Если в сказке звучат голоса животных – то они должны быть узнаваемы. Ребенка не обманешь, он знает, что медведь рычит, а лисичка  сладко напевает.
   Пусть ваш малыш повторяет за вами, и его речь будет лучше развиваться.

Закон №4.Чистая вода.

   Рассказывая ребенку сказку, иногда давайте характеристики героям. Например:
«Вот какая она хитрая, эта лиса!» , или : «Нельзя же быть таким жадным, как этот медвежонок!». Важно ценить воспитательный момент сказки. А ваши комментарии помогут детям плавно войти в систему ценностей  предков  и создадут им правильные морально-нравственные ориентиры на будущее.
   Создавайте чистую духовную ауру в общении с малышом, стройте здоровый и прекрасный мир.
   Кстати, народом издревле замечено: кто здоров душевно, тот меньше болеет физически.

Закон № 5.Закон сохранения композиции сказки.

   Изо дня в день, ускоряя темпы нашей жизни, мы начинаем все упрощать. К сожалению, даже самое важное. Рассказывая сказку, мы забываем важнейшие составляющие ее композиции – присказку и мораль. Таким образом, сказка теряет свое истинное начало и не доводится до логического конца.
  А ведь именно присказка заставляет ребенка концентрироваться на сказке, подготавливает его восприятие. Мораль же подводит итог всему рассказанному, осмысляет повествование.
   Для нас важно, чтобы ребенок не просто слушал, а учился ВНИМАТЬ – переживать услышанное, принимать его к сердцу. Только так мы сможем правильно развить внимание.

Закон №6.Закон сохранения исходного текста.

   Человек  живет неполных восемьдесят  лет. Сказки существуют многие тысячелетия. Не думайте, что вы делаете благородное дело, когда говорите ребенку, что колобок сбежал от лисы, а золотое  яичко  упало и не разбилось. В каждом древнем тексте существует глубокий подтекст, поэтому не стоит корректировать  вековую мудрость.
   Если фантазирует ребенок – великолепно! Развивается его воображение, а это именно то, чего мы добивались. Но впервые услышать сказку ребенок должен в том варианте, как она досталась нам от предков.

Закон №7.Тайна за семью печатями.

   Воспринимая текст сказки, ребенок должен почувствовать, что в сказке остается какая-то нераскрытая тайна. Это тот самый мифологический подтекст, о котором мы говорили выше.  Идеально, если сам родитель этим секретом владеет, но не спешит раскрывать его перед ребенком, а позволяет ему обдумать, осмыслить  недосказанное самостоятельно.
  Хорошо, если ребенок после прослушивания сказки задает вам вопросы. Если этого не происходит – не  переживайте: вопросы могут прозвучать и через неделю, и через месяц – значит в вашем доме подрастает серьезный мыслитель!




Только для родителей!!!
Неизвестный Колобок
Или тайна за семью печатями.

   Что мы знаем о Колобке, таком привычном и будничном?
В старину на Руси колобком назывался небольшой колоб хлеба, испеченный из последней муки в доме и использовавшийся как ритуальная пища. Посвящался такой колобок божеству Солнца. Более того – он ассоциировался с этим божеством. Почему?
   Проведем аналогии по сходству: и Солнце, и Колобок оба круглые, желтые и горячие. А так же по важности они оба необходимы для людей – свет солнечный и хлеб насущный.

   Лингвистический анализ нам поведает следующее:
- КОЛО -  древний корень, означающий одновременно и понятие «круг»  и имя славянского солнечного бога Хорса.
В значении «круг» корень – КОЛО – присутствует в словах « коло-кол», «коло-ворот», «коло-дец».
Корень  -ХОРО- тоже означал круговое движение. Сегодня мы знаем слова «хоро-вод» и «хоро-шо» , которые в старину связывались непосредственно с именем бога Хорса.

   Таким образом, «колобок» может пониматься двояко:  и «круглый бок», и «Коло-бог».
По сюжету сказки колобок встречается с четырьмя животными, и это может символизировать встречу Солнца с четырьмя временами суток или временами  года. Этим
объясняется финал сказки,  когда  лиса – олицетворение ночи или зимы – губит колобка.
Но не бойтесь этой гибели – она условна, она обозначает обновление природного цикла.

 Приходит Весна, и снова Солнышко-Колоколнышко возобновляет свой пресветлый путь по небосклону!
 
                Счастья  вам и мудрости!
                Ольга Самсонова.