Спасённый Римом. Кардинал Григор Агаджанян Ч. 7

Гоар Рштуни
Предметно-алфавитный указатель

Абрикосовая шапочка Через год после получения звания
кардинала Агаджанян получил звание «Десятый абрикосовый».
То есть вместо чёрной шапочки он получил право носить абри-
косовую. Этот титул ему дали мхитаристы, огромным уважени-
ем которых он пользовался (хоронили его в сопровождении 250
мхитаристов).
Авлабар Один из древнейших районов Тифлиса. Точный
возраст района не известен, однако упоминания об этом районе
встречаются более 300 лет назад. В прошлом являлся центром
армянской интеллигенции на территории Грузии.
Аджорнаменто (итал. aggiornamento – обновление) – тер-
мин, означающий приспосабливание к актуальным условиям; в
Католической Церкви стал широко применяться во время пон-
тификата Папы Иоанна XXIII В языке Церкви времен II Вати-
канского собора и после него термин синонимичен терминам
адаптация и аккомодация.
Адрианопольский мирный договор завершил русско-турец-
кую войну 1828-1829 гг.
Выверено по изданию: Под стягом России: Сборник архивных
документов. М., Русская книга, 1992.
«Божиею поспешествующею милостью мы, Николай Первый,
император и самодержец всероссийский, московский, киевский,
… повелитель и государь иверские, карталинские, грузинские,
кабардинские земли и области арменские, черкасских и горских
князей и иных наследный государь и обладатель; наследник нор-
вежский, герцог шлезвиг-голштинский, и проч. и проч. и проч. ...
…Объявляем чрез сие, кому о том ведать надлежит, что…
Грузия, Имеретия, Мингрелия, Гурия и многие области
закавказские с давних уже лет присоединены на вечные време-
на к Российской империи; сей державе уступлены также трак-
татом, заключенным с Персией в Туркманчае 10 февраля 1828 г.,
ханства Эриванское и Нахичеванское.
признать отныне границей между владениями в Азии импе-
раторского российского двора и Блистательной Порты Отто-
манской черту, которая, следуя по нынешнему рубежу Гурии от
Черного моря, восходит до границы Имеретии и оттуда в пря-
мейшем направлении до точки, где граница
Ахалцыхского и Карсского пашалыков соединяется с грузин-
ской, таким образом, чтобы города Ахалцых и крепость Ахалка-
лаки остались на север от помянутой черты и в расстоянии не
ближе двух часов пути от оной.
Все земли, лежащие на юг и на запад от вышесказанной
граничной черты к стороне Карсского и Трапезундского паша-
лыков с большой частью Ахалцыхского пашалыка, останутся в
вечное владение Блистательной Порты.
Вследствие того императорский российский двор отдает и
возвращает Блистательной Порте остальную часть пашалыка
Ахалцыхского, город Карс с его пашалыком, город Баязид с его па-
шалыком, город Арзерум с его пашалыком, а также и все места,
занятые российскими войсками и находящиеся вне вышепоказан-
ной черты…. а равно весь берег Черного моря от устья Кубани до
пристани Св.Николая включительно, пребудут в вечном владе-
нии Российской империи.
…Каждому предоставляется право снова вступить во владе-
ние прежней своей собственностью, спокойно, под покровитель-
ством законов, пользоваться оной или, не опасаясь никаких при-
тязаний или притеснений, продать оную в течение осьмнадцати
месяцев, если пожелает переселиться со своим семейством и дви-
жимым имуществом в другую страну по его избранию… и перей-
ти со своими капиталами и движимым имуществом во владения
той или другой из договаривающихся держав…»
После заключения Адрианопольского мира 1829 между Рос-
сийской и Османской империями и установления новых границ,
армяне, оставшиеся в Турции, стали переселяться в российское
Закавказье, а мусульмане, как и полагается, эмигрировали в Тур-
цию. К России отошел Ахалцихский пашалык, его разделили,
назвали Ахалкалакским и Ахалцыхским уездами Тифлисской
губернии и на землях бывшего Эриванского ханства поселились
армяне, а к юго-востоку от озера Севан потянулись караваны ар-
мян из Эрзрума, Баязета. Часть переселенцев остановились по
пути в сёлах губернии Гюмри. А часть азербайджанцев и курдов,
эмигрировали в Турцию и Персию. Большинство армянских
иммигрантов из Карса и Баязета,Топрак-Кале, поселились в
районах Еревана и Карабаха, а из 7300 семей, которые трону-
лись в путь из Эрзерума, большинство поселились в Ахалцыхе.
Армяно-католики К сожалению, сегодня игнорируется либо
почти не говорится о деятельности этой имеющей достаточно
большой потенциал и среди диаспоры иноконфессиональной
общины армянства. А безразличие невольно изолирует их от
общих задач, превращая в замкнутую, сосредоточенную на са-
мой себе армянскую религиозную общину, которая, безусловно,
исчерпав себя, перестанет существовать вообще. Перед армяна-
ми-католиками стоит задача сохранения своего национального
облика. Эту задачу по возможности решают служители Конгре-
гации мхитаристов, пытающиеся сохранить пока не угасающую
деятельность школ и гимназий, находящихся в её ведении в раз-
личных странах.
Сейчас армяно-католическая община выглядит так:
В о с т о ч н о - е в р о п е й с к а я епархия занимает довольно
большое географическое пространство, включая всех армян-ка-
толиков Армении, Грузии и стран СНГ, резиденция предводите-
ля находится в Гюмри. Число католиков в Армении составляет
180 тысяч; они в основном проживают в северных областях ре-
спублики, в частности, в Ширакской, Таширской и Лорийской
областях, отчасти в городах Ереван, Гюмри и Артик. Около 50
тысяч армян-католиков проживают в армянонаселенных сёлах
Самцхе-Джавахкского района Грузии – Ниноцминды, Ахал-
калаки, Ахалцихе. Из-за тяжелого социально-экономического
положения Джавахка, как среди всего армянства региона, так и
среди католиков, высок процент эмиграции.
Католики-армяне проживают также в Батуми и Поти: их не
так много, и у них нет организованной общины. Сформирован-
ных в Тбилиси и различных районах Грузии некогда традици-
онных армянских католических общин уже не существует. Это
– результат последовательной политики грузинских властей по
отчуждению армян-католиков.
Представителями армянской католической общины Москвы,
являются мигрировавшие из Армении и Грузии и переехавшие
из различных городов России в столицу армяне-католики, пы-
тающиеся таким образом самоорганизоваться. Небольшие груп-
пы армян-католиков проживают в Краснодарском крае, Пскове,
Ростове, Абинске, Сочи, Адлере и других городах, однако цер-
ковных обрядов они не проводят.
Апостольский епископосат Латинской Америки
Эта епархия, имеющая 20-летнюю историю, была основана в
1989 году папой Иоанном Павлом II. Центр находится в Сан-
Пауло. За исключением Аргентины, имеющей статус отдельно-
го епископосата, в эту епархию входят армяне-католики всех
латиноамериканских стран, в том числе Мексики, общая чис-
ленность которых составляет 12 тыс. человек. Наиболее органи-
зованные общины армян-католиков есть в Уругвае (Монтеви-
део) и Бразилии (СанПауло).
Здесь основаны культурные – театральные, молодежно-юно-
шеские, спортивные кружки, хоры. Живущие изолированно от
общинной жизни небольшие группы армян-католиков разбро-
саны по всей Южной Америке (в частности, в Венесуэле, Параг-
вае, Мексике), определить их приблизительное число сложно.
Армянская католическая епархия Латинской Америки есть
в Буэнос-Айресе. Это Епископосат Св. Григора Нарекаци, ос-
нованный в 1989 году. По данным Ватикана, в Аргентине на-
считывается 16 тысяч армян-католиков. У общины есть школа
– гимназия Мхитарян, имеющая в этой стране полувековую
историю. Усилиями епархии издаётся республиканский спра-
вочник «Вардананк», освещающий культурную жизнь, задачи
армянской католической общины. Действуют также кружки по
обучению искусству, танцу, творческие объединения. Как бы
вышеупомянутые факторы ни способствовали сохранению об-
щины, тем не менее, кажется вполне реалистичным, что армян-
ская католическая община Аргентины имеет все предпосылки,
чтобы ассимилироваться с единоверными аргентинцами.
Немногочисленная католическая община Ирака была сфор-
мирована в 17–18 веках. Центр арабоязычной иракской ар-
мянской католической общины в основном всегда находился в
Багдаде, где действует принадлежащая общине церковь. Задачи
