Что за звуки! Лермонтов в музыке орловцев

Александр Бельский Город Орёл
200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова

«Что за звуки! неподвижен, внемлю Сладким звукам я …»
(Стихи великого поэта в произведениях композиторов – представителей   Орловского края)

М.Ю. Лермонтова считают одним из самых музыкальных русских поэтов. Михаил Юрьевич пишет: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал; её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, то она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать». Предполагали, что мальчик обладал абсолютно музыкальным слухом. Развитию ребёнка способствовала мать поэта Мария Михайловна Арсеньева. Она была одарена душой музыкальной. Уроженец Орловской губернии, музыковед Иосиф Эйгес удивительно точно заметил: «Лермонтов даёт поразительные, редкие в мировой культуре образцы того, как именно следует говорить о музыке, не искажая её сущности как искусства звукового, как именно следует воссоздать в словесной форме поэтическими средствами своеобразие музыкального переживания». Композиторы тонко чувствуют музыкальность поэзии Лермонтова и сочиняют мелодии на его стихи вот уже более 170 лет.
Известный краевед Павел Сизов рассказывал об орловских композиторах – авторах музыки к стихам М.Ю.Лермонтова в статье
«В мелодиях орловцев» (Орловская правда. – 1984. – 14 октября.– С.3). Мне было интересно продолжить эту тему.

«Слышу ли голос, твой звонкий и ласковый…»
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) композитор, родоначальник русской классической музыки. Он жил в Орле в 1812 году. Мы читаем в воспоминаниях сестры великого композитора Л.И. Шестаковой: «В 1812 году, по случаю войны, вся семья должна была избавиться от грабежа, а главное неприятностей и оскорблений…». О самом сильном впечатлении, полученном в детстве в Орле, Михаил Глинка расскажет в своих «Записках»: «Музыкальное чувство всё ещё оставалось во мне в неразвитом и грубом состоянии. Даже по восьмому году, когда мы спасались от нашествия французов в Орёл, я с прежнею жадностию вслушивался в колокольный звон, отличал трезвон каждой церкви и усердно подражал ему на медных тазах». (Глинка в воспоминаниях современников. – С. 261).
Филолог-славист, академик П.П. Дубровский рассказывал о том, что он читал М.И. Глинке М.Ю. Лермонтова и подал мысль написать музыку на стихи «Слышу ли голос твой», – « и музыка на них, можно сказать, была импровизирована. Вот как это случилось мы ездили с Михаилом Ивановичем за город, за четыре версты от Варшавы, в Беляны, где находится монастырь… Это было в мае, на другой день после праздника Сошествия святого духа и после шумного гулянья… Живописное местоположение Белян на крутом берегу Вислы, роскошная роща, благодатный майский вечер и остатки веселой толпы, оканчивавшей вчерашний праздник польскими народными танцами и песнями под открытым небом и при пискливых звуках какой-то несчастной скрипки, – всё это привело Михаила Ивановича в самое доброе, весёлое расположение духа. Мы ездили в Беляны в обществе наших знакомых, между которыми особенно воодушевляла Михаила Ивановича одна резвая и миловидная полька. Когда мы возвратились домой, то он сел за фортепьяно и романс «Слышу ли голос твой» был готов».
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои
Лазурно – глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,

