Эвридика в Суоми

Валентин Вайс
               
                Lord of the Underworld: Knock, knock.
                Eurydice: Who’s there?
                Lord: I am Lord of the Underworld.
                Eurydice: Very funny.
                Эвридика. Сара Рул

Самая передовая и прогрессивная система образования, самое читающее население мира, великая театральная держава. О какой стране идет речь? Вообще-то, о Финляндии. Сегодня Суоми переживает настоящий театральный бум, и ни один серьезный драматический фестиваль не обходится без финских имен.

С точки зрения истории мирового драматического искусства, финский национальный театр – один из самых молодых. Его основали в 1872 году в городе Пори брат и сестра – Каарло и Эмилия Бергбум. Во многих отношениях то было переломное время для Финляндии. Ничего удивительного, что история национальной драмы начинается в этот период: в 1863 году финский язык обретает статус государственного, что не могло не подстегнуть развитие художественной культуры. Это вовсе не означает, что театрального искусства здесь не было до того момента. Первые школярские спектакли ставили уже с середины XVII века. А в 1827 году в Хельсинки появляется деревянное здание на 393 места, предназначенное для профессиональных театральных постановок. Сюда приезжали на гастроли немецкие и шведские труппы. Выступали и местные любительские сообщества, но спектакли шли на шведском языке. На начальном этапе финский театр объединял два искусства – оперу и драму. И лишь в начале ХХ века оперная труппа зажила своей жизнью.

В 1902 году на привокзальной площади Хельсинки появилось прекрасное здание театра, выстроенное Онни Тарьянне. Интерес представляет не только проект театра, но и личность архитектора. Онни Альсидес Тарьянне на самом деле носил фамилию Тёрнквист и был шведом. Но сила любви к Финляндии заставили его изменить фамилию и посвятить свой гений Суоми. Проект здания стал воплощением национальной идеи. Это типичный финский романтизм, поставленный на фундамент модерна – сочетание, столь характерное для Хельсинки.
Благодаря появлению постоянной площадки национальный театр совершает мощный рывок. На финский язык переводится огромное количество европейской и русской классики. Вне всяких сомнений, первые шаги не оказались бы столь успешными, если бы не деятельность уже упомянутого Каарло Бергбума, профессионального филолога и драматурга, и его сестры. Основой репертуара на долгие времена становятся реалистические произведения или те, что проникнуты духом финской культуры. Так огромное влияние на развитие театра оказало творчество Минны Кант. Тема формирования национального самосознания – центральная в ее произведениях. В фокусе внимания Минны Кант были и сугубо женские проблемы. Так пьеса «Сюльви» стала одной из наиболее репертуарных в конце XIX века. С театром навсегда оказалось связано имя Алексиса Киви. Его драмы обращены к хуторской жизни и проникнуты одновременно реализмом и национальной романтикой. Ему принадлежит первая пьеса, написанная на финском языке – трагедия «Куллерво» по мотивам эпоса «Калевала».

Имена талантливых драматургов можно перечислять до бесконечности, но какой театр без актера? В Суоми восходит звезда Иды Аальберг – одной из самых глубоких и ярких актрис не только финской, но мировой сцены. Ее прославила роль Норы в знаменитой драме Генрика Ибсена «Кукольный дом». «Дама с камелиями», «Леди Макбет» – каких только ролей не было в творческой биографии Аальберг. С 1906 года она возглавила Национальный театр Финляндии. Сегодня фонд Иды Аальберг присуждает престижную театральную премию, скульптурное изображение актрисы появилось в 1972 году рядом с Национальным театром. Есть улица с ее именем. А в родном городе – Янаккале – открыт музей, посвященный ей.

Национальная идея в финском театре не утратила актуальности и по сей день. Более того, сегодня делается особый акцент на национальных пьесах, их количество заметно превышает переводные спектакли. Финский театр активно поддерживается государством: 56 крупнейших театров страны получают государственное финансирование. Кроме того, в Суоми много любительских, частных и прочих театральных объединений. Они, кстати, тоже могут претендовать на частичное финансирование тех или иных постановок и акций.
В Финляндии уже давно сложилась система профессиональной подготовки кадров для театра – это Театральная академия в Хельсинки и театральный факультет Университета Тампере. Обучением оперных певцов занимается Академия Сибелиуса. Что касается декораторов, костюмеров и всех прочих не менее необходимых для театра профессий, то этих специалистов готовит Университет искусств и дизайна в Хельсинки.

Мощной поддержкой театральной жизни являются фестивали. Это студенческий фестиваль, который проводится в апреле в Турку; Международный театральный фестиваль «Stage» в августе в Хельсинки; фестиваль комедий «Tomatoes! Tomatoes!», и «Балтийский круг» в ноябре в Хельсинки, и еще пара десятков других, включая детские театральные фестивали. Перечислить все невозможно, ведь сегодня драматическое искусство – предмет особой гордости финнов.

Традиции в инновациях

Именно театр и книга как выяснили исследователи в ходе социологических опросов – два лидирующих хобби жителей Суоми.
 
Николай Акимов когда-то сказал: «Театру, который достиг совершенства, уже ничто не может помочь». Финский театр всегда в движении, в поиске новых форм выразительности. Современное театральное пространство Суоми практически безгранично. Площадкой бесконечных экспериментов и новаторских прорывов является театр Рюхмятеаттеари, где начинал творческий взлет Мики Мюлюахо – художественный руководитель Национального театра Финляндии.
Привлекает много внимания молодой и активный Городской театр Эспоо. Совсем недавно здесь в остро актуальной пьесе «Экономика на показ» режиссера Юхи Йокелы поднимался вопрос власти информации и потребителя в наше кризисное время.

