Не дано

Лауреаты Фонда Всм
ЕВГЕНИЯ ШАПИРО - http://www.proza.ru/avtor/evgenibpop - ПЯТОЕ МЕСТО В ИМЕННОМ КОНКУРСЕ ЕВГЕНИИ ЛАПИНОЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 Наш город стоит на холме. Лента реки, извиваясь, огибает холм и убегает. Сверху посмотреть: огромный пирог, уставленный домами, деревьями. И всё рассечёно на части огромными оврагами. Их даже оврагами не назовёшь: то ли проломы в земле, то ли многовековые промоины.

Между двумя оврагами помещаются две параллельные улицы, где я и живу. А работа на другой стороне: то ли в объезд, то ли вверх-вниз через овраг – полчаса лишних, и обратно столько же.

От начала оврага до насыпи через него – пять-шесть остановок троллейбусом, а овраг вниз дальше тянется.

Лет двадцать назад через овраг перекинули мост. Он стоял на длиннющих сваях, как цапля. Общественный транспорт по мосту не пустили;  все сокращали дорогу пешком, как снующие по тропам муравьи. Тонкие человечьи ручейки, прижатые к перилам моста, и две широкие полосы в центре – для машин.

Овраг был через дорогу от моего дома, а мост в двух остановках, только я по нему старалась не ходить – боялась высоты. Взгляд сверху утыкался в верхушки десятилетних деревьев, которые оставались далеко внизу.

Любой мост над рекой при падении человека давал крохотную надежду на выживание. Этот мост лишал любых иллюзий – водяной подушки под ним не было. Тем удивительнее казался бегущий по дну маленький ручей, через который легко перепрыгнуть.

А потом все страхи показались ерундой: в знойном июле умер любимый человек. Умер дома, оставив мне свой последний выдох, с которым теперь предстояло жить. Катафалк ехал кратчайшим путём – через мост.

Ливень начался, когда  гроб опускали, и уже не переставал. Небо сопереживало моей потери. Говорят, дождь провожает добрых людей.
Все вымокли до нитки, предстояло позаботиться о провожающих. Обратная дорога оказалась долгой: за дождевой стеной мост еле просматривался. Скрылись под водой пешеходные дорожки, по бокам смутно угадывались ограждения.

Потоки воды с шумом плескались по бетону, образовывая завихрения у края, и журчащими ручьями стекали в пропасть. Река, парящая в высоте – земли за дождём не видно, словно всё вокруг растворилось, и мира больше не существует, как и прежней жизни.

Легковые машины разворачивались ещё при подъезде к мосту. А мы в автобусе проехали через это водопадение.
Похороны, ливень, мост, залитый водой, поминки – всё слилось в сознании во что-то страшное.
 На работу ездила с двумя пересадками, в объезд. И лишь дорога к кладбищу всегда вела через этот мост.
Поэтому я так перепугалась в ту ночь.
***
Мост рушится  в шаге... Сердце ухает, испуганно, отчаянно бьётся, кровь разгоняется, жар охватывает тело, даже проснувшись, трудно поверить, что это только сон.

День переживала, пыталась разгадать значение виденного. Через день я забыла о сне, потому что раздался звонок друзей юности.

Сорвалась с работы проводить в последний путь знакомую. Красные гвоздики на снегу – при жизни я ни разу не подарила ей цветов.

Почему мы встречаемся так редко и каждый раз на похоронах? Хочется переломить ситуацию. Но жизнь засовывает в быт, суету, от которых никуда не деться. И встреч не происходит ещё несколько лет.
***
Мост падает тихо, без звука –  охватывает отчаяние, проснулась в слезах. Телефонный звонок через два дня призвал в ту же квартиру попрощаться с хозяином дома. Белые розы: первые и последние в нашем общении.

Вечер. В квартире за бокалом вина засиделись мы, без хозяев. И редкие встречи с дорогими людьми обесценены – я не хочу больше с ними встречаться такой ценой.
***
Но нельзя же из-за случайных снов бояться жизни? Я иду к знакомой по мосту через реку под палящим солнцем. Под футболкой пот, и вдруг ледяной озноб на миг, потом всё проходит. Замёрзнуть в летний полдень? Не к добру.

Стираю мысленно всё плохое, чему не дала появиться, рисую сочными красками день вокруг себя: такой, какой есть. А время замерло и терпеливо ждёт, когда я прорисую листочки на дереве, чтобы донести до меня их шелест.

В сон этот мост приходит через год. И что? К кому, куда бежать? Что спросить или сказать?
Через два дня тихий голос в телефоне.
– Витя утонул в реке рядом с домом за мостом.
Разве могут уходить восемнадцатилетние?
– Этого не может быть.
А в ответ слышен плач. Водопадение.

Его мама на кладбище подходила к каждому и повторяла:
–  Ходите в горы, ездите на кортах, только не заплывайте далеко.
И крёстные мальчика все дни рядом – шаг за шагом отводят её от края.

И мысль стучит, как дятел, в голове: могла ли я предвидеть? Могла ли оттащить от беды? Что за наказание: почувствовать, но не понять, не помочь?
***
Месяц назад в моём сне снова обрушился мост. Незнакомый.
Дождавшись, когда утро разбудило всех, я стала названивать друзьям:
– У вас всё нормально? Вы здоровы? Пожалуйста, ведите себя хорошо.

 Тревога не проходит. Обратилась к психологу.
– Что значат эти сны? Простое совпадение? Что ждать в этот раз? Снова произойдёт несчастье?

– Не любишь ты мосты. вот они и снятся. А вспоминаешь о них, когда что-то  плохое случается. Кончились твои мучения. Запас плохого исчерпан. Теперь всё будет хорошо.

Мне хотелось его расцеловать. Какой счастье, мои сны больше ничего не значат. И мне не надо бояться засыпать этой ночью.

Прошло три недели. Мне было стыдно за свой порыв, когда я обзванивала людей, пугая вопросами, выясняя об их здоровье, досаждая наставлениями. Я больше никому не звонила, спряталась в норке.

Звонок был неожидан:
– Мы не хотели тебя тревожить. Две недели назад похоронили крёстного Вити. Он утонул. И тоже два метра глубины.
– Там же?
– Нет. Около Чёрного моста.
Два метра. Всего на пятнадцать-двадцать сантиметров больше их роста. Встал на цыпочки или оттолкнулся от дна – и вот он, глоток воздуха, дарующего жизнь. И эта близость не достигнутого спасения – делает уход нелепым и предрешённым.
Нечего сказать. Мосты в снах и жизни разные, а исход – один.
В чём моё предназначение? Что надо успеть сделать, сказать? Зачем подавать знак, если нет возможности предостеречь, предотвратить?
Не дано.
Или я не смогла понять?