О дивный новый мир!

Татьяна Феоктистова Первая
Христос, как известно, родился в пещере Вифлеема.
За день до Рождества Христова пошли в пещеры и мы.
Не в Вифлеемские,а в Сьяновские - есть такие в Домодедовском районе, под Москвой.
45 минут на рейсовом автобусе, потом  1 километр  пешком и вот мы на пустыре, у колодца, ведущего на 40 метров под землю...
Мы даже не представляем, что нас  там ждет, кроме температуры. Пока наверху минус 20, внизу нам обещают плюс 9. 
Я прихватываю с собой осеннюю куртку и дождевик для дочери.
Более мы не знаем о предстоящем приключении ничего.
12.00.
Мне выдают одноразовый белый комбез, в который я упаковываюсь прямо в куртке. Я похожа на снеговика и одновременно на зимнего пограничника, настроенного на поиск врага в чистом поле.
Еще я получаю шлем с пристроенным  фонариком.
"А во лбу звезда горит!"- прикалывается экипированная дочь.
12.15.
Спуск. Лезем  вниз по команде Титана -  моего друга спелеолога.
Тот, кто уже "ушел под землю", кричит тем, кто еще наверху: "Свободно!".
Это про вертикальную лестницу, которая уходит под землю на 40 метров. Это для безопасности спуска, чтобы не наступать ногами на головы друг друга.
Для сравнения: арка Центрального входа ВДНХ, куда меня  черт понес в прошлом году, составляет 30 метров над землей. Но при этом тебе обеспечен хотя бы вид с высоты птичьего полета.
Тут - 40 метров под землю, в  темноту и неизвестность. Я начинаю понимать, во что я вляпалась, я нервничаю.
"Свободно!" -  кричат мне снизу.
"Свободная касса!" - глупо мелькает в голове позывной из Макдональдса.   
Моя очередь спускаться. Я включаю фонарик и несмело встаю на вертикальную лестницу.
Страховки нет. А я в итальянских сапогах на квадратных  каблуках.Зато мои руки  в  перчатках, в которых обычно красят могильные ограды.
"Если подскользнешься, то на камни упадешь",- выстреливает  гадкая мысль.
Лезу осторожно, ощупывая каждую ступень. Спина покрывается от напряжения потом.
Лестница старая, но устойчивая. На первом же  метре она неожиданно  прерывается - чтобы попасть ногой на другую лестницу-продолжение, нужно  очень грамотно раскорячиться.
"Корова!" - бичую сама себя с большим восклицательным знакам, но спускаюсь дальше.
Обратно уж поздно: дочь внизу, её не бросишь.
"Мне 49 лет, чем я занимаюсь?!"
12.30.
Полная темнота, горят только наши фонарики на головах.
Низкие  каменные лазы, идем, сильно согнувшись.
Не успев привыкнуть к "местным условиям", я то и дело ударяюсь башкой о каменный "потолок".  Как  хорошо, что Титан дал мне каску!
Местами здесь так низко и узко, что мы встаем на четвереньки и двигаемся ползком.
На ногах у меня - единственной из группы - наколенники, они здорово помогают. На попе - пристяжной "пиножоп" - дощечка из пенопласта, на которой  можно сидеть прямо на камнях.
Дочь с прихваченной  подругой-экстремалкой в диком восторге. Они уже адаптировались, они уверенно ползут по каменным лазам прямо как  таракашки...
13.00.
Наш путь лежит в грот Титана. Там - его именная пещерка.
По дороге мы узнаем, что в каменоломне есть свои опознавательные знаки, свои приколы, что здесь живут совершенно слепые крысы, а люди друг другу все товарищи - если надо, накормят,напоят и всегда рады гостям.
В подтверждение встречаем на камнях большую крысу и еще находим столик, где кто-то оставил свежее пиво: угощайтесь!
Я, конечно, брезгую, Титан легко прикладывается к бутылке. ЧуднО!!!
13.30.
Мы в гостях у Титана. Он прилаживает к скалам прихваченный из дома гамак и я блаженно там зависаю.
