Герой нашего времени. Орловские штрихи к роману

Александр Бельский Город Орёл
«Герой нашего времени»: Орловские штрихи к великому роману

М.Ю. Лермонтов – один из самых уникальных и загадочных людей на свете. Блистательный поэт! Изумительный прозаик! Прекрасный художник! Отважный воин! И такая короткая жизнь…
Мы с воодушевлением отмечаем, что в жизни Лермонтова есть орловские страницы. Его родители познакомились в селе Васильевском Елецкого уезда Орловской губернии. Михаил Юрьевич бывал на Орловщине. Здесь жили его родные и близкие. Знаменательно и то, что от романа «Герой нашего времени» идет прямой мостик в Орловский край.
Служил при Алексее Петровиче…

Еще в 1803 году писатель и историк, орловский помещик Н.М. Карамзин создал повесть «Рыцарь нашего времени». Лермонтов назвал свой роман явно под влиянием заголовка этого произведения.    Александр Николаевич Карамзин – сын Николая Михайловича – был человеком лермонтовского поколения и склада, один из тех, кто дал Лермонтову материал для создания образа Печорина.

Известный мастер слова А.Н. Толстой ярко и точно высказался о «Герое нашего времени»: «Лермонтов-прозаик – это чудо… мы должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее, как истоки великой русской прозаической литературы». Необычайно важно и то, что в этом литературном творении изображено становление, по словам Достоевского, «в человеке человека».

В самом начале лермонтовского романа речь идет о герое Отечественной войны 1812 года, генерале от артиллерии, генерале от инфантерии, дипломате  Алексее Петровиче Ермолове. Он родился в Москве. Жил в Орле. Отклик Ермолова на известие о смерти Лермонтова сообщил П. И. Бартенев: «Уж я бы не спустил этому NN [Мартынову]. Если бы я был на Кавказе, я бы спровадил его; там есть такие дела, что можно послать да, вынувши часы, считать, чрез сколько времени посланного не будет в живых… Можно позволить убить всякого другого человека, будь он вельможа и знатный: таких завтра будет много, а этих людей не скоро дождешься!». «Кавказец» и «Спор» написаны вскоре после личной встречи с Ермоловым, которая могла состояться в Орле или в Москве в конце января – начале февраля 1841 года: проездом в столицу Лермонтов должен был передать Ермолову частное письмо от генерал-адъютанта П.Х. Граббе, написанное в январе. Видимо, о Ермолове говорит Лермонтов в стихотворении «Спор»:

И, испытанный

                трудами

Бури боевой,

Их ведет, грозя очами,

Генерал седой.

Упоминание опального Ермолова с подчеркнутым уважением на страницах «Героя нашего времени» воспринималось современниками как смелый выпад. Максим Максимыч называет Ермолова просто по имени и отчеству, что свидетельствует о симпатии к нему старых «кавказцев»: произнося это имя, Максим Максимыч «приосанился».

«Зато какая прелесть «Тамань»!»

Когда мы говорим о Грушницком – одном   из главных персонажей  «Героя нашего времени», то вспоминаем и князя, декабриста В.М. Голицына,   знакомого Лермонтова.  Валериан   Михайлович   отбывал ссылку в 1839–1843 годах в Орле под секретным надзором. По мнению Д.Д. Оболенского, знавшего Голицына только в поздние годы, эпизод в романе «Герой нашего времени», когда Грушницкий после солдатских погон надевает офицерские эполеты, взят из жизни Голицына.

Незабываемы образы женщин в романе. Они благородные, нежные, умеющие самоотверженно любить. Обаятельнейшая Варвара Александровна  Лопухина – близкий друг  Лермонтова, одна из самых его глубоких сердечных привязанностей. Лопухина – родственница орловских Лопухиных. Варвара Александровна послужила прототипом Веры в «Княжне Мери».

24 июня 1841 года  уроженец Орла, историк, профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский, прочитав в «Москвитянине» стихотворение «Спор», отмечал, что Лермонтов – большой талант. Сильное впечатление произвел на Грановского «Герой нашего времени». Тимофей Николаевич и некоторые современники считали Наталью Мартынову прообразом Мери или Веры, связывали ее имя с последней дуэлью поэта. По-видимому, Наталья нравилась Лермонтову и отвечала ему взаимностью.