здесь несколько иные: это обусловлено иракской войной. До во-
йны число армян-католиков превышало две тысячи. В дни во-
йны армянская католическая церковь Багдада служила местом
сбора иракских армян (независимо от вероисповедания!).
Убийство нескольких армян-католиков послужило причи-
ной тому, чтобы около сотни арабоязычных армян-католиков
мигрировали в Сирию и Ливан. Армянский мир, и не только,
напряжённо следит за событиями в Сирии, где оппозиция пре-
следует христиан. А в СМИ появились сведения, что Турция
платит сирийским боевикам за голову христианина 1000 долл. А
за голову армянина – 5000. Возможно, это неправда, но похоже
на правду, разве что цифры могут быть иные.
Турция. Стамбульский архиепископосат
Когда в 1830 году по специальному манифесту султана Мах-
муда Второго проживающие на территории Османской империи
армяне-католики были признаны отдельной общиной (милли-
ет, конечно, для раскола между армянами), в Константинопо-
ле была создана епархия, действовавшая со статусом старшей
епархии.
В Стамбуле, являющемся ныне духовным центром армян-ка-
толиков, действуют 12 армянских католических церквей, одна
церковь есть в городе Мардын, где армян-католиков уже нет.
Действуют также находящиеся в ведении Конгрегации мхита-
ристов начальные учебные заведения, гимназии для мальчиков
и девочек. Из благотворительных организаций следует отметить
принадлежащие общине структуры: Благотворительный орган
Святого Акопа и медицинское учреждение Святого Акопа. Од-
нако армяне-католики Анкары не причастны к жизни общины и
даже не имеют возможности ходить в церковь. (Арестакес Си-
маворян, фонд «Нораванк»).
Александреттский санджак Район на побережье Искен-
дерунского залива Средиземного моря, который ныне является
турецкой провинцией Хатай, исторически известен как Алек-
сандреттский санджак (Александретта – греч. название Искен-
деруна). Этот район, во времена Османской империи входивший
в Халебский вилайет (т. е. исторически связанный с сирийской
территорией), составлял 5,5 тыс. кв. км и имел смешанное, пре-
имущественно арабо-турецко-армянское население. По итогам
Первой мировой войны Александреттский санджак был окку-
пирован англичанами и вместе с Киликией передан французам,
оставшись под французским управлением.
В связи с проведением выборов в парламент санджака турец-
кое правительство обвинило французские власти и наблюдате-
лей Лиги Наций в «ущемлении прав» турецкого населения сан-
джака, а руководители местной турецкой общины отказались
от участия в выборах. В 1938г. турецкие войска вступили в сан-
джак, в Анкаре был заключён отдельный договор, касавшийся
урегулирования проблемы бывшего Александреттского санджа-
ка. Согласно его положениям, французская сторона признавала
полную независимость новообразованной республики Хатай и
снимала все возражения относительно ее последующего включе-
ния в состав Турции. Турецкое правительство, со своей стороны,
обязалось признать новую границу с Сирией и уважать терри-
ториальную целостность сирийского государства в дальнейшем.
Через год парламент республики Хатай принял уже фактически
формальное решение о ликвидации самопровозглашенного го-
сударства и его добровольном вхождении в состав Турции, были
выведены все французские войска, а сирийское правительство
отказалось признать переход Александреттского санджака к
Турции.
С 1 по 23 июля 1939г. 30 тысяч армян, вместе с 20 тысячами
представителей других этноконфессиональных общин Алексан-
дреттского санжджака, начали массовый исход в Сирию и Ли-
ван.
Знакомая история, не правда ли? Что после «сдачи» Армян-
ской Киликии и оставления Восточного (Армянского) легиона
без помощи, затем настала очередь и так называемой Алавитской
республики, с которой расправились путем сдачи туркам Алек-
сандретты и Антиохии после 12 мая 1939 года. (По соглашению,
заключенному с французским правительством, Армянский ле-
гион (Восточный легион) должен был сражаться против Осман-
ской Турции только в Киликии, и после победного завершения
войны стать ядром армии будущей Киликийской автономной
республики. Армянский легион своими отважными действиями
в сражении при Арара (Арарайское сражение 1918 г.) решил ис-
ход боя в пользу французских войск. После поражения Турции
в первой мировой войне и заключения Мудросского перемирия
1918 г., в ноябре-декабре того же года Армянский легион (около
6 тыс. бойцов) был переброшен французами в Киликию, но по-
сле сговора с турками легионеров вывели в Сирию. Вскоре за
ними были вынуждены бежать и оставшиеся в живых после ге-
ноцида в 1915-18 гг. все армяне Киликии. Так начинала форми-
роваться нынешняя армянская община Сирии).
Антилиас Армянский Киликийский Католикосат (Антили-
ас, Ливан) Армянская апостольская церковь. Признаёт первен-
ство св. Эчмиадзина.
Ардзивян Первый Патриарх армяно-католиков. Ученик про-
поведника Унии. В Османской империи подвергался гонениям,
был выслан в Ливан, где основал армяно-католический монаше-
ский орден св. Антония. Затем патриарх Авраам Ардзивян, воз-
ведённый рукоположенными им епископами в сан патриарха,
принял имя Бедрос (Пётр), которое с тех пор носят все армяно-
католические патриархи
«Армению без армян» (авторство приписывается министру
иностранных дел Российской империи Алексею Лобанову-Ро-
стовскому). Российская официальная пресса развернула кампа-
нию травли армян и их освободительного движения. На Кавка-
зе этим особенно широко прославился В. Л. Величко, редактор
официальной газеты «Кавказ». Он подвизался при князе С. Г.
Голицыне, бывшем главноуправляющим Кавказа в 1896-1904
годах и знаменитом своим изречением: “Доведу до того, что
единственным армянином в Тифлисе будет чучело армянина в
Тифлисском музее!”
Армянский патриарх католиков. Началось с верообраще-
ния. В середине 18-го века армянский епископ Алеппо Авраам
Ардзивян (1679-1749) переходит в Католическую церковь. По-
сле этого он отправился в Рим, где был рукоположен Патри-
архом всех армян-католиков. Однако Ардзивян предпочитал
носить титул католикоса и считал себя преемником св. Григо-
ра Просветителя. Вместе с мантией он обретает имя – Авраам
Петр Первый (Абрам Петрос Араджин), становится патриархом
киликийских армян –католиков и в Ливане. Вслед за ним, все
католические армянские патриархи будут добавлять к своему
имени имя Петра.
Армянская резиденция в Бузмарре (Бзуммар, Змарр)
Братство священников в Бзуммаре располагает большой библи-
отекой и духовной семинарией, открытой в 1771 году. Высшее
образование можно получить в Риме в основанном в 1883 году
Армянском Колледже. В связи с резким уменьшением армян-
ской общины в Турции, Армянокатолический синод, постано-
вил вновь перенести патриархат в Ливан (в Бейрут), а Констан-
тинополю (Стамбулу) дать статус архиепископии.
Антипапа Римский папа, не признанный католической цер-
ковью законным. В отдельные периоды средневековья на пап-
ском престоле находилось одновременно несколько враждовав-
ших между собой пап (ставленников различных церковных и
светских кругов), впоследствии лишь один из них признавался
законным, а остальные объявлялись Антипапами.
Ахалцих Старый Ахалцих, как и другие города, был окружен
крепостной стеной с воротами и сторожевыми башнями. В самой
возвышенной части города находилась собственная крепость
владельца города, в которой он жил со своей семьей, а рядом
стояла их личная церковь-монастырь. Таким образом, город де-
лился на два района – крепость и рабат. В районе крепости жила
богатая прослойка городского населения, в районе рабата – куп-
цы, ремесленники и бедняки. Город находился в окружении ту-
рок и потому жил мирной жизнью только в промежутках между
войнами империй. Во время нашествий население укрывалось в
крепости. Захватчики разоряли окрестности города – «рабат»,
который в мирное время вновь отстраивался и заселялся. По-
сле ухода войск Паскевича в Грузию турецкое командование
предприняло зимнее контрнаступление в надежде отбить по-
терянные крепости. Основной удар оно нанесло по Ахалциху.
20 февраля к нему подошел 20-тысячный турецкий отряд под
командованием Ахмед-бека (5 тыс. регулярной пехоты, осталь-
