5. 002 Ашока Маурья Великий

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы

5.002 Ашока Маурья Великий, он же Дэванамприя Пиядаси


До 1915 г. об индийском императоре Ашоке Маурья историкам было известно только время его царствования; по их мнению, за ним не значилось ничего примечательного.

И это при том, что 150 эдиктов, представлявших описания жизни Ашоки и его указы, были выбиты на множестве колонн, признанных величайшими произведениями искусства, и на скалах по всему Индостану. Правда, каждый эдикт был подписан именем Дэванамприя Пиядаси (Любимый Богами), которого не было в генеалогии маурийских правителей и кого никак не соотносили с Ашокой.

К тому же на всем Индийском субконтиненте было возведено 84 тыс. ступ, сооруженных Пиядаси во славу Будды — архитектурных культовых сооружений курганообразной формы из облицованного камня, бывших чудом строительной техники той поры.

Что самое поразительное — имя Пиядаси ничего не говорило рядовому индийцу, а имя Ашоки каждый произносил с благоговением, уверенный — вопреки мнениям специалистов — в реальности его благих дел, грандиозность которых сохранялась в народной памяти свыше 2 тысячелетий.

В 1915 г. была найдена наскальная надпись, в которой упоминалось имя Ашока наряду с именем Дэванамприя Пиядаси, и с этого времени возродилась его мировая слава. «Его двадцативосьмилетнее правление было одним из самых светлых периодов в хмурой истории человечества», — восхищался в 1922 г. Г.Дж. Уэллс.

«Дворец (Ашоки. — В.Л.) из массивного камня исчез, не оставив после себя следов, но память об Ашоке живет на всем Азиатском континенте», — констатировал в 1932 г. Дж. Неру.

«Имя Ашоки сияет подобно яркой звезде в истории мира!» — в один голос восклицал вслед за ними легион биографов и историков. А вырезанные по указанию царя в каменном столбе в Сарнатхе фигуры четырех стоящих львов стали официальной эмблемой Индии.

Имя «Ашока» на санскрите означает «без печали», «без сожаления», «безжалостный». По одной версии, Ашока первые 8 лет своего царствования и впрямь был безжалостным самодержцем и воителем. А затем с императором случилась трансформация, и он стал великим миссионером буддизма и величайшим благотворителем человечества. Таковым его сделала, как ни странно, жесточайшая война с соседним государством Калинга.

Внук Чандрагупты — основателя династии Маурьев, Ашока родился в 304 г. до н.э. в Паталипутре (ныне Патна) — столице Магадхи (Северная Индия), в семье императора Биндусара и его незнатной жены Субхадранги, не проживавшей во дворце.

«Любимый и уважаемый всеми чиновниками и простым людом» бастард не был претендентом на трон. Но поскольку «ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении», Ашока оказался угоден многим сановникам престарелого императора, которые после смерти Биндусара интригами утвердили в 268 г. «худородного» царевича на царство. (Официально коронован Ашока был в 273 г. до н.э.). Как говорят, при этом произошло сражение между братьями, и Ашока почти всех их перебил.

Ашоке от отца досталась во владение огромная империя, занимавшая практически весь полуостров Индостан, часть Персии и Средней Азии. Продолжив завоевательную политику деда и отца, Ашока на 9-й год царствования вторгся в маленькое царство Калинга и в кровопролитном сражении покорил его.

«Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито на месте и гораздо более того умерло». По свидетельству летописцев, император, стоя во главе своей армии, испытал потрясение при виде поля битвы. «Сколько хватало взгляда — все полностью было покрыто трупами слонов и лошадей, и останками воинов убитых в сражении. Кровь текла целым потоком».

После этого эмоционального удара, породившего в нем отвращение ко всякому насилию, царь обратился в буддизм, которым интересовался с юности. (По преданию, Ашоке предсказал великую будущность сам Будда).

Монарх даже забросил свое любимое развлечение — охоту и запретил убивать животных для царской кухни. Он предпринял многочисленные паломничества по местам, связанным с Буддой, во время которых «встречал брахманов и делал им подношения; встречался со старейшинами и одаривал их золотом; встречался с людьми и проповедовал закон Дхармы».