Для орловца И.С. Тургенева   проза Лермонтова – воистину восхитительно благоуханное искусство. Тургенев пишет: «…Из  Пушкина целиком выработался Лермонтов, та же сжатость, точность и простота. Но у Лермонтова кое-где проглядывает рисовка, он как будто красуется <…>. В «Княжне Мери» есть точно отголосок французской манеры. Зато какая прелесть «Тамань!». Лермонтов, по словам И.С. Тургенева, до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Этот «тяжелый взор» произвел неизгладимое впечатление на И.С. Тургенева. Иван Сергеевич дает подробный портрет поэта: «…в наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных темных глаз».

«…заглянуть в душу людей…»

Ошеломляющие воспоминания оставил Иван Дмитриевич Лужин – флигель-адъютант  императора Николая I, полковник лейб-гвардии конного полка, впоследствии обер-полицмейстер Москвы, племянник орловского помещика   Н.С. Шеншина. Семья Лужиных сохранила дружеские отношения с Лермонтовым и после смерти Шеншина (1835 г.).

Впервые в опубликованном анонимном предисловии к английскому переводу «Героя нашего времени» в 1854 году читатель с горечью узнает о чудовищном отношении власти к молодому поэту. Сам Лужин находился в Зимнем дворце, когда там стало известно о гибели Лермонтова; именно он передал Карамзиным слова, явившиеся первой реакцией императора: «Собаке собачья смерть».

У нашего земляка, литературного  критика и публициста Дмитрия Ивановича  Писарева  было до крайности сложное отношение к творчеству Лермонтова. Пренебрежительно отзываясь о поэзии Лермонтова («Вы восхищаетесь «Демоном» Лермонтова? – Посмотрите, что это за бессмыслица»), Писарев высоко оценил роман «Герой нашего времени».  (Статья «Дворянское гнездо», 1859): «Когда мы изучаем историю, нам редко удается заглянуть в душу людей известной эпохи, не всегда удается перенестись в круг их понятий, объяснить себе, как смотрят они на себя, на мир, на свои отношения к обществу, к семейству и к человечеству. Такие черты не заносятся в летописи, где говорится только о войнах, мирных договорах и действиях государей. Внутренняя, духовная жизнь эпохи может отразиться только в художественном произведении. На этом основании некоторые подобные произведения стоят наряду с драгоценнейшими историческими памятниками. К числу таких произведений можно отнести «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Мертвые души», «Обломова» и «Дворянское гнездо». Онегин, Печорин и Обломов воплотили в себе различные фазы болезни века, поражавшего лучших представителей прошлого поколения…».

Нас изумляет в романе достоверность персонажей и их поступков. Почетный гражданин Орла, орловский губернатор, литературовед Михаил Николаевич Лонгинов, дальний родственник Лермонтова, сделал интересное наблюдение о том, что  в  чертах характера и в биографии поручика Николая Петровича Колюбакина – знакомого   Лермонтова – было немало общего с Грушницким. Лонгинов считал, что в основу рассказа о Бэле положено происшествие, случившееся с родственником Лермонтова Акимом Акимовичем Хастатовым, у которого в Шелкозаводске жила «татарка» под этим именем.

В повести «Бэла» есть такое описание непогоды: «Между тем тучи спустились, повалил град, снег; ветер, врываясь в ущелье, ревел, свистал, как Соловей-разбойник…». Это образ из былины об Илье Муромце и побежденном им грозном Соловье-разбойнике. Лермонтов хорошо знал русское народное творчество: былины и легенды, песни и сказки. Любопытно, что по преданию, поединок Ильи Муромца с Соловьем-разбойником произошел в селе Девять Дубов (ныне Хотынецкого района Орловской области).

М.Ю. Лермонтов с его ежедневной победой над собственной душевной непогодой и общественным ненастьем и сам был как Илья Муромец. Вся жизнь Михаила Юрьевича – драгоценнейший исторический памятник.