Культурные люди

Леонид Глаголев
  Я стоял на остановке и ждал свой автобус. Недалеко от меня, рядом с урной, прислонясь к стальной стойке навеса, расположился молодой человек лет двадцати пяти и курил. Лицо его, как и у многих курящих, по моим наблюдениям, выражало озабоченную сосредоточенность. Думалось: вот, такой молодой, а уже какие-то проблемы появились, жизнь довела до того, что курит на морозе. А ведь курящие люди в среднем живут лет на семь меньше нас, некурящих…
  И тут молодой человек смачно сплюнул. Плевок пришёлся мимо урны, что меня окончательно возмутило:  виновен, и виновен многократно!
    а) плюётся в принципе;
    б) плюётся при посторонних;
    в) плюётся мимо урны;
    г) курит, а это – несовременно, ибо не следит за своим здоровьем; противный дым сносит в мою сторону… меня отравляет…
    д)  и т. д.
  Но подошёл автобус и прервал мои почти философские размышления. Молодой человек бросил недокуренную сигарету в сторону урны и… промахнулся. Я не выдержал и сделал ему замечание:
- Молодой человек, подберите, пожалуйста, ваш окурок и выбросьте в урну… где ваша культура?
 Ни словом не обмолвившись, мой юный оппонент наклонился, подобрал окурок и попытался выполнить бросок точнее… А-га-а-а… ветерок!
- Молодой человек, я задержу автобус, а вы уж - для меня! - всё же окурочек-то больше не бросайте! Что вам стесняться какой-то урны? Подошли и аккуратненько - в урну! Как вы думаете, Пушкин окурки от сигар на паркет сбрасывал? Или пепел из трубки по коврам персидским развеивал? Или всё же в пепельницу укладывал?
  Я вам лично раскрою тайну: в пепельницу, и только в пепельницу! Он был культурным человеком, великим поэтом, нашей гордостью! А вы… хотя бы одно стихотворение Пушкина помните?
  Молодой человек ничего не ответил, только приблизился к готовящейся закрыться автобусной двери, намереваясь войти, и, конечно же, вошёл. Следом за ним вошёл и я.
  Утро было испорчено.
  Вяло отработав день и возвращаясь домой, тоскливо размышлял над утренним происшествием.
  Конечно, откуда взяться культуре у молодёжи, если по телевидению такое крутят, что…
Я бы на месте исполнительной власти с таких брал штрафы, да ещё назначал в виде исправительных работ держать экзамен: чтение стихов на память, пусть будет тот же Пушкин!
  Ошибся, запнулся – штраф и пересдача… другим стихотворением, подлиннее, да и поэта можно другого назначить…
  А если…
 Но подошёл мой автобус, мысли сбились в кучу, я протиснулся в середину салона со своим пузатым портфелем. Какой-то мальчишка уступил место, позволив мне с удовольствием плюхнуться на автобусное сидение. Бегущая строка сообщала следующую остановку, температуру в салоне плюс восемнадцать и что-то ещё. На душе и в ногах потеплело…
 Вот, отечественный автобус, умеют же делать, если захотят; школьник вежливый попался, значит, не всё ещё так печально в жизни! Уж он-то знает, наверное, Пушкина…
  Как уж там:

                «Буря мглою небо кроет,
                Вихри снежные метя…»