В Финляндии сегодня почти сотня различных драматических сообществ и театров. Но все же три главных кита финской театральной жизни – Национальный театр Финляндии, Шведский национальный театр (Хельсинки) и ТТТ – Театр Тампере. А ведь есть еще и цирк: две новаторские цирковые труппы, известные по всему миру, – Circo Aereo и WHS, а также опера и балет.

В 2012 году Суоми отметила сто сороковую годовщину финского профессионального театра. Для привлечения иностранных зрителей, популяризации отечественных пьес зарубежом и, одновременно, сохранения наработанных традиций, в Национальном театре Финляндии внедрили так называемые «супертитры». Они заметно облегчат восприятие иностранцами финских постановок. Подобный подход к пропаганде национальной культуры поднимет национальные спектакли на еще более высокий уровень. Первопроходцем оказался спектакль «Эвредика», поставленный Яной Росс по пьесе американки Сары Рул.

Финская драма всегда удивит вас новизной подхода. Например, благодаря свободе интерпретации актера в новом формате – перформанс-скрипте – вольном соединении фрагментов текста и смысловых блоков. Не забывайте также и о том, что финские звуко- и светорежиссеры привносят свой несомненный вклад в обновление сценографии. Подготовка этих специалистов в Суоми считается едва ли не лучшей в Европе.

Серьезные шаги были сделаны Национальным театром Финляндии с 2010 года, когда художественным руководителем стал Мика Мюллюахо. Благодаря его работе две музы идут рука об руку – литература и театр. Он вовлек многих молодых финских писателей в искусство драмы, предложив им сочинять пьесы или адаптировать для сцены уже написанные произведения. Особое значение новый руководитель уделяет творческому обмену с Россией. Хотя, надо признать, и нынешний сезон тому в подтверждение, российская тема, как и русская классика, никогда не покидали театральных залов Суоми. Что касается Санкт-Петербурга, то здесь главным мостом, соединившим две культуры, стал театральный фестиваль Балтийский дом. Есть и более локальные мероприятия. Так в рамках двух проектов – «Seeds of imagination» и «Турку – культурная столица 2011» был организован конкурс молодых драматургов.

«Я служу публике, но не поклоняюсь ей», – Джордж Бернард Шоу

Финская драма демократична и элитарна одновременно. Режиссеры никогда не гнались за дешевой популярностью, при этом спектакли всегда оставались доступны и близки самому разному зрителю.

Сегодняшний театральный сезон определяется интересом к прошлому и тому, как оно преломляется в настоящем. Русская классика – это даже не гость финской сцены, а ее постоянный житель. Особое внимание ей уделил нонконформист и гениальный режиссер-новатор Кристиан Смедс. Весьма примечательно, что его карьерный взлет начался с постановки «Трех сестер» в крохотном театре провинциального Каяни, что на севере Финляндии. Постмодернистски-ироничная интерпретация классического текста, вплетение видео в сценографию пьесы – все это позволило Смедсу показать характеры героинь с особой психологической остротой. А потом были не менее яркая «Чайка» и камерный моноспектакль «Преступление и наказание». 2013 год также не обошелся без русской классики. На главной сцене Национального театра Финляндии  офии Мюллюахо поставил новаторский «Вишневый сад» А.П.Чехова.

Есть и новинки, не имеющие никакого отношения к классике. В частности, на главной сцене Национального театра состоялась постановка бестселлера «Когда голуби исчезли»  офии Оксанен. Это драматическая история разваливающегося брака, одиночества и сломанных судеб. Глубоко психологичное и захватывающее произведение удачно перенесено на театральные подмостки с сохранением глубины персонажей и атмосферы. Одновременно это и историческая постановка, рассказывающая об Эстонии, пережившей кровавую Вторую мировую войну и вступившей в советский мир.  офии Оксанен создала своеобразный квартет – четыре книги об Эстонии. В данном случае перед нами – третья история. Софии Оксанен – один из наиболее популярных авторов и драматургов сегодня. Еще в 2007 в Национальном театре Финляндии публика смогла увидеть премьеру ее спектакля «Очищение», в котором Оксанен показала себя глубоким психологом. Вплетение женских судеб, социальных драм, проблем насилия и одиночества в широкое историческое полотно – вот отличительные особенности произведений молодого автора.

В ближайшем будущем на площадке Национального театра Финляндии Микки Мюллюахо планирует постановки на русском языке. Кстати, некоторые его работы уже знакомы российскому зрителю. Так спектакль «Паника» из трилогии, куда еще вошли пьесы «Хаос» и «Гармония» Мюллюахо уже привозил в Санкт-Петербург. Это психологические рассказы о людях среднего возраста, переживающих кризис. Есть и карьера, и социальный круг сложился, но наступает момент, когда случается вынужденная переоценка ценностей. Тема хорошо знакома, вполне узнаваема, а потому эмоционально невероятно близка публике.

Малая сцена порадовала осенью 2013 года женской темой в «Любовных историях века» режиссера Сеппо Парккинена, а сцена Willensauna – семейной сагой по произведению Амоса Оза «Рассказы Любви и Тьмы» режиссера Микаэлы Хэйсан.
Премьера – это повседневность финского театра. Репертуар обновляется постоянно, а режиссеры пребывают в вечном творческом поиске. Это одна из причин, почему спектакли имеют недолгую жизнь, а премьеры сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью. Потому – спешите видеть!

О чем бы не рассказывали финские пьесы – в большинстве случаев они имеют позитивный, жизнеутверждающий финал. А еще – глубокий психологизм, что достигается за счет камерности, локальности постановки и аналитической композиции в ибсеновском духе. Это, кстати, вовсе не мешает передаче широкого исторического контекста. При всем своем новаторстве и психологизме финская драма предельно проста и лаконична по форме и доступна представителю любой культуры.