Узнаем, что здесь люди ночуют в спальниках и легко могут проводить под землей  сутки, а то и больше. Отсыпаются  тут по 12-14 часов, здесь же  пекут блины (как наш друг Титан), здесь же празднуют Новый год, отрекаясь от земной суеты, и считают себе последними романтиками...
15.00.
Пришли поздороваться с Аристархом.
Это - местная достопримечательность, которую каждый "чайник" типа нас непременно должен поприветствовать, иначе жди беды, потому как "Аристарх может разгневаться"
Легенда гласит, что когда рыли эти  каменоломни, сверху  случайно задели кладбище. Вот так один покойник и угодил в грот прямо, так сказать, во всей своей амуниции.
Гробик раскололся или не было его уже, уж я не знаю, но скелет люди возложили на каменный пьедестал и окрестили усопшего Аристархом.
И сформировалась традиция - выказывать Аристарху всевозможные почести: здороваться или, например, сигаретку ему принести.   
Со временем  косточки  покойного Аристарха  потихонечку растащили "на сувениры"  и от него  в сущности ничего не осталось.
Но идея поклонения была столь сильна, что слепили  подземные люди куклу в натуральную человеческую величину.  Одели её в ватник, приладили вместо головы противогаз, слепили из гипса пальцы блатным веером, ботиночки, штанишки - и вот уже лежит на пьедестале новый Аристарх! И принимает у себя подземный гостей.
Здравствуй, Аристархушка! Помоги нам тут, милый!
16.00.
Идем  "гулять" по подземелью. Двигаемся  гуськом, согнувшись в три погибели, где-то лезем буквально на карачках - гроты встречаются очень узкие и низкие.
"Каюк сапогам, бедные  мои итальяшки, какая неожиданная у вас кончина, в каменоломне!" - грустно мелькает в голове. 
Смотрю на дочь Соню: ее зимние ботинки-честеры в земле и пыли и тоже однозначно убиты. Но мысль эта почему-то меня уже не трогает...
Очарованная подземным зрелищем, Сонина подружка Катька  фотографирует все  на свой айфон. И наконец теряет его в одном из гротов.
Я тут же вспоминаю про Аристарха, которому мы ничего не положили. Месть?  Девчонки бегут назад, в темноту. А я мысленно прошу Аристарха им помочь.
И случается чудо: где-то в темноте они таки находят Катькин айфон! Невероятно...
16.30.
Неожиданно встречаем группу других подземных товарищей. Садимся вместе, беседуем.
Молодая супружеская пара,симпатичные ребята, веселые и живые. И еще один умный бородач в очках, мой ровесник Паша.
Паша делает мне едва заметные знаки мужского внимания. Это мне-то, снеговику! :) Впрочем, всё очень мило и благопристойно.
В нашей компании находятся интересные темы, никто ни перед кем не выпендривается и не спрашивает светско-земное типа: "А вы чем занимаетесь в этой жизни?".
Они просто люди - вполне себе интересные, неглупые, с интеллектом и ощущением радости собственного бытия.
На мой вопрос, дескать, зачем и доколе, отвечают шутливо.
- Молодежь тоже спрашивает нас об этом: "Ну ладно, - говорят, мы! Нам интересно все это по возрасту, мы ж молодые и пытливые,нам это для опыта нужно,а вам-то  это зачем?"  -  И нам для опыта, -говорим мы молодежи, - мы, может, к земле уже привыкаем....".
Шутка получается легкой и совсем не черной, мы сидим и дружно ржем. 
Опытные спелеологи Паша и Титан вспоминают общих знакомых, рассказывают про местного парня по кличке Сусанин, который ходит по этому подземелью без фонаря, только зажигалкой иногда чиркает. От удивления мы разиваем рты...
17.00.
Твою мать!!! Потерялись мои  дети!!!
Соня с  Катей ускакали вперед и исчезли в темноте. Кричи-не кричи: ходы петляют и крик упирается в стенки.
