Если есть выбор. Окончание

Аида Олегова
   Итак, муж и дочь огорченно,слегка виновато глядели на плотно запертую дверь.Там, за дверью, царила гробовая тишина.Внезапно внутри раздался легкий шорох, скрип кровати.
Вдруг дверь с шумом распахнулась и на пороге возникла Наталья.Волосы гладко зачесаны назад.Платье в мелкий цветочек,с белым воротничком.Она ласково поглядела на дочь,чмокнула мужа в щечку и заторопилась на кухню,слегка переваливаясь утиной походкой, уютно шурша мягкими с помпонами тапочками.
     Прошло несколько лет.Баба Тата довольно часто позванивала мне, рассказывала,как дочка счастлива с мужем.О внуке.Таком хорошеньком, умненьком, развитом!Потом о внучке. Красоты неописуемой, такой лапулечке!Как они с дедом довольны.Как она читает малышам сказки, гуляет с ними в парке. А лето она с внуками проводит в Болгарии.  Вообщем все у нее складывалось расчудесно!
     Наконец-то и я спокойно вздохнула, радуясь за бабу Тату и за всю семью.
     Как-то, раз после летнего отдыха, баба Тата так долго не звонила мне,что я забеспокоилась.
     - Как вы, баба Тата? Как внучата? Как Болгария?
     Последовала пауза.Потом послышался тяжелый вздох.
     - Да ну ее, эту Болгарию!
     Оказалось,что вместе с нею и внуками, в Болгарию приехала на лето дочкина свекровь. И тоже с внуками,детьми старшей дочери! немного постарше наших.Такая вся из себя современная.В джинсах, пузо наружу, космы распущены.Кинокритик, видите ли.Все время болтала по мобильнику, ложилась за полночь, ее, бабу Тату, в грош ни ставила!И внуков ее - как подменили!Все вились около этой старой прости Господи.А ее не слушались,тоже ложились поздно, утром не добудишься! И даже до чего дошло - дразнили ее, бабу Тату!..
     Я сочувственно вздохнула. Действительно, неприятно.
     - А дед что?
     - А что дед, дед в сто шуб одет!Ему лишь бы все тишь да гладь.Слегка попеняет внукам, пальцем погрозит - и все!А чем я хуже нее, этой бабки-оторвы!Тем что я внукам жизнь посвятила?А у меня ведь образование не хуже ейного,я университет заканчивала...
     - Знаю,знаю, баба Тата!Но сейчас-то все устаканилось?Сватья-то уехала,наверное, давным давно?
     - Уехать-то она уехала, но хочет, чтобы сын с семьей к ней перебирались, в столицу.У нее огромная квартира в самом центре.И меня с дедом, ты подумай, к себе зовет!Я, конечно, против.
     - А дочь?
     - А что дочь, что дочь!Дочь только смотрит, как муж скажет, а на мать ей наплевать...
    И в голосе бабы Таты послышались плаксивые нотки.
    И прошло еще какое-то время.
    Как-то встретились мы с бабой Татой на скамеечке в парке.Была поздняя осень.Баба Тата рассказала мне, что дочь ее с мужем и внуками уехали-таки жить к свекрови.Она не согласилась переезжать, а дед остался при ней.Сдал он сильно за последнее время, скучает по внукам.А если его не станет, что с ней будет?
    И сама баба Тата выглядела неважно.Старенькая совсем старушечка передо мной сидела.И грустная такая.И я почему-то почувствовала вину.Ну зачем было нужно это мое вмешательство, мое авторство, когда все всегда заканчивалось плохо?
    Я проводила бабу Тату до дома, осознавая, что могу сделать для нее только одно.
   
    Наталья внезапно очнулась и села на кровати.Обычно она не запоминала сны, но сейчас эти три жизни предстали перед ней во всех деталях и красках.Натали - Наталья Андреевна - баба Тата...Все эти женщины уже не радовали ее и не хотелось ей их жизней, их счастья и их конца.Эта пустая бабенка Натали, эта холодная бессердечная профессорша Наталья Андреевна,эта одинокая жалкая баба Тата, неужели это все могло случится с ней,Натальей? А вдруг она до сих пор кто-то из них?!
    Она встала и подошла к зеркалу.И с радостью и облегчением увидела в нем себя.И обрадовалась себе как лучшей подруге. Какое счастье! Она - не они!И совсем она не старая и не такая уж и толстая.Надо только взяться за себя и все будет в порядке.И что это она так раскисла?
     Да,эти три химеры истощили ее силы.Но тем отраднее была встреча с собой.
     В дверь внезапно постучали.
     - Мама, - услышала она взволнованный голос дочери.- Как ты там? Мы соскучились!Тебе принести ужин?
     - Нет, доченька, я сама сейчас выйду!
     Дверь тихо отворилась и появилась Наталья.
     - Как ты,Наточка? - ласково спросил муж.
     - Мам, тебе уже лучше? Ужинать будешь? Фильм интересный скоро начнется.

" Боже мой, как я вам рада, как рада!Какое счастье, какое чудо, что вы у меня есть!Доченька моя, замужняя, незамужняя, какая разница,как я тебя люблю!"- думала Наталья.А вслух сказала:   
     - Я в порядке, мои дорогие. Дочка, мне только салатик. И чай зеленый. И фильм посмотрю.А уж потом примусь-ка за работу.Появились у меня кое-какие мыслишки...И подумала:"Кто бы знал, какое это счастье - прожить собственную жизнь!"