ные – ополченцы). В тот же день, рассчитывая на внезапность
и подавляющее превосходство в живой силе, Ахмед-бек пред-
принял штурм крепости. Но немногочисленный русский гарни-
зон мужественно отразил приступ «ружейным огнем, нарочно
заготовленными каменьями, гранатами и бомбами». После не-
удачного штурма турки приступили к осаде, которая длилась 12
дней. 4 марта на помощь осажденным подошли русские войска,
которые вынудили турок отступить. Потери русских за время
осады составили 100 чел. Турки потеряли до 4 тыс. чел.
Турецкая крепость в Закавказье – 9 августа 1828 г. у ее стен
произошло сражение между русскими войсками под командо-
ванием генерала И.Ф. Паскевича (9 тыс. чел.) и 30-тысячной
турецкой армией под общим командованием Киос-Магомет-
паши. (Русско-турецкая война, 1828-1829 гг.). Католические
церкви Ахалциха к 1917 г.: церковь во имя св. Иоанна Крести-
теля, церковь во имя Воздвижения Святого Креста, церковь во
имя Успения Пресвятой Девы Марии и церковь во имя Святого
Креста.
Ахалкалак(и) До Октябрьской революции – уездный го-
род на реке Парвана (приток Куры). Основан в 1064; в 15 в.
полностью разрушен, в 17 в. восстановлен. В 18 в. превращён
в крепость. Во время русско-турецкой войны 1806-12 был взят
русскими войсками; по Бухарестскому мирному договору 1812
возвращён Турции; окончательно присоединён к России в 1829.
После чего близ армянских сёл (их жителей называют ерлы
– коренные) расселяли переселенцев из Карса и Эрзерума. С
1837 сюда стали высылать и представителей наиболее гонимой
из православных сект – духоборцев, потомки которых и до сих
пор живут в окрестных сёлах с русскими названиями. Поначалу
их насчитывалось 29 тысяч. Только по дороге из Приазовья в
Джавахетию погибло около 5 тысяч духоборцев. Обосновавши-
еся на высотах 2000-2100 м над уровнем моря, они заложили но-
вые поселения, закрепив за ними прежние – приазовские, име-
на: Тамбовка, Богдановка, Гореловка, Родионовка, Ефремовка,
Орловка, Троицкое, Спасовка. Страну же своего нового рассе-
ления назвали «Новой Духоборией». Духобория сегодня – это
крайний юг Ниноцминдского (бывшего Богдановского) района
Самцхе-Джавахетии. В Ахалкалаке нашли прибежище также
1500 армян (мушцы, ардвинцы, басенцы), спасшихся от резни
1895 года.
Ашоцк село в Ширакской области Армении, основано ар-
мянскими переселенцами из города Муш (Западная Армения)
в 1825 году. Через регион проходит автомагистраль Ахалкалак
(Грузия) – Гюмри (Армения).
Балкон главного фасада собора Св. Петра, так называемая
Лоджия Благословения. Отсюда Папа обращается к верующим,
заполняющим площадь, с благословением «Urbi et Orbi» – «Го-
роду и Миру» (стандартная фраза), в прошлом открывавшая
Римские провозглашения. В настоящее время термин использу-
ется, чтобы обозначить папский документ.
Высокий Айк Армянский географ VII в. Анания Ширакаци
описывает провинцию следующим образом: Высокая Армения
заключает в себе 9 областей: 1. Даранаги, 2. Аръюц, 3. Мендзур, 4.
Екегеац, 5. Мананаги, 6. Дерджан, 7. Спер, 8. Шатгомк, 9. Карин.
Эта Армения, соответственно своему названию, действительно
выше всех других земель, ибо от нее текут реки на все четыре
стороны. В ней 3 горы, много дичи и годных (в пищу) птиц, те-
плые воды, соляные копи, изобилие во всем, и город Феодосиополь.
(Многие включают туда Трапезунд).
Гбо «гбо-франки» – тюркоязычные армяне-франки, прожи-
вающие в Бавра, Хульгумо, Картиками, Турцхе и в Ахалкалак-
ском районе.
Георгиевский трактат Согласно условиям Георгиевского
трактата 1783 г., Картли и Кахети, т. е. Восточная Грузия, сохра-
няя внутреннюю автономию, признавали покровительство Рос-
сии и обязывались служить своими войсками России, следуя ее
внешнеполитическому курсу. Со своей стороны Россия обязы-
валась защищать целостность владений Ираклия II и даже со-
действовать в возвращении под его власть других грузинских
земель, в частности, захваченных османами. Вместе с тем Ира-
клий II позаботился о том, чтобы грузинская элита (дворянство,
духовенство, купечество) была по условиям трактата уравнена
в правах с русской. Значение Георгиевского трактата сразу же
вышло за пределы только русско-грузинских отношений. Он
резко ослабил позиции Ирана и османов на Кавказе, ибо теперь
любое их покушение на Грузию было равноценно нападению на
Россию, с которой в то время охваченный смутой Иран не мог
даже помыслить о конфликте, а османы регулярно проигрывали
России одну войну за другой.
Греки-урумы (урум – «подданный римской империи»). Это
те греки, которые ассимилировались с турками, но не успели
(чаще всего – не хотели этого делать!) полностью поменять
свою веру на мусульманскую. Немало турок переходило в хри-
стианскую веру и они стали называть себя греками-урумами.
Близкие к ним этнические группы – крымские татары, понтий-
ские греки. В современной этнографии урумов (или греков-уру-
мов или греко-татар) принято называть– тюркоязычные группы
греков. Урумы исповедуют православие. В Цалке урумы когда-
то составляли этническое большинство. В 1926 году из 24 тысяч
греков, населявших Тифлис и прилегающие области, более 20
тысяч были туркофонами.
Примерно 27 тыс. греков, изгнанных из Турции, признают
азербайджанский родным языком.
Греко-Католическая Церковь Название ввела императрица
Мария-Тереза в 1774 г. для того, чтобы отличить её от Римо-Ка-
толической и Армянской Католической Церквей.
Джавахк «Это тема моей докторской диссертации. Террито-
рия издревле входила в состав исторической Армении. И только
на очень короткий срок – XI век и первая половина XII века она
вошла в состав Грузинского царства. Но тогда в состав Грузии
вошёл не только Джавахк, вошла вся северная и центральная
Армения, поскольку сами армяне стремились оказаться в со-
ставе сильной Грузии, и наши военачальники из династии За-
карян сражались против сельджуков во главе объединенных
войск Грузинского царства. Грузинская историография считает,
что армяне появились в Джавахке только после переселения из
Западной Армении в 1830 году. Регион Джавахка — часть Вос-
точной Армении и существенная доля армян Джавахка – вос-
точные армяне, говорящие на восточно-армянском диалекте.
Этих армян раньше называли «йерли» – по-турецки «местные».
Многие из них, оказавшись среди переселенцев из Эрзрумского
вилайета, постепенно переняли западно-армянский язык. Толь-
ко в тех сёлах, где местные армяне проживали компактно, им
удалось сохранить свое наречие...» (из интервью Ашота Мел-
коняна, директора Института истории АН РА)
Текст интервью: журнал «Анив»,
В советское время на все публикации и разговоры об армян-
ском Джавахке до 1830 г. (как и о Карабахе) был наложен не-
гласный запрет. Смешно сказать, академики боялись указать,
откуда был родом Мовсес Хоренаци, (прозванный отцом армян-
ской истории, ученик Месропа Маштоца). Ведь по законам ар-
мянского языка, Хоренаци должен быть из села Хоренеа, а село
с таким названием есть только в Джавахке. http://aniv.ru/view.
php?numer– 3&st– 7&rub– 14
Дживани – величайший ашуг в армянской действительности
XIXв . Народный певец родился в селе Карцах (в Ахалкалак-
ском районе), где каждый год в конце июня проходит праздник
его песен. Переехал в Александрополь, где был избран «устаба-
ши» (главным мастером). Оратор, философ, моралист: его му-
дрые наставления и советы из уст в уста передавались в народе,
их используют в качестве афоризмов. До нас дошло около 800
его песен. Во всех его песнях присутствует дух демократии, мно-
гие идеи ашуг выразил иносказательно, в творчество Дживани
приходят песни протеста, ироничные, обличительные и сатири-
ческие. Дживани агитировал следовать за просвещением и на-
укой, любить родину и семью, трудом зарабатывать на хлеб на-
сущный, поскольку «несчастливые дни придут и уйдут».
Увидел новый город я
Большой, и весь армянский,
Тысяч двадцать жителей,
Им не хватает земли,
И пищи нет. Но строит церкви,
Штук пять понастроил,
Удивляюсь их уму!
Подивитесь и вы!
Гусан Дживани
Дзо фамильярное обращение к мужчине среди гюмрийцев.
Ду шеш, шеш беш буквально : 2 на 6, 6 на 5. Число чёрных от-
метин на выпавших игральных костях при игре в нарды.
Грузинизация Так как большинство армян отклонили тре-