И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

К жанру кантаты должна быть отнесена и  «Молитва» на слова Лермонтова «В минуту жизни трудную» написана в начале 1855 года. Основой её явилась фортепьянная пьеса, о которой Глинка пишет, что она «воплем вырвалась» из его души в 1847 году в Смоленске, «во время жесточайших нервных страданий». К ней, «по совету поручика» (так Глинка называл композитора К. Вильбоа, бывшего военного), были приложены слова Лермонтова. «Молитву» в её второй редакции композитор сочинил для своей ученицы, впоследствии известной певицы Дарьи Леоновой (меццо-сопрано). Глинка предварительно писал для Леоновой эскизы и, убедившись, что она успешно справляется с двухоктавной мелодией, «устроил всю пьесу, «прибавя хор для усиления эффекта»,  и  Глинка указывал, что «по размеру и характеру» это сочинение «имеет право на звание кантаты для гимна» и не резко протестовал против сокращения издателем Стедловским хоровой партии. «Молитва» с большим успехом была исполнена в концерте Леоновой 5 апреля 1856 года… Прослушав пьесу на репетициях, он остался «многодоволен» инструментовкой и исполнением. (Романовский Н. Хоровые сочинения Глинки в книге «Хоровое искусство». Выпуск третий, Ленинградское отделение издательства «Музыка», 1977. – С. 104-105).
Литератор, театровед, переводчик В.П. Василько-Петров поведал о том, как случай свел его и М.И.Глинку 18 февраля 1855 года: «Утром того дня была назначена репетиция концерта, для которого Глинка написал две пьесы, между прочим, музыку на «Молитву» Лермонтова с хорами. Узнав, что Глинка, будет сам управлять репетицией, мы добились позволения присутствовать на ней. Тут мы увидели в первый раз того, перед гением которого давно благоговели». (Глинка в воспоминаниях современников. – С. 284).
В своих воспоминаниях поэт, переводчик и журналист А.Н.Струговщиков рассказывает о встрече с Лермонтовым: « … на вопрос его: не перевёл ли я «Молитву путника» Гёте? Я отвечал, что с первой половиной сладил, а во второй не достаёт мне её певучести и неуловимого ритма и что не мешало бы показать эту вещь Глинке.
– А я, напротив, мог только вторую половину перевести, – сказал Лермонтов, и тут же по просьбе моей набросал мне на клочке бумаги свои «Горные вершины».
Этот автограф, остающийся у меня и поныне, я показал Глинке, прочитав и мои обе половины. Целое ему понравилось, Глинка тотчас же заметил перемену ритма и эффект, который это может иметь для музыки, как это чувствуется и при чтении подлинника. Он тогда же просил меня списать ему целое с вариантом Лермонтова».
          «…И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Григорий Александрович Кушелев-Безбородко (1832-1870), краевед, литератор, меценат, композитор. Ему принадлежала  вотчина в Орловской губернии. Он положил на музыку стихотворения Лермонтова «Отчего», «Молитва» («Я, матерь Божия…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). (Русская поэзия в Отечественной музыке, 1966. – М. – С.186-187). Композитор глубоко раскрывает музыкальными средствами тему дисгармонии отношений между мужчиной и женщиной, тему одиночества:   
               
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
                («Отчего»)

И может быть, композитор почувствовал, что радость совсем близко. 
               
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
 
«…И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…»

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории, глава композиторской школы. Мастер инструментовки, новатор гармонии. Он учился в Морском корпусе в Санкт-Петербурге. Николай Андреевич вспоминает о своей юности: «Из художественной литературы я прочитал Пушкина, Лермонтова и Гоголя…». (Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982. – С.36).
Мы, орловцы, с воодушевлением относимся к тому, что у Н.А.Римского-Корсакова орловские корни. Его мать, Софья Васильевна, родилась в селе Троицкое Малоархангельского уезда Орловской губернии, ныне в Верховском районе Орловской области.
Николай Андреевич неоднократно обращался к трудам орловских фольклористов Петра Киреевского, Михаила Стаховича, Павла Якушкина и воплотил в своём творчестве унаследованные от матери народные напевы Орловщины. «Родиной моих хороводов» назвал композитор Малоархангельский уезд.
Н.А. Римский-Корсаков создал романсы на лермонтовские тексты, поражающие своей торжественностью: «Утёс» («Ночевала тучка золотая»), «Как небеса твой взор блистает», «Тучи», «На севере диком», «Песня Селима» из поэмы «Измаил-Бей», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».
… Когда студёный ключ играет по оврагу,
И  погружая  мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…».
(«Когда волнуется желтеющая нива»)

«…Так эта бледная страница
Пусть милый взор твой привлечёт»
Антон Степанович Аренский (1861-1906), композитор, пианист, дирижер, профессор Московской консерватории, автор учебников гармонии, анализа музыкальных форм.
Аренский часто приезжал и подолгу жил в Ливенском уезде Орловской губернии, где находилось имение его жены – уроженки Орловщины.
До Великой Отечественной войны в Ливенском Доме культуры хранился личный рояль музыканта с его надписью: «Подарок городу Ливны от композитора А.Аренского». В своей вокальной лирике Аренский обращался к стихотворениям Лермонтова: «В альбом» («Как одинокая гробница»), «Песня рыбки» из поэмы «Мцыри», «Еврейская мелодия» («Я видал иногда»), «Послушай, быть может…», «Они любили друг друга», «Я не люблю тебя». 
Прирожденный мечтатель, Аренский обычно повествует о любви, как правило – неразделённой. Например, музыка к стихотворению М.Ю.Лермонтова «В альбом»:
Как одинокая гробница
Вниманье путника зовёт,
Так эта бледная страница
Пусть милый взор твой привлечёт.

