В своих произведениях Ганс Христиан Андерсен воспевает хрупкую и одухотворённую красоту живых существ. Главный герой сказки «Соловей», император, выглядит внешне благополучным, и разумным, и все же, предпочитая игрушку живому существу, он показывает убогость своей натуры. Время идет, и жизнь все расставляет по своим местам. Во время тяжкой болезни механическая птица бесполезна, а живой соловей своей песней возрождает угасающую жизнь, спасая императора от смерти.
Механизмы не способны возвысить человека или утешить его в тяжёлую минуту, а предпочтение искусственных артефактов и технических механизмов живому превращает самого человека в винтик гигантского механизма. Это особенно важно именно сейчас – в эпоху колоссального скачка технических достижений. Упоение легко доступными техническим гаджетами рождает пьянящее чувство всесилия и свободы, но это иллюзия. Человек, предпочитающий искусно сделанные вещи живому, поступает нелепо и противоестественно. Расплата неминуема. Нарушение экологического равновесия ослабляет физическую жизнь человека, оторванность от природы расшатывает психологическое здоровье. Исцеление возможно, но для этого человеку, как в сказке Андерсена, нужно обратиться к своим природным истокам – основе своего бытия.
На картине Харук Евгения настоящий, живой соловей в забавной крестьянской панамке наблюдает за своим металлическим собратом. В его взгляде спокойная уверенность. Он понимает, что ни одна сложно сконструированная игрушка не сможет заменить живое творение природы.
Адрес иллюстрации
http://i.arts.in.ua/i/2523/f_107798.jpg