Я психую, но все же призывно зову, словно самка птицы, потерявшая своих несмышленышей.
Кричу я до тех пор, пока Титан, также взволнованный, не рявкает в мою сторону.
Горестно затихаю, прикидывая, что же теперь делать. Вызывать спасателей? Или понадеяться на местное население?
По дороге мы встречаем двух молодых парней с магнитофонными песнями. Те тут же меняют свой маршрут и присоединяются к поискам  наших "блудниц". Мы даже их об этом не просили. Просто тут так принято - не бросать в беде.
Решаем возвратиться в грот к Титану.
"Я показывал им дорожные знаки, если они не дуры - дорогу найдут!" - то ли меня, то ли себя успокаивает Титан.
"А если все-таки дуры?"...
17.15.
Первым до своего грота добирается могучий Титан.
Судя по отборнейшему мату, который он изрыгает из уст, я решаю, что это означает одно из двух: или  нас в его гроте таки обокрали, падлы,умыкнув всё, что со мной было, или он таки нашел моих девчонок. 
Ползу теперь уже быстро, как опытный таракан.
Вдруг понимаю, что мат, исторгаемый самым добродушным в мире  человеком по кличке Титан, на самом деле является матом очень адресным.
Значит, он их нашел в своем гроте! Значит, потерявшись, они сделали верный ход - вернулись в его пещерку!
Умницы мои, значит, вы не дуры!!!
Выдыхаю с облегчением, но  мстительно кидаю огненные взоры на двух испуганных воробьев - Соньку и Катьку, которые вжали головы в плечи,внимая  Титановым экспрессивным речам.
"Дуры! Обе!!!" - только и могу выдохнуть я и трясущимися от волнения руками тянусь за сигаретой.
Никогда,Боже мой, никогда с таким наслаждением я не слушала  отборнейший  мужской мат, адресованный  девушкам. Какой лечебный бальзам! Какая грамотная хирургия!
Там, в каменоломнях, это оказался единственно действенный способ быстро и доступно объяснить двум юным леди, насколько они оказались в этой ситуации неправы...
17.30.
Пьем чистейшую воду, собранную с подземных скал.Вода мягкая, прозрачная и совершенно чистая. Я думала, такого не бывает.
Доходим до "тусовочного" места каменоломен. Здесь, прямо по центру, установлен  самый настоящий шест, что имеются в мужских ночных клубах. Оказывается, здесь тоже "зажигают"на праздники, да еще как!
Через пару минут натыкаемся на наших недавних знакомых, с которыми Титан вспоминал Сусанина.
Они фуршетятся. Мы достаем свою провизию. Все угощают всех, чем Бог послал. Мы пьем горячий чай, сделанный на горелке, общаемся.
Ребята говорят, что вскоре они  уезжают, что их машины стоят прямо возле колодца.
Титан "пристраивает" нас к ним в машину и заявляет, что  сам он остается  здесь, в подземелье,  и с нами  он не поедет. Охота  ему поспать часов 12. Или 14, как уж получится.
Новые знакомые приветливо вызываются нас отвезти "хоть до ближайшего метро, хоть до дома".
Мы вежливо просимся до метро и совершенно не боимся подставы - мы чувствуем, что тут, в подземелье, подлости от людей ждать не нужно.
Здесь все настоящее: и дружба, и взаимопомощь, и человеческая порядочность.
...Неожиданно из темноты выныривают две девушки. Симпатичные, улыбчивые.
"Доброго дня! Ребята, у вас покушать  есть что-нибудь?".
Фуршет наш давно закончен, остатки еды мы уже собрали в пакет и передали Титану - ему еще здесь  ночевать.
Титан тут же галантно отдает всю свою провизию девчонкам.
А меня донимают журналистские расспросы.
- Девочки, вы откуда?
- Из Питера .
- А сколько вам лет?
- 17 и 19.
- Вы давно здесь?