бование поменять религию, акцент был смещен на изменение
национальности армян. Такая политика осуществлялась и в
последующие десятилетия. В результате произошла «грузини-
зация» десятков тысяч армян католиков То есть, религию не ме-
няешь, только пишешься грузин. Дальше уже шло направление
их в лоно православной церкви.
Много сёл (с их скорбным списком можно ознакомиться у
А. Симаворяна, В. Овяна и других авторов) к началу 20-го века
числились как армянско-католические, но сегодня полностью
огрузинились и приняли православное вероисповедание. И что
примечательно: отношение к корням резко негативное, что кос-
венно доказывает действительное положение вещей в нацио-
нальной политике титульной нации.
Грузия для грузин Недалеко ушёл от К. Гамсахурдии Бидзи-
на Иванишвили. «Вот у нас здесь, например, живут армяне. А я
диву даюсь: вот у них родина рядом, а они здесь живут. Для вас,
наверное, такого вопроса нет. А для меня непонятно». Интервью
Бидзины Иванишвили главному редактору издания The New
Times Евгении Альбац. То есть, допустим, всем русским надо
убираться в Россию? А там азербайджанцы в Марнеули живут,
их как? Трудно объяснить это оговоркой. Отношение к армянам
сидит крепко и даже трудно скрываемо…
Дуайен ( фр. doyen – старшина, старейшина) – глава дипло-
матического корпуса, старший по дипломатического классу и
по времени аккредитования в данной стране дипломатический
представитель. Во многих католических странах дуайеном дип-
корпуса является Апостольский нунций.
Змарр, Джуни Недалеко от Бейрута, там ещё с 18 века дей-
ствует духовная семинария, готовящая католических священ-
ников армянского обряда, а братство священников собрало
богатейшую библиотеку. Монастырь Змарра был назван Арша-
ком Чопаняном «частицей Армении в ливанских горах». Суще-
ствует также женская конгрегация армяно-католических мо-
нахинь Непорочного Зачатия.
Зона пограничная В период правления Иосифа Сталина
данный регион был объявлен запретной пограничной зоной, вне
зависимости от удаленности того или иного населенного пункта
от государственной границы с Турцией. Каждый отбывающий
на учебу или работу житель Джавахетии, если он прописывал-
ся вне пограничной зоны, автоматически лишался права на бес-
препятственное возвращение в отчий дом. Вынужденный каж-
дый раз подавать заявление в органы внутренних дел по месту
прописки, предъявлять приглашение из Ахалкалаки или Бог-
дановки. В 1960-е годы подавляющее большинство запретных
зон были сильно урезаны. Этот статус сохранился лишь в от-
ношении населенных пунктов, непосредственно примыкающих
к государственной границе. Однако Джавахетия как была, так и
осталась запретной. Вопрос полностью отпал только в результа-
те крушения Советской державы
Изъятие церковного имущества Изъятие церковного иму-
щества– действия большевиков по реквизиции церковных цен-
ностей в 1922 г. под предлогом борьбы с массовым голодом в
Поволжье и в других регионах. В рамках кампании в пользу го-
сударства изымались находившиеся в храмах всех конфессий
изделия из драгоценных металлов и драгоценные камни. Изъ-
ятию подлежали и предметы, предназначенные исключительно
для богослужебных целей (священные сосуды), кампания со-
провождалась репрессиями против священнослужителей. На
самом деле изъятые средства не планировалось передать голо-
дающим.
Индульгенция Согласно катехизису Католической Церкви,
индульгенция – это «отпущение перед Богом временной кары
за грехи, вина за которые уже изглажена». Распространённое же
заблуждение о том, что индульгенция имеет отношение к отпу-
щению грехов – в корне неверно. Грехи отпускаются только в
таинстве покаяния.
Кавбюро В 1921 году решением Кавказского бюро ЦК (Кав-
бюро ЦК РКП(б)) Нагорный Карабах был включен в состав
новообразованной Азербайджанской ССР. Любопытно, что на
карте 1926 года, в «Большой советской энциклопедии», НКАО
граничит в одном месте с Арменией; в дальнейшем же посред-
ством ряда территориальных преобразований области Карабах
был сознательно отделён от Армянской республики. С 1930 года
соответственно корректировались и карты, на которых Лачин-
ский коридор стал обозначаться как территория Азербайджана
и НКАО – отделённая от собственно Армении.
Казем-Бек А. Второй Ватиканский Собор. А. Л. Казем-Бек
родился в Казани в семье гвардии корнета в запасе, предво-
дителя дворянства Спасского уезда Казанской губернии Льва
Александровича Казем-Бека (бабка по отцовской линии – дочь
Л.Н.Толстого).
Камерленго (лат. camerarius) – управляющий апостольской
палатой, имеющий обязательный титул кардинала; распоряжа-
ется собственностью и доходами Святого престола. После смер-
ти папы становится временным главой коллегии кардиналов,
собирает конклав и руководит делами до избрания нового папы.
Карзах В 30-ти км от райцентра Ахалкалаки, у границы
с Турцией, в живописной низине, на берегу озера Хозапин
находится армянское село Карзах. Оно издавна считалось
самым богатым в районе. Турки называли его Кичик (ма-
ленький) Стамбул. Карзах - родина ашуга Дживани, здесь
прошли его детские годы. Ежегодно, в последнюю субботу
июня, широко отмечается праздник Дживани, тысячи кар-
захцев в этот день приезжают почтить выдающегося земляка.
Конкордат Чаще всего, так именуется соглашение между
Папой Римским и главой того или иного государства для опре-
деления условий религиозной жизни на территории последнего.
Условия, оговариваемые в Конкордате, обычно таковы: права и
свободы Церкви; создание и ликвидация епархий и приходов;
назначение епископов, пасторов и военных священнослужите-
лей; привилегии духовных лиц; вопросы церковной собствен-
ности; процедуры бракосочетания и религиозного образования.
Кесаб Местность Кесаб, с территорией немного меньше Аб-
хазии, расположенная на границе Сирии с Турцией на расстоя-
нии 200-300 метров, название одного из одиннадцати располо-
женных здесь армянских сёл. В Кесабе по состоянию на 2011
год (в городе) проживает 2.500 армян, общее население: 3.000. В
основном это выходцы из Кесаба, переехавшие в другие места,
которые ежегодно проводят на родине по несколько месяцев. В
городе действует 8 армянских церквей, 5 школ, издаётся 3 газе-
ты. С 1951 и по сегодняшний день мэрами города и по сегодняш-
ний были исключительно армяне. В далеком прошлом эта тер-
ритория входила в Киликийское царство, так что, несмотря на
драматические повороты истории, армяне здесь живут на своей
земле. Население Кесаба невелико. В Кесабе действует также
католическая армянская церковь, что воспринимается предста-
вителями апостольской и евангелистской церквей абсолютно
естественно и спокойно. Главное для всех кесабцев то, что они
все армяне и христиане, а потому здесь по-добрососедски живут
и мирно покоятся на одном кладбище представители всех трёх
конфессий. Такого в других армянских общинах не встретишь.
Увы, с этим приходилось сталкиваться не раз – прихожане раз-
ных армянских церквей отказываются общаться друг с другом.
Кстати, кесабская евангелистская церковь когда-то выкупила
достаточно большой земельный участок, на котором была воз-
ведена крепость, где на случай вторжения турок может укрыть-
ся все население, независимо от религиозной принадлежности.
Сегодня судьба сирийских армян вызывает тревогу, так называ-
емая оппозиция выступает против присутствия христиан в стра-
не, несколько раз устроив погромы христианских кварталов.
Конгрегация доктрины веры или Конгрегация Вероучения
Старейшая и главная из девяти Конгрегаций римской курии (в
армянской католической литературе называется «Священной
Конгрегацией Востока»). Задачами Конгрегации была подго-
товка миссионеров, обеспечение миссий духовной литературой,
противодействие использованию христианской миссии в поли-
тических целях. Одна из девяти конгрегаций Римской курии,
занимается вопросами евангелизации и миссионерства. Воз-
главляет конгрегацию кардинал-префект. Здание, где находится
Конгрегация, одно из самых пышных в Риме и впечатляет своим
величием и красотой.
Красные бригады Были основаны в августе 1970 года и
опирались на поддержку органов государственной безопасно-
сти Чехословакии (чеш.  