  Автобус мерно дрожал двигателем, тепло всё глубже и глубже проникало в меня; откуда-то даже появилось состояние сытости…
  До пересадки было ещё долго, и я предался очаровательным мыслям: а неплохо было бы вместо рекламы на автобусах – стихи, и здоровенными буквами: маршрут первый – из Пушкина… «Я вас любил…», второй маршрут – Лермонтов… «Бородино», третий… А кто же у нас по значимости третьим-то будет?..
  Глядишь, через годик-другой страна и курить бы бросила, опять же и не плевалась бы… какая экономия, какая культура! Да и не просто экономия -  экономика! Экономика бы рванула в небеса, и к тому же - здоровая нация, и на урны разоряться не надо, и все к тому же знают Пушкина!
  Выходил из автобуса под впечатлением от светлой мечты о всеобщем прогрессе России, в надежде о случайных встречах с культурными молодыми людьми на остановках общественного транспорта, и прочая и прочая…
  Подходя к пересадочной остановке, у меня вдруг защипало в носу, потом закрутило, я не удержался, и… чихнул…
  Откуда ни возьмись – три вежливых гражданина с красными нарукавными повязками, а с ними – человек в полицейской форме, и прямо ко мне:
- Гражданин! Вы нарушили Постановления Гражданского, Санитарного и Административного Кодексов Российской Федерации… Вы чихнули в общественном месте, повели себя некультурно, даже дико. Такие граждане, как Вы, способствуете распространению некультурных привычек в обществе, развитию массовых вирусных заболеваний среди огромных масс населения, подаёте отрицательный пример подрастающему поколению…
    Пройдёмте!
  Как, однако, всполошились! А ведь только одному сотруднику в отделе передал о курящем молодом человеке на моей остановке.
  Шустро!
  Я и оглянуться не успел, как оказался в отделении полиции в так называемом «обезьяннике», полностью набитом соотечественниками, молодыми и не очень, мужчинами и женщинами, на вид культурными и не совсем. Двое, очевидно, приезжие, тихонько возмущались:
 - А я ему: у меня билет на самолёт, вылет через два часа, а он в ответ: вы окурок бросили мимо урны, и теперь только суд решит, что с вами делать!
Его визави отвечал:
- Я уже трижды попадаюсь…  ну честное слово, не знал, что в столице, в Питере, и ещё в городах-миллионниках ввели такое. В первый раз отделался лёгким испугом, суд назначил штраф в тысячу рублей и перед приёмной комиссией одного московского театрального института прочесть пушкинское «Я вас любил...».
  - И как?
  - Прочёл всё точно, слова не перепутал, но – не выразительно. Результат плачевен: подписка о невыезде, шесть платных занятий в институте искусства по культуре речи и актёрскому мастерству, и на этот раз – уже лермонтовское «Бородино» предстоит продекламировать.
  Кстати, пригрозили: если буду халтурить – назначат Гоголя с его «Чудным Днепром…» и десять тысяч штрафа…
  Ужас!
  Штраф не беспокоит, а вот прозаический отрывок мне не выучить в сутки, я уже в годах, память не та, по работе уж точно лишусь премии из-за задержки, да и ещё, чего доброго, опять на Пушкина нарвусь, а после третьего раза - бери выше – поэмы идут!
  Меня прошиб озноб… Вот это я влип!
  Между тем в «обезьяннике» народ даром времени не терял: кто-то бубнил Некрасова, кто-то предлагал обменять сборник стихов Есенина на аналогичный, но Блока, кому-то приспичило искать Фета, и тот противно, с подхалимажем в голосе, обращался ко всем… уважаемые, Фет до зарезу нужен, очень, войдите в положение… По знакомству сообщили – будет Фет, а что – только на суде узнаю… Полторы тысячи отдал за информацию… Хотите, назову человечка, и вам, может быть, пригодится человечек-то…
  Места тем временем за решёткой становилось всё меньше и меньше, на душе - всё тоскливее и тоскливее… Знал бы, учил бы по одному стихотворению из школьной программы в месяц… ничего страшного… подумаешь! За последние 24 года, проведенные на службе, выучил бы… нет, сбился, не сосчитать; но школьная программа была бы у меня в кармане!
  Правда, с шипящими заминка…
  Эх, не туда я поступал после школы, надо бы в театральный, на худой конец!
Вспомнился знаменитый оратор… грек или римлянин? Ну, тот, что заикание лечил под шум морской волны… Или стеснительность… Не помню.
  Помню только, что вылечился…
  Но вдруг меня прервали самым грубым образом:
- Гражданин Культуреев Александр Сергеевич – на выход!
Два сержанта по бокам, руки за спиной, наручники, машина с решёткой, а за той решёткой – только я!
  Неужели так серьёзно?
  Через пять минут конвой сопроводил меня в переполненный зал, где в первом ряду среди зевак я обнаружил молодого человека лет двадцати пяти, которому сделал замечание утром по поводу окурка сигареты, не попавшего в урну. Молодой человек мстительно улыбался, глядя мне в глаза…
  Так вот в чём дело! Это он, он устроил за мной слежку дружинников, и теперь пришёл сюда как зритель, чтобы получить от приятного спектакля удовольствие!
  В волнении я как-то пропустил само чтение приговора, и только услышал последнее:
- Ввиду особой тяжести преступления, совершённого гражданином Культуреевым Александром Сергеевичем, суд постановил:
  Признать вышеуказанного гражданина виновным по статьям…
  У меня сжалось сердце, и вдруг…  я проснулся в тёплом, опустевшем автобусе. Кто-то толкал меня, громко и противно выговаривая над ухом:
- Гражданин, конечная, выходите!
  Первое, что я сделал, выбравшись из автобуса и дойдя до остановки – прилюдно и смачно плюнул мимо урны…


                03. 01. 2015.