Благодаря беспрецедентной пропаганде нового учения, организованной и проводимой самим Ашокой в своей стране и в государствах Азии, Европы, Африки и на Цейлоне, куда он направлял своих вестников и послов, буддизм еще при его правлении распространились по всей Восточной и Юго-Восточной Азии.

Миссионер построил буддийские храмы, монастыри и пещерные комплексы по всей Индии; только в своем дворце он содержал 70 тыс. монахов и жрецов. При этом Ашока на протяжении почти всего царствования проводил политику религиозной терпимости.

«В истории мира, было много царей, которые поклялись не воевать больше, после того, как они были побеждены. Но у скольких царей проснулась жалость в час победы и опустилась рука с поднятым оружием? — спрашивает биограф царя М. Киранаги. — Наверное, был только один такой царь на протяжении всей истории мира — царь Ашока… Понимая, что не достаточно, чтобы один человек жил справедливой жизнью, он провозгласил, что все его подданные также должны жить справедливой жизнью».

А для этого император спешил сам совершать добрые дела и возвышать общество, вверенное ему судьбой. Трудясь ежедневно с 3 часов утра допоздна, правитель-реформатор привел это общество к процветанию, которого Индия после него больше не знала.

В считанные годы вся страна покрылась оросительными каналами, общественными садами, насаженными лесами и манговыми рощами, колодцами и добротными дорогами с деревьями по обочинам, дававшими тень, бесплатными для населения больницами и ветлечебницами (впервые в мировой истории!), караван-сараями и школами, питомниками, выращивавшими лекарственные растения.

Процветали ремесла и торговля, развилось сельское хозяйство и судоходный транспорт, были построены шлюзы для торговых кораблей. В столице царь заменил деревянные здания каменными дворцами; в Кашмире основал крупный город Шринагар.

Специальные меры были приняты для организации образования женщин, о чем после Ашоки на государственном уровне задумались в Индии только в конце XX в. Повелитель создал министерство по опеке над туземцами и рабами. Были упразднены принудительные работы, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов, резко сокращены развлечения и праздность при дворе.

Как уверяют историки, все деньги из государственной казны расходовались на благосостояние людей. На это же шло и личное состояние монарха.

Образованию Ашока придавал огромное значение. «Четыре больших университетских города — Такшашила, Матхура, Удджайн и Наланда — привлекали студентов не только Индии, но и из дальних стран, от Китая до Западной Азии. Эти студенты, возвращаясь домой, несли с собой весть об учении Будды. Большие монастыри выросли по всей стране». (Дж. Неру).

Царь запретил жертвоприношение животных и забой некоторых видов скота на пищу, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. Специальные чиновники призваны были поощрять добрые отношения между людьми и бороться с произволом должностных лиц. Впервые проводились собрания, на которых на равных собирались люди из всех каст и сословий и решали важные социальные вопросы.

Ашока «заставил своих подданных руководствоваться моральными заповедями Будды: быть всегда справедливыми и проявлять к другим любовь и сострадание. Он заявил, что все должны повиноваться своим родителям, уважать любую жизнь, всегда говорить правду и оказывать почет учителям».

Удивительно, эти и другие заповеди и наставления дали плоды, причем не только в маурийской империи, но и в соседних государствах, которые на время правления Ашоки также прониклись благочестием. Страна около 30 лет была в мире и согласии.

В конце правления Ашоки одна из его жен царица Тишьяракшита, противница распространения буддизма и большая охотница до роскоши и удовольствий, и ее внук Сампади, поддержанные сановниками, фактически отстранили императора от престола, передав власть в руки Сампади.

Говорят, монарх был несчастен в старости и «чувствовал отвращение к жизни». Скончался Ашока Великий в 226 г. до н.э. По косвенным данным, незадолго до смерти он стал буддийским монахом.

Наследникам не удалось сохранить единство империи. Государство распалось на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле — и в 180 г. до н.э. пало вследствие заговора.