) и Организацией
Освобождения Пелестины. Ставили своей целью создание ре-
волюционного государства в результате вооруженной борьбы
и отсоединение Италии от альянса западных государств похи-
щения видных политиков с целью получения выкупа, что явля-
лось основным источником финансирования группировки. За
первые десять лет после своего создания Красными бригадами
было совершено 14 000 актов насилия. «Дело Моро» буквально
потрясло Италию. Видный политик, схваченный террористами
среди бела дня, когда он направлялся в парламент, находился в
тайном застенке похитителей 55 дней, а потом был безжалостно
расстрелян, а его труп оставили в автомашине на улице Фани в
самом центре Рима.
Курия Римская курия – совокупность подчинённых папе
римскому учреждений, являющихся центральными органами
управления Католической церкви и государства Ватикан. Рим-
ская курия возникла в 12 в. на основе различных учреждений
папского двора. Главный административный орган Святого
Престола и Ватикана и один из основных в католической церк-
ви.
Лазарь (от евр. ‘el’azar, «Бог помог») человек, воскрешённый
Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По еван-
гельскому повествованию Христос вызывает мертвеца словами:
«Лазарь! Выходи!» И Лазарь выходит из пещеры уже воскре-
шённый.
Лазарев Л.И. В 1827 году по просьбе генерал-адъютанта
И.Ф. Паскевича, Л.Е. Лазарев был назначен к нему чиновником
по особым поручениям. Он получил приказ устанавливать связь
между отдельными частями русской армии, отыскивать надёж-
ных проводников, а затем был назначен комендантом главной
квартиры в Дейкаргане и в Туркманчае, где проходили пере-
говоры с наследником персидского престола Аббасом-Мирзой,которые закончились подписанием Туркманчайского договора (февраль 1828).
В распоряжении Лазарева было несколько офицеров и чиновников и небольшой отряд казаков. При этом Лазареву приходилось очень спешить. Он прекрасно понимал, что хотя по договору был дан год на переселение, стоит русским войскам уйти с занятых ими персидских земель, все усложнится во много раз. В три с половиной месяца более восьми тысяч семейств (около сорока тысяч человек) перешло за Аракс.
Генерал Де Лоренцо  Джованни Де Лоренцо был назначен начальником СИФАР в 1955 году. При этом официально был оформлен Договор между ЦРУ и Италией. В демократической печати Италии сообщалось, что де Лоренцо, который был в прошлом руководителем военной контрразведки, составлявшей досье на всех ведущих политических деятелей Италии, вступив в ряды Итальянского Социального Движения, будучи одним из организаторов реакционного заговора, готовившегося в Италии в 1964 г., принес с собой в качестве своеобразного приданого копии этих досье. Они хранились в одном из швейцарских банков и активно использовались неофашистами, как орудие шантажа против партий правительственной коалиции. 
Мецавор  здесь – старейшина.
Монтини Джованни Баттиста Монтини, Павел VI, итальянец из Кончезио, (1963-1978).  Папа Иоанн XXIII (Ронкалли) не принимал ни одного важного решения, не посоветовавшись с ним. Не удивительно, что конклав, состоявшийся после смерти Иоанна XXIII был одним из самых коротких в истории: уже на второй день, Монтини был избран папой и взял имя Павел VI. Павел VI много путешествовал по миру, как никто другой до него. Он посетил пять континентов, получив прозвище "папа-пилигрим". Во время одной из таких поездок на него было совершено покушение. Из его энциклик особого внимания заслуживают  открытая  формулировка социальной доктрины католицизма, и вторая, которая вызвала много возражений вследствие выраженных в ней консервативных взглядов, связанных с католической этикой сексуальной жизни. В последние годы понтификата здоровье Павла VI резко ухудшилось. Он прекратил пастырские поездки, стал более замкнутым, временами впадал в депрессию и даже подумывал об отставке. Но не успел, умер от сердечного приступа. Так что папа Ратцингер мог оказаться вторым за полсотни лет, подавшего в отставку.
Мохреб (Наохреби) , в селе более 300 семей, все армяне, находится в 14км от Ахалциха, основан в 1828-1829 годы. Предки мохребцев переехали из Эрзерумского вилайета (из селений Арцати и Кампир, из сел Арцата и Кампира также было основано село Аластан (Джавахк). С переездом на новое место, прекрасные мастера каменшики построили церковь, действующую и в советские времена, а при советской власти женшины села камнями отогнали «антихристов» и не допустили закрытия церкви.
Микоян  Анастас Микоян начал свою политическую карьеру при жизни Ленина и ушёл в отставку лишь при Брежневе. Окончив сельскую школу, поступил в духовную семинарию в Тифлисе. В конце 1914 года Анастас Микоян записался в армянскую добровольческую дружину Андраника, после чего воевал на Турецком фронте вплоть до весны 1915 года, но из-за заболевания малярией оставил армию. В духовную семинарию в Эчмиадзине поступил в 1916 году. После возвращения в Тифлис, вступил там в РСДРП… занимал руководящие должности и каким-то чудом избежал участи остальных соратников Сталина. Это Микоян в те годы ввёл в обиход рекламу «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
Хорен Первый Мурадбекян  Род. 1873 (Тифлис). Учился в школе Нерсесян, затем в Швейцарии, (где его однокурсником был армянский писатель Аветик Исаакян), в России, в Германии. При Хримян hайрике  преподавал пение в Нерсисянской школе. В 1903 Архимандрит Хорен сопротивлялся указу Николая II о конфискации церковного имущества и закрытии приходских школ  и сослан в Орловскую губернию, откуда вернулся в 1905. В 1909 его выбрали викарием Араратской патриаршей епархии, а через два года он был рукоположен в епископа. Во время Первой мировой войны занимался ранеными армянскими солдатами и помощью беженцам. Католикос Георг V в 1921 назначил его Патриаршим представителем перед государством   (до 1930), затем, своим Местоблюстителем и председателем Св. Синода. В 1924, отказавшись от руководства Араратской Патриаршей епархией, он окончательно обосновался в Св. Эчмиадзине и вел борьбу за независимость Армянской Церкви. В 1932 Национально-Церковный Собор выбрал его Главой Армянской Церкви.  А в апреле 1938 Патриарх-Католикос Хорен I Мурадбекян мученически погиб. В официальных сообщениях было сказано, что он умер от апоплексического удара. Однако по свидетельству личного служителя Патриарха, и лечащего врача Католикоса, он был задушен. 
Муссолини На протяжении многих лет Ватикан вёл борьбу против итальянского государства, добиваясь восстановления института светской власти папы. И, все эти годы, каждый Римский первосвященник, восходивший на Святой Престол, называл себя «оскорбленным затворником и пленником во вражеском стане». Достичь столь желанной цели Ватикану стать независимым удалось лишь 14 февраля 1929 г., посредством заключения с фашистским режимом Италии Латеранских соглашений, которые, с изменениями по некоторым вопросам, действуют и сегодня. Было образовано государство Ватикан, в том виде, в котором оно и существует сегодня (его площадь составляет 44 га). Тем самым, "римский вопрос" был закрыт, а Муссолини был удостоен высшей церковной награды – ордена Христа.