- Дня 3-4! Смеются. ("Ни фига себе, даже не помнят, сколько они точно здесь!!!" - мелькает в мозгу)
- Когда на "выброс"? (Это, значит, на подъем обратно)
- Побудем здесь до 10-го января.
Я быстро прикидываю, что сегодня - шестое число. Стало быть, будут здесь эти питерские красавицы целых  4 дня...
- А как же еда-то? Ведь ее же у вас нет?
- Ну, здесь без еды мы не останемся! Здесь всегда люди и накормят, и напоят.
Да, об этом я уже слышала. Вот это традиции под землей!
17.45.
Нам нужно идти  на подъем. Мы друг за другом, уже большой компанией, ползем по гротам.
Я ползу и все время  думаю про этих девчонок из Питера.
Приехать в Москву, чтобы спуститься в каменоломню. Неделю  быть в полной темноте...Ни  тебе горячего душа, ни тебе горячей еды - ничего! Интересно, есть у них спальники или нет? А если нет , то как  же они спят? На камнях, что ли?  А  что думают их родители, интересно? Они вообще в курсе?
Мысли матери-наседки  занимают меня настолько, что я уже и  не помню, как карабкаюсь по вертикальной лестнице 40 метров вверх.
Земля встречает нас живописнейшим закатом. Буйство небесных красок на фоне морозного вечера - красота!
С  наслаждением вдыхаю морозный воздух полной грудью и осеняю себя  размашистым крестным знамением. "Слава тебе, Господи, я снова на земле твоей грешной!".
"Возвращайтесь!" - кричит нам подвыпивший уже Титан и поворачивает назад, к колодцу.
Я смотрю ему вслед.
"Ну это уж вряд ли!" - выскакивает из меня насмешливая мысль. "Вряд ли!  Наверное...".
PS.
Вы спросите меня: "Зачем тебе все это было нужно? Все эти каменоломни? Тебе же ведь уже скоро 50 лет!".
А я и сама не знаю, зачем.
Наверное, для опыта. Или, как в той шутке - "чтобы к земле попривыкнуть уже...".
Мне, воспитанной на 5-тизвездочном отдыхе, никогда до конца не понять этих людей, которые тратят свои выходные или праздничные дни вот на такие спуски под землю, где нет  света, где узкие гроты, где надо ходить согнувшись, а то и ползти ползком...
Я, дочь врача-гинеколога, до сих пор тревожусь за этих питерских девчонок, за их гинекологию после недельного пребывания в каменоломнях.
Я мысленно проигрываю худший вариант развития событий моих маленьких потеряшек - ведь в этом подземном  мире, раскинувшемся - на минутку -  на 24 километра, можно легко  заблудиться или даже погибнуть.
Но почему-то во всё  это я сама верю не сильно.
Просто я видела там совершенно других людей. И другой  коленкор  взаимоотношений.
Своими глазами я видела последних романтиков, у которых порядочность, щедрость души и искренность общения не испорчены наносными признаками нашего подгнившего земного социума.
В этом смысле все они - как та чистая вода, которая прошла сквозь десятки метров подземных камней и хоть она и собрана в ржавую бочку, а всё ж кристально  чиста!
И чистотой своей эта водица запросто поспорит с водой из крана, установленного в нашей  квартире.
Возможно, ради этого опыта и стоит однажды сесть в автобус, который  увезет  тебя к  глубокому колодцу.
А тот уведет тебя в новый дивный мир, где всё иначе: и скорость времени, и качество людей...
И Олдос Хакскли будет тут ну совершенно не при чем.

БЛАГОДАРЮ  МОЕГО  ДОБРОГО ДРУГА  СЕРГЕЯ ПАРХОМЕНКО - ТИТАНА - ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ  ПУТЕШЕСТВИЯ В СЬЯНОВСКИЕ КАМЕНОЛОМНИ, И ВСЕХ ДОБРЫХ  ЛЮДЕЙ, ВСТРЕЧЕННЫХ НА ЭТОМ ПУТИ. 
               
Татьяна Феоктистова.
Москва - Домодедовский район -Москва.  06.01.2015