И если после многих лет
Прочтёшь ты, как мечтал поэт,
И вспомнишь, как тебя любил он,
То думай, что его уж нет,
Что сердце здесь похоронил он.
(Цыпин Г. М, А.С.Аренский. – М., 1966. – С.97).

Певец, народный артист РСФСР Константин Плужников отметил особенность творчества Аренского: «Выстраивать же драматургию романса следует только в контрастах: воспоминания – реальность. Так безмятежное прошлое переносит нас в настоящее, от трагичности которого мы в душе хотим отказаться. Это как у Лермонтова: «Я б хотел забыться и заснуть» (Плужников К. Забытые страницы русского романса, 1988. – С. 46). Драматургию романса на стихи Лермонтова постиг ученик школы № 1 города Орла Олег Погудин – певец, серебряный голос России. Слушатели овацией встречают музыкально-поэтические произведения в исполнении Погудина.

«Синие очи любовью горят…»
Сергей Никифорович Василенко (1872-1956), композитор, народный артист РСФСР и Узбекской ССР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории. В отрочестве, юности и в зрелые годы он жил в имении своего отца – селе Царёвка Орловской губернии, ныне Долгоруковского района Липецкой области, которое затем унаследовал от него и сам. (Полянский Г. А. С.Н.Василенко. Жизнь и творчество. – М.: Музыка, 1964. – С.231).
Среди романсов последнего периода останавливают на себе внимание два лермонтовских цикла 1940 и 1954 годов.
В первом, состоящем из четырнадцати романсов, наиболее примечательна баллада «Морская царевна»:
В море царевич купает коня,
Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»
Фыркает конь, ушами трясёт
Брызжет и плещет и дале плывёт.
Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.
Вышла младая потом голова,
В косу впилася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Композитору дорог и близок лермонтовский сочный и свободный стих. Он словно опевает музыкой каждую поэтическую строку. Хороши три романса, сочинённые в 1954 году – «Силуэт», «Цевница» Посвящение». Симптоматичен выбор тем: воспоминания о дорогом, уже минувшем в жизни, но до последнего дыхания тревожащем сердце. Излюбленный композитором стиль гибкого мелодичного речитатива нашел в этих романсах наиболее убедительное применение. Пластичная мелодия свободно течет за словом поэта, передавая без подчёркиваний, в прозрачной классической форме романтическую взволнованность, возбуждённость, порывистность стихов Лермонтова. Вокальная лирика Василенко отражает ведущую тенденцию всякого творчества: глубокий и пытливый интерес к миру высоких и чистых душевных переживаний человека. (Поляновский Г.А. С.Н.Василенко. Жизнь и творчество. М., 1964. – С. 231).

«Спи, мой ангел, тихо, сладко…»
Тихон Николаевич Хренников (1913-2007), композитор и общественный деятель, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, профессор Московской консерватории
Т.Н. Хренников родился в городе Ельце Орловской губернии. «В моём сердце навеки остались прелесть улочек старинного русского городка Ельца, где я родился и вырос, – словно на исповеди говорит Тихон Николаевич, – задумчивая речушка Сосна, яблоневые сады, известные всей России, и главное – музыкальная атмосфера, которая царила в семье. Сколько я себя помню, моей мечтой всегда была музыка. Это была моя единственная мечта». (Григорьев Л., Платек Я.. Его выбрало время. – М., 1983. – С.9).
Недалеко от Ельца в селе Васильевском Орловской губернии познакомились родители гениального поэта Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Арсеньева, здесь бывал и сам Михаил Юрьевич. Хренникову близки стихи Лермонтова, они были созвучны его душе, созвучны его детству. Т.Н.Хренников написал музыку на стихи Лермонтова «Молитва» и «Казачья колыбельная песня» Лермонтова (Сведения научного сотрудника Елецкого краеведческого музея Ольги Николаевны Дёминой). 
 
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!...
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки – баю.
(«Казачья колыбельная песня»)

 Музыка орловских композиторов на стихи М.Ю.Лермонтова – дань высокой любви и восхищения перед жизнью и творчеством одного из самых уникальных поэтов мира.