Мхитаристы  Монашеский орден армян-католиков. Мхитаристское аббатство - одна из золотых страниц в истории армянского духа и мысли.
Основан в 1712 г. (Севастийским). Он задумал создать под главенством папы литературно-ученую конгрегацию, члены которой поставили бы себе целью поднятие культурного уровня армянского народа и сохранение памятников древней армянской письменности. В глазах Мхитара Себастаци уния с Римом была только средством для достижения цели, в душе он всегда оставался сторонником национальной армянской церкви. С 1717 обосновался на острове Св. Лазаря – Сан-Ладзаро дельи Армени, близ Венеции, который Себастиец, отдавшийся под покровительство папы римского, получил от венецианских правителей. Главное направление деятельности ордена – культурное развитие армянского народа, развитие арменоведения, сохранение языка и памятников древнеармянской письменности, проповедническая деятельность в странах Ближнего Востока. Также орден содействовал влиянию Ватикана на Ближнем Востоке.

«Мшеци-франки» проживают в сёлах Эштия, Уджмана, Ждановакан Ниноцминдского муниципалитета.  Приставка "мшеци" означает "из Муша". Именно из этого города переселились предки армян, проживающих в указанных селениях.

Нерсисяновская духовная академия  Открыта в 1824 в Тифлисе стараниями патриарха-католикоса Нерсес V Аштаракеци - первая в городе общеобразовательное среднее учебное заведение. (существовало до 1921). Через некоторое время была преобразована в епархиальную Нерсисяновскую духовную семинарию при Ванкском соборе. Интересно, что Нерсесяновская семинария стала местом зарождения армянского театра. Одними из первых выпускников школы были Хачатур Абовян (основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф) и Степанос Назарян (российский армянскийиздатель, публицист, просветитель, историк литературы и востоковед, был профессором персидской и арабской литературы в Лазаревском институте восточных языков в Москве. Получил докторскую степень за работу по анализу поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Издавал в Москве влиятельный журнал «Юсисайпал» (рус. «Северное синяие»), который оказал большое влияние на развитие армянской общественной мысли. Школа торжественно отметила свое 100-летие в 1924г. Но этот год стал для неё последним. Её выпускниками стали более 2 тыс.человек, блестящая плеяда армянской просветительской интеллигенции.

Нунций  Дипломатический представитель Святого Престола. Нунций играет двойную роль. Во-первых, он обеспечивает связь между Римом и Церковью, подготавливает досье на кандидатов на пост епископа. С другой стороны, как посольство Святого Престола, нунциатура обеспечивает дипломатические отношения Ватикана с  гражданскими властям. В Париже Де Голль потребовал, чтобы папа лишил сана и должностей 33 французских епископов, которые были известны своим коллаборационизмом с фашистами. Для погашения конфликта нужен был новый нунций. Посредничество Ронкалли увенчалось успехом: большинство епископов смогло остаться на своих постах.

Исраэл Ори   Родился в 1658 году в селении Сисиан в Армении. Сын одного из армянских князей - меликов. В молодости был в составе делегации, искавшей поддержки европейских держав в борьбе армян против иранского и турецкого ига, посетил Константинополь, Венецию, Париж, Вену. Позднее служил во французской армии, вступал в контакты с высокими политическими кругами Франции, в ходе которых постоянно поднимал вопрос об освобождении армянского народа от иноземного ига, однако встречал лишь холодное безразличие.
Остров Анзер – второй по величине остров в составе Соловецкого архипелага после Соловецкого. Площадь 47 км;. На языке вепсов (угро-финская группа) означает «очень вытянутый остров». От других островов архипелага Анзерский отделён проливом. Большая часть острова покрыта болотами, поросшими сосной. В период Соловецкого ГУЛага в анзерских скитах было организовано шестое особое отделение лагеря.

«Папа Гитлера» 2 марта 1939 г. новым папой стал сторонник заключения конкордата с нацистской Германией, государственный секретарь, кардинал Эудженио Пачелли, принявший имя Пия XII (1939-1958). 12-летнее пребывание на посту нунция (посла) в Германии (с апреля 1917 г. по декабрь 1929 г.) не прошло даром для очередного папы. Будучи убежденным германофилом, он даже в Риме окружил себя немцами, за что и получил прозвище "немецкого папы". Как говорил кардинал Ришелье, Церковь должна служить не только Богу, но и королю.

Паскевич Иван Федорович (1782 – 1856) генерал-фельдмаршал
Школу боевой закалки Паскевич прошел в годы русско-турецкой войны 1806-1812 гг. он был адъютантом у сменяющих друг друга главнокомандующих (И.Михельсон, А.Прозоровский, Н.Каменский), В этой войне он заслужил пять боевых орденов (том числе св. Георгия 4-й 3-й степеней), золотую саблю с надписью: «За храбрость» и чин полковника. Мало кто из офицеров в 28 лет мог похвастаться тем же. он женился на Елизавете Алексеевне Грибоедовой, троюродной сестре автора «Горе от ума» (в 1826 г. заступился за своего опального родственника).
В начавшейся войне с Персией русские войска под руководством Паскевича одержали победу под Елисаветполем, где 7 тысяч русских наголову разбили 35-тысячную армию наследного принца Аббас-мирзы (особенно доблестно действовала первая линия войск, возглавляемая генерал-майором Мадатовым).
Осенью 1827 года его армия двинулась в трудный горный поход в Эриванское ханство, подвластное Персии. Прежде чем штурмовать оплот Персии на ее границах – Эривань, предстояло овладеть ее преддверием – крепостью Сардар-Абад. «За отличное мужество, твердость и искусство, оказанные генерал-адъютантом Паскевичем при покорении Сардар-Абада, важном завоевании знаменитой в Азии крепости Эривани» ему был пожалован  орден Георгия 2-й степени.
После покорения Эривани Паскевич взял Тебриз и был готов к наступлению на персидскую столицу, потому Тегеран согласился на мир. По Туркманчайскому мирному договору, подписанному в феврале 1828 года, Россия получила Эриванское и Нахичеванское ханства и право держать военный флаг на Каспийском море. В связи с успешным завершением войны главнокомандующий русской армией на Кавказе. Был удостоен титула графа с наименованием «Эриванский».
Желая избежать лишних потерь, главнокомандующий русской армией послал коменданту Карса ультиматум: «Пощада невинным, смерть непокорным, час времени на размышление», и гарнизон положил оружие. Затем были взяты с бою крепости Ахалкалаки и Ахалцих, в полевом сражении у Каинлы разбито Султанское войско под командованием Гакка-паши. Когда в июне 1829 года Паскевич подошел к Эрзеруму, в стотысячном городе началась паника, и гарнизон сдался на милость победителя. Успехи русских войск И.Дибича на Балканах ускорили полное поражение Турции на обоих театрах войны и подписание Адрианопольского мира.
После окончания войны Паскевич продолжал исполнять обязанности наместника на Кавказе.   
Незадолго до своей кончины 1856 Паскевич завещал в фонд государственного инвалидного капитала огромную сумму в 50 тысяч рублей серебром. На эти деньги он просил содержать ежегодно 200 человек увечных нижних чинов – бывших воинов.

Молодой католический патер Франческо (Газарос Агаджанян), в 1919 1921 гг. служил в тифлисской армяно-католической церкви Св.Григория Просветителя.

Письмо  Это любопытный документ был опубликован совсем недавно в L'Osservatore  Romano. Письмо отправлено накануне конклава 1958 года тогдашнему камерленго кардиналу Алоизи Мазелле кардиналом Чельсо Константини, в котором он рекомендует Коллегии кардиналов избрать преемником Пия XII армянского кардинала Григория-Петра XV Агаджаняна. Но в результате патриарху Армянской католической церкви не хватило нескольких голосов для избрания на престол св. Петра,=пишет L'Osservatore  Romano. Всё же избранный Джузеппе Ронкалли, Папа Иоанн XXIII, вскоре сделал Агаджаняна «красным Папой» = так называют префекта Конгрегации «De propaganda fide», одной из самых влиятельных дикастерий Римской курии, отвечающих за миссионерскую деятельность Церкви. Он был одним из четырех кардиналов-модераторов Второго Ватиканского собора и принял значительное участие в разработке соборного декрета о миссионерской деятельности Церкви «Ad gentes». Между прочим, над декретами в качестве эксперта работал молодой теолог Йозеф Ратцингер, впоследствии папа римский ). 

Поселение в Грузии и Армянской области Имеются подробные списки «переселяющихся семейств из Карса и пашалыка его душ 13829), из Ардаганского санджака (909), из Баязета и пашалыка (душ 14948).Греческие селения переселены в Борчалинский уезд, торговцы и ремесленники в города Ахалцых и в укреплении Гумры…» (Отношения грузинского гражданского губернатора Завилейского П.Д., командира русских войск в Эрзруме Панкратьева Н.П., 1930 г)

Пурпуроносцы, Кардинальская шапка Один из главных символов облачения Кардиналов римско-католической церкви. Красный цвет символизирует готовность её носителя пролить кровь за веру и за Церковь. Первоначально, только шапка символизировала присвоение человеку сана кардинала, однако впоследствии всё облачение кардиналов стало красным и кардиналов стали называть пурпуроносцами. Изречения «дать кардинальскую шапку» или «получить кардинальскую шапку» означали возведение в достоинство кардинала.

Радио Ватикана Итальянский суд постановил, что электромагнитное излучение от мощных передатчиков радиостанции, расположенных в северном пригороде Рима в Санта-Мария-ди-Галерея, наносит непоправимый вред здоровью жителей ближайших домов, у жителей района значительно повышен уровень онкологических заболеваний. Однако, хотя Ватикан сумел остановить судебное разбирательство, сославшись на то, что передатчики расположены на земле, принадлежащей Ватикану, на которую не распространяется юрисдикция итальянского суда, всё же кардинал, куратор радио, был приговорён к 10дням тюремного заключения, а Ватикан- к денежным штрафам.

Райя В Османской империи – особое сословие с низким социальным статусом, подлежавшее высокому налогообложению в противовес более престижным социальной группе аскери (военных и правителей). С с восемнадцатого века  , когда термин получил наибольшее распространение, в райю включалось немусульманские подданные (христиане и евреи ), независимо от своего социального статуса.

Репрессии Огромное церковное имущество львовского армянокатолического архидиоцеза, включая церковные постройки в городах Львов, Ивано-Франковск, Тисменица, Лисець, Куты и др., было национализировано. При этом большая часть этнического армянского населения была выселена в Польшу. Ликвидация Армянского католического архидиоцеза Львова осуществлялось сотрудниками львовского НКГБ, с личного ведома первого секретаря ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущёва. При возрождении Украинской епархии ААЦ, в январе 2000 года Львовский армянский собор был возвращен Армянской апостольской церкви

СЛОН, СТОН  Соловецкий Лагерь Особого Назначения, Соловецкая Тюрьма Особого Назначения.

Статья 58, 58-10  Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, ... влекут за собой лишение свободы...

Священная Конгрегация пропаганды веры Для распространения католичества на Востоке, папа Григорий XV, в 1622 г. основал «Священную Конгрегацию пропаганды веры» (в армянской католической литературе называется «Священной Конгрегацией Востока»). Позднее Конгрегации пропаганды веры был подчинён Папский Урбанианский университет, предназначенный для обучения будущих миссионеров, (сейчас это Конгрегация евангелизации народов).

СИФАР После 1956 года была резко активизирована работа с левой оппозицией секретных служб и структур министерства внутренних дел. Специально созданное подразделение, дислоцированное на конспиративных квартирах, внимательно следит и документирует секретные дела правительства и государства, В 1963 году в секретном документе ЦРУ отмечалось, что собранные политической полицией Италии досье на несколько тысяч политических деятелей оказались в руках частных лиц и могли использоваться для шантажа. После назначения по рекомендации ЦРУ начальником СИФАР генерала Де Лоренцо, спецслужба получила солидное финансирование, была оснащена современной дорогостоящей специальной техникой, В числе конкретных поручений ЦРУ, выполненных СИФАР, была установка техники прослушивания и записи личных разговоров президента республики и римского папы.
 «Долгожительство» в должности шефа СИФАР генерала Де Лоренцо во многом было обеспечено с помощью безосновательных, но умело инсценированных и подогретых спецслужбой слухов о якобы существующем заговоре с целью покушения на главу президента Италии. К 1960 году СИФАР располагала уже не тысячами, а 150 тысячами досье на депутатов, сенаторов, профсоюзных активистов, партийных руководителей и чиновников всех мастей. В числе «подшитых к делу» оказались порядка 4500 священнослужителей и представителей различных епископальных организаций. Принцип этой работы был сформулирован чётко: «Знать всё обо всех». В разъяснении о порядке сбора информации для досье говорилось, что Контактами следует считать все отношения, как личные, дружеские, так и вытекающие из деятельности в вышеозначенных сферах, то есть, с представителями политических, экономических, интеллектуальных кругов, а также с подозрительными или опасными для национальных интересов личностями.
Синод (святейший синод)  В старой России: высшее учреждение, управляющее православной церковью; в настоящее время – совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси.

Тихон Белавин (Беллавский) Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании ; в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава. Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении
Туркманчайский договор  Договор был подписан в деревне Туркманчай 22 февраля 1828 года и подтверждал территориальные приобретения России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года. По Туркманчайскому миру к России также отходили Эриванское и Нахичеванское ханства, при этом правительство Персии обязалось не препятствовать переселению армян в Россию. Одновременно с мирным договором был подписан торговый трактат, в соответствии с которым русские купцы получили право свободной торговли на всей территории Ирана. Подтверждалось исключительное право России держать военный флот на Каспийском море.Договор подрывал позиции Великобритании в Персии. Особенно большое значение договор имел для судеб армянского народа, часть которого в результате его подписания переселилась в Закавказье.
В выработке условий договора участвовал русский писатель и дипломат Александр Грибоедов.
Павел Флоренский – отец Павел Флоренский, выдающийся мыслитель, культуролог, естествоиспытатель. Из следственного дела: Павел Александрович Флоренский (1882–1937), русский православный священник, ученый-энциклопедист, философ, богослов, физик, математик, инженер, сын армянки Ольги Сапаровой из древнего рода карабахских армян, закончил гимназию в Тифлисе и физико-математический факультет Московского Университета. Арестован 21.05.1928, приговорен к высшей мере наказания постановлением Особой Тройки УНКВД Ленинградской области. Расстрелян 8 декабря 1937 года.
Существуют разные версии его гибели. Согласно одной из них, он отдавал свой скудный паек другим и умер голодной мученической смертью» «Ваш дедушка Флоренский на Соловках был самый уважаемый человек – гениальный, безропотный, мужественный, философ, математик и богослов. Мое впечатление о Флоренском, да это и всех заключенных мнение, бывших с ним, – высокая духовность, доброжелательное отношение к людям, богатство души. Все то, что облагораживает человека». А.Г. Фаворский

Франги Первоначально слово «франк» связывалось у армян с крестоносцами, которые проходили через Армянскую Киликию. Позднее слово «франк» стало ассоциироваться с католическими миссионерами из монашеского ордена фрасцисканцев, которые проповедовали в Киликии в XVI – XIX вв. После принятия некоторой части армян, это слово стало означать армян-католиков. По причине довольно низкого уровня грамотности, многие армяне-католики Ахалцихского уезда имели слабое национальное самосознание и наивысшей ступенью своего самосознания считали не национальную, а именно религиозную идентичность, называя себя «франками».

Хас франг  «хас-франки» проживают в сёлах Аластани и Варевани
Ниноцмидского муниципалитета. Аластани и Варевани

халх   Люди (груз.)

Хорен Мурадбекян Тифлисский Убийство Католикоса Всех Армян армянскими же агентами ГПУ в начале апреля 1938 года – несмываемое пятно нашей истории. Именно в это время заместитель председателя ГПУ Закавказья Лаврентий Берия в письме к первому секретарю ЦК КП(б) Армении А.Ханджяну предложил, точнее – приказал ему сделать все от него зависящее, чтобы “дашнак” и “антисоветчик” архиепископ Хорен Мурадбекян не был избран на патриарший престол. Окончательный разгром и ликвидация Армянской Апостольской Церкви – такую цель поставило в 1937 году большевистское руководство республики перед органами государственной безопасности. НКВД Армении начал подготовку к выполнению этого партийного задания. Выполнение операции было поручено секретно-политическому отделу НКВД. Чтобы обезглавить церковь, надо было начать с ликвидации строптивого Католикоса Хорена I Мурадбекяна.
В апреле 1938 года Католикос всех армян был задушен.

Эрзрум (Карин)  Старые названия: Карин, Карано, Каликала, Феодосиополь, Ардзн-Рум, Арзен) — город в Западной Армении, столица Высокой Армении (Мец Айк). Город с раннего Средневековья известен на весь восток как центр ковроделия в Армении. Слава ковров произведенных в нём была на столько велика, что от арабского названия города произошло арабо-персидское слово «кали»  — ковёр. Во время этого похода Эрзурум посетил  А.С.Пушкин, описавший поездку в своём «Путешествии в Арзрум». В области насчитывалось четыреста армянских церквей и больше полусотни монастырей.
Увидел новый город я
Большой, и весь армянский,
Тысяч двадцать жителей,
Им не хватает земли,
И пищи нет. Но строит церкви,
Штук пять понастроил,
Удивляюсь их уму!
Подивитесь и вы!
Гусан Дживани

Использованные источники и литература

Акимов Б. Путь Мхитара или Армянская Венеция. Наука и религия. 2001.- N7. - С. 15-16. Путь Мхитара или Армянская Венеция
Амирханян А. Т. Тайны дома Лазаревых.љ- М.,1992.
Армянская Советская энциклопедия, т. 5, Ереван, 1979,
Ароян С., Краткая история армянской католической церкви,
Диалог о вере и неверии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004 (2-е изд). 2007
А.Арутюнян  Армяне без армянского языка и только по родительской линии, газета «АЗГ», N 218, 04-12-2004
Джумбер Копалиани, доктор исторических наук, директор дманисского Дома культуры. «Сакартвелис республика», 11-12 января 2011г.
Восточные христианские церкви: Церковно-исторический справочник / под ред. П.Н.Говор.- СПб.,1999.
Григор Агаджанян. Голос пастыря: Пастырские послания. Венеция, 1967 (на армян. яз.).
Георгий Тигранов. Арам Хачатурян
Григулевич И. Р. Папство. Век двадцатый
Ильинский М. Венецианская Армения //Известия. - 1987. - 24 декабря.
Казем-Бек А. Определения Свящ. Синода О Втором Ватиканском Соборе 1963. №1.
Казем-Бек А II Ватиканский собор: замыслы и итоги. М., 1968
Католическая энциклопедия Энциклопедия всесторонне описывает Католическую церковь; также содержит статьи, посвящённые различным аспектам мировой культуры, связанным с Католической церковью, и статьи о других христианских Церквях и нехристианских религиях и философских учениях. Значительный пласт статей посвящён истории Католической церкви в России
Католицизм  под ред. Л.Н. Великовича. М.,1999.
Католическая энциклопедия. Т. 1, Москва, Издательство францисканцев, 2002 Карапетян С., «Джавахк», книга 9, Ереван, НАН РА, 2006г.
Абраам Кретаци, История, исследовательский оригинал, введение и ознакомительная часть, русский перевод Н.К.Хорханяна, Ереван, 1973,
Лалаян Е., Сочинения, том I, Ереван, 1983,
Т. Локмагезян Армянская община Стамбула: прошлое, настоящее, проблемы
Магакия Орманян. История Армянской Церкви.
Мамулия Г., Концепция государственной политики Грузии в отношении депортированных и репатриированных в Грузию месхов. Общественно-политический журнал. "Центральная Азия и Кавказ", № 1(2) 1999 г.,
Меликсет-Бек Л.М., Грузинские источники об Армении и армянах. т. 2, Ереван. 1936, стр. 34. Цитир. По Карапетян
Наири Григорян. Больше, чем Церковь / НГ-Религии - 2000. N 2 (49) 26 января.
Нейхардт А. А. Древняя Греция. – М.: «Правда», 1991.
Лидия Орлова Католицизм с кавказским акцентом, 10-06-2010,
Петросян А. Франги: историко-этнографическое исследование, www.mashtots.ru
Пион Акопян  Приглашение к благоразумию, Эчмиадзин 1993,
Ришелье А.-Ж. дю Плесси. Политическое завещание. Принципы управления государством. — М.: Ладомир, 2008.
Ришелье. Мемуары. М.: АСТ, Люкс, Серия «Историческая библиотека», 2008
Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. СПб., 1999 Симпозиум, 2006 
Сетян Н. Кардинал Григорий Петр Агаджанян: Жизнь и деятельность. Громкла, 1967–68, с. 1–73 (на армян. яз.)
Осипова И. «В язвах своих сокрой меня. Гонения на католическую церковь в СССР» М., 1996                В.Овян, А. Симаворян Религиозно-конфессиональная ориентация армян в Российской Федерации. В., Фонд «Нораванк» 201 г.
Симаворян А., Овян В., История армянской католической церкви, Некоторые вопросы армян Джавахка, Ереван, 2009.
Сурманек Ш. Общие тенденции развития католицизма после II Ватиканского собора. М., 1987
Токарев С.П. Религия в истории народов мира. – М.,1990.
Алексей Толпыго  Как делают пап
Умберто Эко Имя розы  Пер. с итал. Е. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2007
Умберто Эко, кардинал К. М. Мартини «Диалог о вере и неверии», ББИ, 2011 г., серия “Диалог”.
Умберто Эко Остров накануне  Пер. с итал. Е. Костюкович. СПб.: Можно прочитать: http://www.erlib.com///0/
Чарная Юлия  Из переписки. Пекин-Торонто. 09.09.2010
Шахназарян Н., Армяне Краснодарского края, Сборник информационно-методических материалов, Краснодар, ЮРРЦ, с. 36, 2008
;;;;;;;;;; ;., ;;;;;;, ;;;;;, 2006, ;; 502
;.;;;;;;;;, ;;;;;;;;; ; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;1918-; ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;, ;;;;;, 1992
;.;. ;;;;;;;;;;;, ;;;;;; : ;;;;;;;;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;.; ;. ;;;;;;;;;. - ;;;;;, 2002
;. ;;;;;;;;;   ;;;;;;, ;;;;;;;;;  ;;;;;, 2003
;;;;;;;;  ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;., ;;;; 1967-1968
;;;;;;;;  ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;., ;;;; 1970
Andrew Greeley, The Making of the Popes, 1978, The Politics of Intrigue in the Vatican, Kansas City, 1979
Bruce Dunkan  Crusade Or Conspiracy: Catholics and the Anti-Communist Struggle in Australia. UNSW Press, 2001, 491 р.
Недавно обнаружили документальный фильм, называется "Град славного святого Патрика". Был снят документальный фильм о визите Кардинала Пьетро Agagianian Грегорио (папского легата) который пролил новый свет на Ирландию 1961 года. Вместо знаменитостей из мира музыки, кино или спорта, и других известных лиц украшением толпы было огромное  количество папских и католических священников, которые составили свиту папскому посланнику. Изюминкой этого года стал визит в Ирландию папского легата кардинала Пьетро Agagianian Грегорио. Это были длинные празднования Святого Патрика, самые длинные из тех, что когда-либо здесь видели. В отличие от более поздних времен, с парадами и фейерверками праздник святого, эти торжества длились целый год.

Ссылки
Gallaery of the Armenian Catholic Patriarchs. Все церкви армяно-католические
Bibliography. Croaty, A. Cardinal Agagianian, papal legate: a profile. Dublin: J. Duffy, 1961.
А.Арутюнян, Армяне без армянского языка и только по родительской линии, газета «АЗГ», N 218, 04-12-2004
Алексей Толпыго  Как делают пап.
Armenian Catholic Church in Russia http://www.armeniancatholic.ru/en/index.html

Православная энциклопедия. Статья «Армянский обряд» http://www.pravenc.ru/text/76130.html
Мхитар Себастаци (Севастийский)  http://kolibry.astroguru.com/01130606.htm

Т. Локмагезян, Армянская община Стамбула: прошлое, настоящее, проблемы, http://www.noravank.am
Эдуард Абрамян Некоторые аспекты политики Грузии в отношении католиков   
Gallaery of the Armenian Catholic Patriarchs. Все церкви армяно-католические
http://www.armeniancatholic.ru/en/index.html

А.Смирнова Папа Пий XII и фашизм (Анализ документов и действий папы в годы гитлеровской власти в Германии.
Armenian Catholic Church in Russia Арестакес Симаворян noravank.am – 24/12/2010

http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID– 2907 Мещанский районный суд столицы поддержал приход Армянской Католической Церкви, который добивается регистрации,
http://religion.ng.ru/people/2010-10-06/6_catolicism.html
http://www.hierarchy.religare.ru/h-uniate-armcatobr.html  Обряд Армянско-католической церкви
http://www.hierarchy.religare.ru/h-aincvost-armobr.html   Обряд Армянской Апостольской церкви 
«К избранию на Верховный понтификат предлагаю…» письмо кардинала Чельсо Константини  2688#respond 
Павел Флоренский  http://www.solovki.ca/gulag_solovki/florenski.php
http://www.solovki.ca/gulag_solovki

Продолжение читайте:

http://www.proza.ru/2015/01/08/1017   1 часть
http://www.proza.ru/2015/01/08/1121   2 часть
http://www.proza.ru/2015/01/08/1144   3 часть
http://www.proza.ru/2015/01/08/1491   4 часть
http://www.proza.ru/2015/01/08/1522   5 часть
http://www.proza.ru/2015/01/08/1573   6 часть
http://www.proza.ru/2015/01/08/1601   7 часть

 
2014г. Москва